Решение от 14.03.2024 по делу № 33-706/2024 от 08.02.2024

Судья Романов А.В. № 33-706/2024

№ 2-13/2020

67RS0009-01-2019-000284-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2024 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего: судьи Шитиковой Т.М.,

судей: Коженовой Т.В., Шиловой И.С.,

при помощнике судьи Алешиной И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области на решение Велижского районного суда Смоленской области от 31 июля 2020 г.

Заслушав доклад судьи Шитиковой Т.М., объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области Макарова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения истца Глыжо И.В. и ее представителя Янкиной И.А. относительно жалобы, судебная коллегия

установила:

Глыжо И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ в Руднянском районе Смоленской области, пенсионный орган), о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности и зачете в стаж работы периодов, продолжительностью 23 года 2 месяца 5 дней:

- с 15.08.1993 по 30.09.1993 в должности вожатой в Велижской средней школе № 1,

- с 01.09.1996 по 31.08.2000 в должности педагога-психолога и учителя биологии в Велижской средней школе № 2,

- с 01.09.2000 по 09.04.2014 в должности педагога-психолога и учителя биологии в средней школе № 2 г. Велижа,

- с 10.04.2014 по 31.08.2015 в должности педагога-психолога в объеме 0,5 ставки и учителя географии, в объеме 0,5 ставки в средней школе № 2 г. Велижа,

- с 01.09.2015 по 20.09.2019 в должности педагога-психолога и учителя географии в средней школе № 2 г. Велижа.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 28.06.2018 обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, но пенсионный орган 24.09.2018 в удовлетворении заявления ей отказал в связи с отсутствием требуемого льготного стажа. В добровольном порядке ей включена в специальный стаж работа в должности учителя биологии в Велижской средней школе № 2 с 20.08.1994 по 31.08.1996, всего 2 года 12 дней. Основанием для отказа в назначении пенсии послужило то обстоятельство, что в спорные периоды она занимала должность педагога-психолога и вела преподавательскую деятельность в объеме менее 1 ставки, работала в должности педагога-психолога в учреждениях, не предусмотренных п. 11 постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, а работа в должности педагога-психолога в общеобразовательной школе не предусмотрена Списком.

Глыжо И.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель пенсионного органа – Дорофеев С.А. иск не признал, указав, что время работы пионервожатой до 01.10.1993 не подлежит зачету в педагогический стаж, так как Списками данная должность не предусмотрена, требуемого педагогического стажа 16 лет 8 месяцев (2/3 стажа) у истца не имеется на 28.06.2018. Время работы педагогом-психологом с 01.09.1996 по 28.06.2018 не подлежит включению в специальный стаж, так как преподавательская работа велась в объеме менее 1 ставки, штатная должность, предусмотренная Списком и Правилами № 781, не замещалась истцом в указанный период; с 01.01.2019 изменилось время назначения страховой пенсии.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - МБОУ «Средняя школа № 2» г. Велижа Смоленской области просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Решением Велижского районного суда Смоленской области от 31.07.2020 суд признал решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области № 133049/18 от 24.09.2018 об отказе Глыжо И.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, необоснованным;

признал за Глыжо И.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязал Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области включить в стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периоды работы:

- с 15.08.1993 по 30.09.1993 в должности вожатой в Велижской средней школе № 1 (01 месяц 17 дней),

- с 01.09.1996 по 31.08.2000 в должности педагога-психолога и учителя биологии в Велижской средней школе № 2 (4 года),

- с 01.09.2000 по 09.04.2014 в должности педагога-психолога и учителя биологии в средней школе № 2 г. Велижа (13 лет 07 месяцев 09 дней),

- с 10.04.2014 по 31.08.2015 в должности педагога-психолога в объеме 0,5 ставки и учителя географии, в объеме 0,5 ставки в средней школе № 2 г. Велижа (01 год 04 месяца 21 день),

- с 01.09.2015 по 20.09.2019 в должности педагога-психолога и учителя географии в средней школе № 2 г. Велижа (04 года 20 дней), и назначить Глыжо И.В. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, с 01.01.2020;

взыскал с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области в пользу Глыжо И.В. 300 руб. в возврат государственной пошлины.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Полагает, что начало педагогической деятельности истца имело место с 20.08.1994, следовательно, нормы Положения от 17.12.1959 № 1397, утратившего силу с 01.10.1993, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного положения у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности. Суд необоснованно не учел иные доводы пенсионного органа, высказанные его представителем в судебном заседании.

Истцом Глыжо И.В. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т. 2, л.д. 192-200).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 14.03.2024 произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области на правопреемника – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 28.06.2018 Глыжо И.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых, пенсиях».

Решением ответчика № 133049/18 от 24.09.2018 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (в наличии 2 года 00 месяцев 12 дней, при требуемом - 25 лет). В специальный стаж Глыжо И.В. не включены следующие периоды работы:

- с 01.09.1988 по 23.06.1993 период обучения в Смоленском государственном педагогическом институте им. К. Маркса, так как периоду обучения не предшествовала и за ним не следовала педагогическая деятельность,

- с 15.08.1993 по 15.08.1994 в должности пионервожатой, в связи с отсутствием данной должности в соответствующем списке,

- с 01.09.1996 по 28.06.2018 в должности педагога психолога в средней школе № 2, так как преподавательская деятельность осуществлялась в объеме менее 1 ставки, а работа педагога-психолога в общеобразовательной школе соответствующим списком не предусмотрена,

- периоды забастовок 17.10.1998, с 14.09.1998 по 30.09.1998, с 27.01.1999 по 29.01.1999, с 13.01.2000 по 20.01.2000, 12.10.2005 и 20.10.2006, так как в течение полного рабочего дня в эти периоды педагогическая деятельность не выполнялась (т. 1, л.д. 22-23).

Согласно трудовому договору № 115 от 01.09.2009 Глыжо И.В. принята на работу на должность учителя географии с совмещением 1 ставки педагога-психолога в МБОУ «Велижская средняя школа № 2», в соответствии с дополнительными соглашениями от 19.03.2012, 11.03.2013 к трудовому договору на Глыжо И.В. возложены обязанности классного руководителя (т. 2 л.д. 13-17, 20-28).

По трудовому договору № 204 от 10.04.2014 Глыжо И.В. принята на работу на 0,5 ставки педагога-психолога с дополнительной учебной нагрузкой в МБОУ «Велижская средняя школа № 2», установленной дополнительным соглашением к данному трудовому договору от 01.09.2014, в 2014-2015 гг. учебная нагрузка – 9,5 ч. (т. 2 л.д. 36-41).

Трудовой договор № 223 от 01.09.2015 предусматривал работу Глыжо И.В. на ставку педагога-психолога в МБОУ «Велижская средняя школа № 2», дополнительным соглашением к трудовому договору в 2015-2016 гг. установлена учебная нагрузка 7,5 час.( т. 2 л.д. 43-49);

-на 2016-2017 гг. Глыжо И.В. установлена учебная нагрузка 13,5 час.,

-на 2017-2018 гг. - 13,75 час.,

-на 2018-2019 гг. - 9 час. и 0,5 домашнее обучение,

-на 2019-2020 гг. - 9 час. и 0,5 домашнее обучение (т. 2, л.д. 50-54).

МБОУ «Велижская средняя школа № 2» школа осуществляет наряду с обучением учащихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования адаптированные образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья с 2017 года. Классы компенсирующего обучения имелись в МБОУ «Велижская средняя школа № 2» с 2010 г. (информация школы от 28.11.2019 т.1 л.д. 123-134).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правильно исходил из того, что правовое регулирование назначении пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федерального закона № 400-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2015 и действующего на момент обращения 28.06.2018 Глыжо И.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно п. 19 ч. 1 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пп. 19 п. 1 ст. 27).

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений этого Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» п. 1 названного Постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список от 29.10.2002 № 781).

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении:

в) периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Согласно пункту 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.

Списком от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрены учреждения «школы всех наименований», включены должности «учитель, педагог-психолог».

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования - "обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей". Дети с ОВЗ могут получать образование не только в учреждениях коррекционного типа, но и в образовательных учреждениях основного типа при создании необходимых условий.

В силу части III "Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья" Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В рассматриваемом случае Глыжо И.В., <дата> г.р., имеет высшее профессиональное образование, специальность - учитель географии и биологии, практический психолог (т. 1 л.д. 249-251).

Исходя из записей в трудовой книжке, с 15.08.1993 по 15.08.1994 она работала вожатой в Велижской средней школе № 1; с 20.08.1994 по 01.09.1996 - учителем биологии в Велижской средней школе № 2; с 01.09.1996 по 07.02.2014 - педагогом-психологом Велижской средней школы № 2; 10.04.2014 переведена на 0,5 ставки педагога-психолога и учителя географии; 01.09.2015 переведена на 1 ставку педагога-психолога с преподаванием часов географии (т. 1 л.д. 24- 26).

В спорный период Глыжо И.В. принята на должность педагога-психолога в классах компенсирующего (коррекционного) обучения на 0,5 ставки с установлением педагогической нагрузки учителя в объеме 9,5 часов.

Классы компенсирующего (коррекционного) обучения имелись в МБОУ «Средняя школа № 2» г. Велижа с 2010 года.

В Уставах школы, утвержденных постановлениями Главы МО «Велижский район» от 31.03.2006, № 104, от 24.01.2011 № 19, предусмотрено право открывать в школе классы компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Учреждение руководствовалось при организации работы специальных (коррекционных) классов Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (п. 1.22, 1.23 Устава 2006 г. и п. 1.26 Устава 2011 г.- т 1. л.д. 156-188, 213-236).

Из должностной инструкции педагога-психолога от 28.08.2003 следует, что в функции педагога-психолога, входит, в том числе и выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития, обследование и оказание социально-психологической поддержки детям с дефектами умственного и физического развития, осуществление первичной психологической профилактики алкоголизма и наркомани среди подростков, проведение психологической экспертизы и психолого-педагогической корректировки отклоняющегося и асоциального поведения. Аналогичные должностные обязанности педагога-психолога закреплены в должностных инструкциях от 01.09.1996, 27.01.2012, 30.08.2018 (т. 1 л.д. 145-155).

Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для педагогов-психологов - 36 часов в неделю, учителей 1\11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, в том числе специальные (коррекционные) общеобразовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровая - 18 часов в неделю.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд обоснованно признал, что в спорные периоды занятость истца в должности педагога-психолога (с ведением педагогической нагрузки) в МБОУ «Средняя школа № 2» г. Велижа соответствовала норме педагогической нагрузки, предусмотренной Списком № 781 и Правилами № 781, дающими право на льготное пенсионное обеспечение. При этом суд справедливо исходил из того, что характер работы истца в должности педагога-психолога в данной школе аналогичен работе педагога-психолога в специальных (коррекционных) школах и указывает на занятие ею учебно-воспитательным процессом.

В период работы истца в должности пионервожатой в школе действовал Порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Данным постановлением утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В силу п. 2 этого Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Суд правомерно не согласился с правовой позицией ответчика о том, что поскольку у истца отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности на момент работы в должности пионервожатой и на 01.01.1992, период работы в должности пионервожатой не подлежит включению в стаж для назначения пенсии.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 01.10.1993 в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение № 1397).

Из пункта 1 этого Положения следует, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать: а) учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

В этом Перечне наименования должностей действительно не указана должность вожатой.

Однако в пункте 2 Положения № 1397, которое применяется для исчисления стажа согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, указано, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Единственным условием, при котором возможен данный зачет, в силу п. 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Причем эти 2/3 стажа должны иметься на момент обращения с заявлением о назначении пенсии.

Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы в качестве пионервожатых не предусмотрена.

В то же время Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции РФ по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Аналогичная позиция содержится в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007 (ред. от 05.02.2014).

В спорный период должность пионервожатой всегда рассматривалась как педагогическая, а не приравненная к педагогической.

Учитывая статус пионервожатой в спорный период, вывод суда первой инстанции о возможности включения периода работы истца в должности пионервожатой в связи с осуществлением педагогической деятельности со ссылкой на Положение № 1397 основан на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

С учетом изложенного, суд законно признал за Глыжо И.В. право на зачет спорных периодов работы в специальный стаж и включил периоды её работы на должностях педагога-психолога и вожатой в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», признав необоснованным оспариваемое решение пенсионного органа.

В рассматриваемом деле Глыжо И.В. в подтверждение наличия у нее специального стажа представлены письменные доказательства, изложенные в решении суда, отвечающие положениям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, оцененные судом в соответствии с требованиями процессуального закона.

Поэтому отсутствие на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующего кода льготы, вопреки доводу апелляционной жалобы ответчика, не может служить основанием к отказу в исковых требованиях при установлении в судебном порядке юридически значимых обстоятельств, приведенных в решении.

В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Поскольку с учетом включенных судом периодов работы Глыжо И.В. всего 23 года 02 месяца 07 дней, ее специальный стаж педагогической деятельности на дату обращения (28.06.2018) в пенсионный орган составил 23 года 11 мес. 27 дней, с учетом положений ч. 3 ст. 10 Федерального Закона № 350-ФЗ, суд правильно признал, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло у истца при достижении 25 летнего стажа - 01.07.2019, а право на пенсию наступило с 01.01.2020.

В остальной части решения суда по существу не оспорено.

Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства спора, исследованы представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и постановлено решение с соблюдением норм материального и процессуального права.

Поэтому нет оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Велижского районного суда Смоленской области от 31 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Смоленской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.03.2024.

Судья Романов А.В. № 33-706/2024

№ 2-13/2020

67RS0009-01-2019-000284-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2024 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего: судьи Шитиковой Т.М.,

судей: Коженовой Т.В., Шиловой И.С.,

при помощнике судьи Алешиной И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области на решение Велижского районного суда Смоленской области от 31 июля 2020 г.

Заслушав доклад судьи Шитиковой Т.М., объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области Макарова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения истца Глыжо И.В. и ее представителя Янкиной И.А. относительно жалобы, судебная коллегия

установила:

Глыжо И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ в Руднянском районе Смоленской области, пенсионный орган), о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности и зачете в стаж работы периодов, продолжительностью 23 года 2 месяца 5 дней:

- с 15.08.1993 по 30.09.1993 в должности вожатой в Велижской средней школе № 1,

- с 01.09.1996 по 31.08.2000 в должности педагога-психолога и учителя биологии в Велижской средней школе № 2,

- с 01.09.2000 по 09.04.2014 в должности педагога-психолога и учителя биологии в средней школе № 2 г. Велижа,

- с 10.04.2014 по 31.08.2015 в должности педагога-психолога в объеме 0,5 ставки и учителя географии, в объеме 0,5 ставки в средней школе № 2 г. Велижа,

- с 01.09.2015 по 20.09.2019 в должности педагога-психолога и учителя географии в средней школе № 2 г. Велижа.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 28.06.2018 обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, но пенсионный орган 24.09.2018 в удовлетворении заявления ей отказал в связи с отсутствием требуемого льготного стажа. В добровольном порядке ей включена в специальный стаж работа в должности учителя биологии в Велижской средней школе № 2 с 20.08.1994 по 31.08.1996, всего 2 года 12 дней. Основанием для отказа в назначении пенсии послужило то обстоятельство, что в спорные периоды она занимала должность педагога-психолога и вела преподавательскую деятельность в объеме менее 1 ставки, работала в должности педагога-психолога в учреждениях, не предусмотренных п. 11 постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, а работа в должности педагога-психолога в общеобразовательной школе не предусмотрена Списком.

Глыжо И.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель пенсионного органа – Дорофеев С.А. иск не признал, указав, что время работы пионервожатой до 01.10.1993 не подлежит зачету в педагогический стаж, так как Списками данная должность не предусмотрена, требуемого педагогического стажа 16 лет 8 месяцев (2/3 стажа) у истца не имеется на 28.06.2018. Время работы педагогом-психологом с 01.09.1996 по 28.06.2018 не подлежит включению в специальный стаж, так как преподавательская работа велась в объеме менее 1 ставки, штатная должность, предусмотренная Списком и Правилами № 781, не замещалась истцом в указанный период; с 01.01.2019 изменилось время назначения страховой пенсии.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - МБОУ «Средняя школа № 2» г. Велижа Смоленской области просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Решением Велижского районного суда Смоленской области от 31.07.2020 суд признал решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области № 133049/18 от 24.09.2018 об отказе Глыжо И.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, необоснованным;

признал за Глыжо И.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязал Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области включить в стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периоды работы:

- с 15.08.1993 по 30.09.1993 в должности вожатой в Велижской средней школе № 1 (01 месяц 17 дней),

- с 01.09.1996 по 31.08.2000 в должности педагога-психолога и учителя биологии в Велижской средней школе № 2 (4 года),

- с 01.09.2000 по 09.04.2014 в должности педагога-психолога и учителя биологии в средней школе № 2 г. Велижа (13 лет 07 месяцев 09 дней),

- с 10.04.2014 по 31.08.2015 в должности педагога-психолога в объеме 0,5 ставки и учителя географии, в объеме 0,5 ставки в средней школе № 2 г. Велижа (01 год 04 месяца 21 день),

- с 01.09.2015 по 20.09.2019 в должности педагога-психолога и учителя географии в средней школе № 2 г. Велижа (04 года 20 дней), и назначить Глыжо И.В. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, с 01.01.2020;

взыскал с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области в пользу Глыжо И.В. 300 руб. в возврат государственной пошлины.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Полагает, что начало педагогической деятельности истца имело место с 20.08.1994, следовательно, нормы Положения от 17.12.1959 № 1397, утратившего силу с 01.10.1993, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного положения у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности. Суд необоснованно не учел иные доводы пенсионного органа, высказанные его представителем в судебном заседании.

Истцом Глыжо И.В. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т. 2, л.д. 192-200).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 14.03.2024 произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области на правопреемника – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 28.06.2018 Глыжо И.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых, пенсиях».

Решением ответчика № 133049/18 от 24.09.2018 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (в наличии 2 года 00 месяцев 12 дней, при требуемом - 25 лет). В специальный стаж Глыжо И.В. не включены следующие периоды работы:

- с 01.09.1988 по 23.06.1993 период обучения в Смоленском государственном педагогическом институте им. К. Маркса, так как периоду обучения не предшествовала и за ним не следовала педагогическая деятельность,

- с 15.08.1993 по 15.08.1994 в должности пионервожатой, в связи с отсутствием данной должности в соответствующем списке,

- с 01.09.1996 по 28.06.2018 в должности педагога психолога в средней школе № 2, так как преподавательская деятельность осуществлялась в объеме менее 1 ставки, а работа педагога-психолога в общеобразовательной школе соответствующим списком не предусмотрена,

- периоды забастовок 17.10.1998, с 14.09.1998 по 30.09.1998, с 27.01.1999 по 29.01.1999, с 13.01.2000 по 20.01.2000, 12.10.2005 и 20.10.2006, так как в течение полного рабочего дня в эти периоды педагогическая деятельность не выполнялась (т. 1, л.д. 22-23).

Согласно трудовому договору № 115 от 01.09.2009 Глыжо И.В. принята на работу на должность учителя географии с совмещением 1 ставки педагога-психолога в МБОУ «Велижская средняя школа № 2», в соответствии с дополнительными соглашениями от 19.03.2012, 11.03.2013 к трудовому договору на Глыжо И.В. возложены обязанности классного руководителя (т. 2 л.д. 13-17, 20-28).

По трудовому договору № 204 от 10.04.2014 Глыжо И.В. принята на работу на 0,5 ставки педагога-психолога с дополнительной учебной нагрузкой в МБОУ «Велижская средняя школа № 2», установленной дополнительным соглашением к данному трудовому договору от 01.09.2014, в 2014-2015 гг. учебная нагрузка – 9,5 ч. (т. 2 л.д. 36-41).

Трудовой договор № 223 от 01.09.2015 предусматривал работу Глыжо И.В. на ставку педагога-психолога в МБОУ «Велижская средняя школа № 2», дополнительным соглашением к трудовому договору в 2015-2016 гг. установлена учебная нагрузка 7,5 час.( т. 2 л.д. 43-49);

-на 2016-2017 гг. Глыжо И.В. установлена учебная нагрузка 13,5 час.,

-на 2017-2018 гг. - 13,75 час.,

-на 2018-2019 гг. - 9 час. и 0,5 домашнее обучение,

-на 2019-2020 гг. - 9 час. и 0,5 домашнее обучение (т. 2, л.д. 50-54).

МБОУ «Велижская средняя школа № 2» школа осуществляет наряду с обучением учащихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования адаптированные образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья с 2017 года. Классы компенсирующего обучения имелись в МБОУ «Велижская средняя школа № 2» с 2010 г. (информация школы от 28.11.2019 т.1 л.д. 123-134).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правильно исходил из того, что правовое регулирование назначении пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федерального закона № 400-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2015 и действующего на момент обращения 28.06.2018 Глыжо И.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно п. 19 ч. 1 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пп. 19 п. 1 ст. 27).

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений этого Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» п. 1 названного Постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список от 29.10.2002 № 781).

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении:

в) периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Согласно пункту 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.

Списком от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрены учреждения «школы всех наименований», включены должности «учитель, педагог-психолог».

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования - "обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей". Дети с ОВЗ могут получать образование не только в учреждениях коррекционного типа, но и в образовательных учреждениях основного типа при создании необходимых условий.

В силу части III "Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья" Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В рассматриваемом случае Глыжо И.В., <дата> г.р., имеет высшее профессиональное образование, специальность - учитель географии и биологии, практический психолог (т. 1 л.д. 249-251).

Исходя из записей в трудовой книжке, с 15.08.1993 по 15.08.1994 она работала вожатой в Велижской средней школе № 1; с 20.08.1994 по 01.09.1996 - учителем биологии в Велижской средней школе № 2; с 01.09.1996 по 07.02.2014 - педагогом-психологом Велижской средней школы № 2; 10.04.2014 переведена на 0,5 ставки педагога-психолога и учителя географии; 01.09.2015 переведена на 1 ставку педагога-психолога с преподаванием часов географии (т. 1 л.д. 24- 26).

В спорный период Глыжо И.В. принята на должность педагога-психолога в классах компенсирующего (коррекционного) обучения на 0,5 ставки с установлением педагогической нагрузки учителя в объеме 9,5 часов.

Классы компенсирующего (коррекционного) обучения имелись в МБОУ «Средняя школа № 2» г. Велижа с 2010 года.

В Уставах школы, утвержденных постановлениями Главы МО «Велижский район» от 31.03.2006, № 104, от 24.01.2011 № 19, предусмотрено право открывать в школе классы компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Учреждение руководствовалось при организации работы специальных (коррекционных) классов Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (п. 1.22, 1.23 Устава 2006 г. и п. 1.26 Устава 2011 г.- т 1. л.д. 156-188, 213-236).

Из должностной инструкции педагога-психолога от 28.08.2003 следует, что в функции педагога-психолога, входит, в том числе и выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития, обследование и оказание социально-психологической поддержки детям с дефектами умственного и физического развития, осуществление первичной психологической профилактики алкоголизма и наркомани среди подростков, проведение психологической экспертизы и психолого-педагогической корректировки отклоняющегося и асоциального поведения. Аналогичные должностные обязанности педагога-психолога закреплены в должностных инструкциях от 01.09.1996, 27.01.2012, 30.08.2018 (т. 1 л.д. 145-155).

Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для педагогов-психологов - 36 часов в неделю, учителей 1\11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, в том числе специальные (коррекционные) общеобразовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровая - 18 часов в неделю.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд обоснованно признал, что в спорные периоды занятость истца в должности педагога-психолога (с ведением педагогической нагрузки) в МБОУ «Средняя школа № 2» г. Велижа соответствовала норме педагогической нагрузки, предусмотренной Списком № 781 и Правилами № 781, дающими право на льготное пенсионное обеспечение. При этом суд справедливо исходил из того, что характер работы истца в должности педагога-психолога в данной школе аналогичен работе педагога-психолога в специальных (коррекционных) школах и указывает на занятие ею учебно-воспитательным процессом.

В период работы истца в должности пионервожатой в школе действовал Порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Данным постановлением утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В силу п. 2 этого Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Суд правомерно не согласился с правовой позицией ответчика о том, что поскольку у истца отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности на момент работы в должности пионервожатой и на 01.01.1992, период работы в должности пионервожатой не подлежит включению в стаж для назначения пенсии.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 01.10.1993 в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение № 1397).

Из пункта 1 этого Положения следует, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать: а) учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

В этом Перечне наименования должностей действительно не указана должность вожатой.

Однако в пункте 2 Положения № 1397, которое применяется для исчисления стажа согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, указано, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Единственным условием, при котором возможен данный зачет, в силу п. 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Причем эти 2/3 стажа должны иметься на момент обращения с заявлением о назначении пенсии.

Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 29.01.2004 № 2-░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 6, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 15, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 17, ░░░░░░ 18, 19 ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 55 ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ 2007 ░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.08.2007 (░░░. ░░ 05.02.2014).

░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ № 1397 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 27 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░. 59, 60 ░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░.

░ ░░░░ ░. 3 ░░. 10 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 03.10.2018 N 350-░░ "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░", ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 8, ░░░░░░░ 19 - 21 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30, ░░░░░░ 6 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 32░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ N 400-░░ "░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░" ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 6 ░ 7 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░ 23 ░░░░ 02 ░░░░░░ 07 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ (28.06.2018) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 23 ░░░░ 11 ░░░. 27 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 10 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 350-░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ ░░░░░ - 01.07.2019, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 01.01.2020.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░. 67 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.03.2024.

33-706/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Глыжо Ирина Викторовна
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Руднянском районе Смоленской области
Другие
МБОУ Средняя школа №2
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Шитикова Татьяна Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
08.02.2024Передача дела судье
14.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Передано в экспедицию
14.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее