Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2023 г. г. Жигулёвск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тришкина Е.Л.,
при секретаре Кочергиной У.В.,
с участием истца Тихомировой А.И., представителя истца - помощника прокурора г. Жигулевска Тимохиной М.И. действующей на основании доверенности,
представителя ответчика ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» – Хохловой О.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1363/2023 по иску прокурора г. Жигулёвска, предъявленному в интересах Тихомировой А. И., к Министерству здравоохранения Самарской области, ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Жигулевска, действуя в интересах Тихомировой А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в Жигулевский городской суд Самарской области с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Самарской области, ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ», требуя (с учетом уточнений):
- возложить обязанность на Министерство здравоохранения Самарской области в соответствии с нуждаемостью и на основе стандартов медицинской помощи организовать обеспечение Тихомирову А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. до изменения её состояния здоровья по назначению лечащего врача тест - полосками для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцетами (наконечниками к ручке-скарификатору) из расчета не менее 4 штук в сутки,
- возложить обязанность на ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» по своевременному оформлению рецептов Тихомировой А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. до изменения состояния её здоровья по назначению лечащего врача на тест – полоски для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцеты (наконечники к ручке – скарификатору) из расчета не менее 4 штук в сутки;
- взыскать с Министерства здравоохранения Самарской области в пользу Тихомировой А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей;
- взыскать с ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» в пользу Тихомировой А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей;
- решение суда обратить к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями, по результатам которой выявлены нарушения, выразившиеся в следующем.
Тихомирова А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. наблюдается у врача-эндокринолога в ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» с ДД.ММ.ГГГГ года с диагнозом: <данные изъяты>
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" ТАИ получила право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в том числе, на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объёме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания.
Статьей 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 323-ФЗ) предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" сахарный диабет включен в перечень социально значимых заболеваний (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Согласно ч. 1 ст. 37 ФЗ № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», утвержден Перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Кроме того, указанным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 диабет включен в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики, в том числе тест-полоски для определения сахара в крови) отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного Тихомировой А.И. рекомендован ежедневный самоконтроль уровня глюкозы (гликемии).
Согласно Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890), лицам страдающим диабетом бесплатно предоставляются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Для измерения уровня глюкозы необходимо делать прокол пальца, который осуществляется с помощью устройства. В комплект к устройству для прокалывания пальца входят ланцеты. Согласно инструкции по применению ланцетов они являются одноразовыми.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» предусмотрено предоставление тест-полосок (код 248900) и игл инсулиновых (код 137610 и 300880) для определения уровня глюкозы.
Соответственно законодательством предусмотрено обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновыми шприцами, иглами к ним и средствами диагностики.
Из представленного ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» лицевого счёта пациента на имя Тихомирова А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. следует, что ей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выдано всего 26 упаковок на 50 штук медицинского препарата «тест-полоски» к системе контроля уровня глюкозы в крови. Ланцеты (наконечники к ручке-скарификатору) не выписывались.
Таким образом, за указанный период времени Тихомирова А.И. нуждалась минимум в 1832 тест-полосках и ланцетах (459 дней х 4 измерения).
Опрошенная Тихомирова А.И. подтвердила нуждаемость в указанных медицинских изделиях.
При указанных обстоятельствах, по мнению прокурора города, необеспечение инвалида III группы, страдающего диабетом, жизненно необходимыми медицинскими изделиями ставит его жизнь и здоровье под угрозу, поскольку ограничивает возможности в проведении диагностики сахара в крови, а также возможности оперативного выявления симптомов, свидетельствующих об угрозе жизни и здоровью, в связи с чем предъявлен настоящий иск. ТАИ является <данные изъяты>, по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно защитить свои права, в связи с чем просил восстановить свои нарушенные права прокуратуру города.
Прокурор также просит обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку не обеспечение Тихомировой А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. медицинскими изделиями ставит под угрозу ее жизнь и здоровье.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Жигулевска Тихомирова А.И. требования и доводы иска поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Тихомирова А.И. требования и доводы иска поддержала, настаивала на их удовлетворении, показала, что ввиду не предоставления медицинских изделий у нее появилась почечная недостаточность, отслойка сетчатки, пошатнулось здоровье, ухудшилось самочувствие, она испытывает постоянное чувство страха за свое здоровье, стала много нервничать.
Представитель ответчика ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» - Хохлова О.А. в судебном заседании требования иска не признала, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, согласно которым, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. № 3053-р утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецепту на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, а именно: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуар к инсулиновой помпе. Выдача ланцетов данным распоряжением не предусмотрена.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323- ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области № 290 от 22 июня 2012 г., Министерство здравоохранения Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области.
Таким образом, именно на Министерство здравоохранения Самарской области возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение медицинскими изделиями определенных групп населения, к которым относится и Тихомирова А.И.
ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» выполняет требования федерального законодательства в сфере обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями в рамках выделенных Министерством здравоохранения Самарской области средств.
Статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В силу части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Согласно изложенным нормам медицинские изделия, предоставляемые в рамках социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", определены в Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р. В этом перечне не указаны медицинские изделия, истребуемые истцом для Тихомировой А.И., а потому законных оснований у ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» для выписки рецепта на ланцеты не имеется.
Действующим Порядком назначения и выписывания медицинских изделий, утвержденным приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1181н, предусмотрено, что назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется только лечащим врачом медицинской организации, следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата либо средства диагностики.
Согласно ч. 15 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лечащий врач уполномочен на определение необходимости назначения медицинских изделий пациенту, а также их количества, в связи с чем обеспечивать пациентов возможно только в рамках выписанных рецептов лечащим врачом исходя из медицинских показаний.
Согласно части 15 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ вопросы выбора средств и методов лечения исходя из медицинских показаний, в том числе определение количества выписываемых медицинских изделий (тест-полосок, расходных материалов), относятся к компетенции лечащего врача. Таким образом, количество необходимых для лечения, а соответственно и выписываемых, тест-полосок и расходных материалов определяет только лечащий врач. При этом, врач обязан исходить из конкретной клинической ситуации (образ жизни, течение диабета, количество ежедневных инъекций), а также из правил использования медицинских изделий, как это указано в инструкции по применению. То есть врач обязан выписывать объем медицинских изделий по потребности пациента.
Однако медицинская документация Тихомировой А.И. не содержит информации о назначении ей таких медицинских изделий как ланцет, не указан их вид, к какому средству диагностики (глюкометру) они назначаются, а соответственно и их количества, такой же информации не содержится и в исковом заявлении прокурора г. Жигулевска.
Более того, исковое заявление не содержит доводов истца о том, какими действиями ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» был причинен моральный вред ТАИ тогда как никаких запросов, заявлений, обращений в адрес ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» об обеспечении Тихомирова А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. дополнительными средствами диагностики не поступало, соответственно каких-либо отказов, нарушающих её права со стороны ответчика - ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» допущено не было. Рекомендации врача-эндокринолога выполняются в полном объеме исходя из нуждаемости пациента.
Таким образом, со стороны ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» нарушения прав Тихомировой А.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. не допущено, а соответственно правовых оснований для удовлетворения требований искового заявления не имеется.
Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в содержащийся в статье 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, истцом не доказано, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае также не имеется.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
В ранее представленном отзыве на исковое заявление представитель данного ответчика исковые требования прокурора просил оставить без удовлетворения, указывая, что Тихомирова А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является инвалидом, в связи с чем имеет право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» (далее - Закон № 178-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ льготные категории граждан, в том числе инвалиды, имеют право на получение социальных услуг в виде обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
При этом частью 2 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 рассматриваемой статьи, и порядки формирования таких перечней.
Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. № 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
При этом из заявленных истцом медицинских изделий в гарантированный к обеспечению Перечень медицинских изделий входят только тест-полоски. Ланцеты в гарантированный к обеспечению федеральный Перечень медицинских изделий не входят.
В период проведения прокуратурой проверки ни федеральное, ни региональное законодательство не содержало правовых оснований обеспечения льготных категорий граждан ланцетами.
Контрольно-надзорными органами регулярно проводится мероприятия по исполнению требований ст. 4.1 Закона № 178-ФЗ. Средства, выделяемые на закупку медицинских изделий в рамках Закона № 178-ФЗ носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. В противном случае, такие расходы могут быть признаны нецелевым расходованием бюджетных средств. Следовательно, в рамках действующего законодательства у учреждения не было законных оснований выписать льготный рецепт и подать заявку на закупку ланцетов, а министерству организовать их закупку, поскольку они не входят ни в один гарантированный к бесплатному обеспечению перечень.
При этом истцом не приведены правовые основания обязывающие министерство обеспечивать граждан любыми медицинскими изделиями вне зависимости от утвержденных и гарантированных государством перечней.
Вместе с тем, учитывая социальную направленность государственной политики в сфере здравоохранения региона постановлением Правительства Самарской области 22 июня 2023 г. N 492 в государственную программу Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014-2032 годы были внесены изменения в части реализации возможности обеспечения детей, страдающих сахарным диабетом, ланцетами.
Таким образом, в настоящее время согласно приложению 1 к подпрограмме «Совершенствование системы лекарственного обеспечения в Самарской области на 2014-2025 годы государственной программы Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014-2032 годы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. N 674 (далее - региональная программа), при заболевании диабет сахарный предоставляются бесплатно все лекарственные препараты на основании стандартов оказания медицинской помощи, спирт этиловый (100 граммов в месяц), шприцы инсулиновые, автоинъекторы, иглы к ним, средства диагностики по индивидуальным показаниям. Расходные материалы для проведения непрерывного мониторинга глюкозы и флеш- мониторинга глюкозы (для детей и беременных). Обеспечение взрослых инвалидов ланцетами законодательством не предусмотрено.
ГКУ Самарской области «Самарафармация» (далее - ГКУ «Самарафармация», учреждение) создано в целях реализации полномочий (функций) министерства здравоохранения Самарской области по организации лекарственного обеспечения населения Самарской области, включая отдельные категории лиц, имеющих право на установленные законодательством меры социальной поддержки, на медицинскую, лекарственную помощь. Министерство на основании потребностей жителей Самарской области в (льготном) лекарственном и медицинском обеспечении на основании информации от медицинских организаций Самарской области доводит до учреждения лимиты целевого бюджетного финансирования на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий. ГКУ «Самарафармация» на основании потребностей пациентов в (льготном) лекарственном и медицинском обеспечении с учётом заявок учреждений здравоохранения осуществляет закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).
В настоящее время на аптечном складе ГКУ СО «Самарафармация» имеются в наличии тест-полоски в достаточном количестве. Отгрузка со склада осуществляется по номенклатуре и в количестве, строго соответствующем заявке учреждения здравоохранения. При наличии заявки от ГБУЗ СО «Жигулёвская ЦГБ» в соответствии с нуждаемостью в тест-полосках прикрепленного населения, ГКУ СО «Самарафармация» закупит и отгрузит необходимое количество тест-полосок в больницу. В этой связи целесообразность назначения тест-полосок в том или ином количестве зависит от лечащего врача учреждения.
С учётом статьи 70 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 названного закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Приведенные истцом нормы постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», не предусматривают право инвалидов на бесплатное обеспечение ланцетами, поскольку в них говорится о лекарственных препаратах, средствах медицинской реабилитации, калоприемниках, мочеприемниках, перевязочных материалах. Постановлением № 890 предусмотрено, что при сахарном диабете отпускаются бесплатно: «все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики».
Вместе с тем вопрос целесообразности применения и назначения любых медицинских изделий, а также спирта этилового, находится в компетенции лечащего врача медицинской организации, и не может основываться на пожеланиях и требованиях самого пациента.
Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1181н.
Согласно установленному Порядку назначения медицинских изделий сведения о назначенном и выписанном медицинском изделии (наименование медицинского изделия, количество единиц медицинского изделия, ориентировочная длительность курса, обоснование назначения медицинского изделия) указываются в медицинской карте пациента.
Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 г. утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которому за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (п. 12). При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт (п. 14).
По вопросу требований к учреждению и министерству о возмещении морального вреда отмечает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда исключительно в случаях, указанных в статье 1100 ГК РФ. Во всех остальных случаях возмещение морального вреда предполагает наличие вины, степень которой является основанием для определения судом размера такой компенсации (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
Требование истца о возмещении морального вреда проистекает из якобы нарушенных прав на получение бесплатно медицинских изделий, то есть из имущественных прав. Однако истцом не приводятся случаи, предусмотренные законом, которые являются основанием для компенсации морального вреда при нарушении имущественных прав гражданина.
В исковом заявлении не указано, какие конкретно неправомерные действия министерства привели к физическим и нравственным страданиям Тихомирова А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вследствие чего они возникли, учитывая, отсутствие правовых оснований для обеспечения ланцетами. При этом не установлено факта причинения вреда жизни и здоровью путём не предоставления ланцетов.
Вместе с тем право на льготное лекарственное обеспечение Тихомировой А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не нарушено: согласно сведениям по лицевому счету в электронной базе льготного лекарственного обеспечения граждан Самарской области в настоящее время ей оказывается и федеральная и региональная лекарственная поддержка.
Ссылаясь на перечисленные выше обстоятельства, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представители третьих лиц - Министерства финансов Российской Федерации, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили.
Представитель третьего лица - Министерства Управления финансами Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что Тихомирова А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является <данные изъяты>, наблюдается у врача-эндокринолога ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» с диагнозом <данные изъяты> в том числе, подтверждается выпиской из амбулаторной карты. Согласно выписного эпикриза, ей, в том числе, установлен регулярный самоконтроль гликемии натощак и через 2 часа после еды (не менее 4 раз в сутки), ведение дневника пищевого поведения.
Из представленного ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» лицевого счёта пациента на имя Тихомирова А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. следует, что ей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выдано всего 26 упаковок на 50 штук медицинского препарата «тест-полоски» к системе контроля уровня глюкозы в крови. Ланцеты (наконечники к ручке-скарификатору) не выписывались.
Таким образом, за указанный период времени Тихомирова А.И. нуждалась минимум в 1832 тест-полосках и ланцетах (459 дней х 4 измерения).
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Из Перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р, следует, что он включает в себя: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержанию глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.
Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2020 г. № 1145 с 01 февраля 2020 г. установлен норматив финансовых затрат в месяц на 1 гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в размере 886,40 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 08 июня 2021 г. № 869 с 01 февраля 2021 г. аналогичный норматив финансовых затрат в месяц установлен в размере 929,80 рублей, с 01 февраля 2022 г. на основании Постановления Правительства РФ от 09 мая 2022 г. № 841 в размере 1 007,90 рублей, а с 01 февраля 2023 г. на основании Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2023 г. № 629 в размере 1127,8 рубля.
В суде установлено, что Тихомирова А.И. относится к числу лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг согласно п. 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно пункту 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
В разделе III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" указаны болезни эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета и его сосудистых осложнений осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 59 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 г. N 1094н утверждены Порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядок оформления указанных бланков, их учет и хранение, формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядок их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правила оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" (Зарегистрировано в Минюсте России 30 ноября 2021 г. N 66124).
Согласно пункту 1 Порядка назначения лекарственных препаратов назначение лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты) осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача, при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. N 252н "Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты", индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее - медицинские работники).
Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) вносятся медицинским работником в медицинскую документацию пациента.
В соответствии с пунктом 6 указанного выше Порядка назначение лекарственного препарата в рецепте на бумажном носителе или рецепте в форме электронного документа оформляется на имя пациента, для которого предназначен лекарственный препарат.
Рецепт на бумажном носителе, оформленный на рецептурном бланке форм N 107/у-НП, N 107-1/у, N 148-1/у-88, N 148-1/у-04(л), утвержденных настоящим приказом, может быть получен пациентом, его законным представителем или лицом, имеющим оформленную в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации доверенность от пациента на право получения такого рецепта (далее - уполномоченное лицо).
Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 г. утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" (Зарегистрировано в Минюсте России 11 мая 2021 г. N 63365), который регулирует предоставление гражданам из числа категорий, поименованных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", сведения о которых содержатся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, набора социальных услуг, включающего, в том числе, социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р включены иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая обеспечение медицинскими изделиями, в т.ч. предназначенными для диагностики.
Постановлением Правительства Самарской области от 22 июня 2012 г. N 290 утверждено Положение о министерстве здравоохранения Самарской области, согласно которому министерство здравоохранения Самарской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области.
Министерство является главным администратором (администратором) доходов областного бюджета, администратором доходов федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством.
В рамках закрепленных предметов ведения министерство здравоохранения Самарской области наделено полномочиями, в том числе, по организации исполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и плановый период; по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
Из п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья среди прочего относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. N 674 утверждена государственная программа Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2032 годы".
Названная программа предусматривает предоставление гражданам, страдающим сахарным диабетом - всех лекарственных препаратов на основании стандартов оказания медицинской помощи, спирта этилового (100 граммов в месяц), шприцов инсулиновых, автоинъекторов, игл к ним, средств диагностики по индивидуальным показаниям по решению врачебной комиссии (Приложение 1 к Подпрограмме "Совершенствование системы лекарственного обеспечения в Самарской области" на 2014 - 2024 годы), а также совершенствование системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (кроме социально значимой медицинской помощи) (Приложение 2 к Государственной программе Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2032 годы).
Реализация мероприятий государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» предоставление тест-полосок (код 248900) и игл инсулиновых (код 137610 и 300880) для определения уровня глюкозы.
Согласно выписки из амбулаторной карты Тихомировой А.И. был рекомендован ежедневный самоконтроль уровня глюкозы не реже 4 раза в сутки.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлено, что Тихомировой А.И. выписывались рецепты на меньшее количество изделий медицинского назначения – тест-полосок, чем ей требовалось по состоянию здоровья, что нельзя признать соответствующим нормам ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Поскольку в ходе рассмотрения дела с очевидностью установлено, что Тихомирова А.И. нуждается в средствах диагностики, к которым относятся ланцеты (наконечники к ручке-скарификатору) и тест-полоски, однако в необходимом количестве данными медицинскими изделиями не обеспечивалась, суд признает требования иска подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что предоставление истцу необходимых медицинских изделий не предусмотрено нормативными актами суд признает несостоятельными, поскольку предоставление необходимого медицинского оборудования предполагает и обеспечение необходимыми одноразовыми расходными материалами к нему. Данные доводы противоречат положениям части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", по смыслу которой допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. У врачебной комиссии ответчика есть право принять решение об обеспечении истца необходимыми медицинскими изделиями помимо тех, что прямо предусмотрены в списке.
Отказ в обеспечении истца как гражданина, страдающего социально значимым заболеванием "сахарный диабет", за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами (иглы-скарификаторы) фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. С учетом изложенного доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для обеспечения истца необходимыми ей медицинскими изделиями – ланцетами (наконечниками к ручке-скарификатору) нельзя признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Разрешая требования об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе.
На основании ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Оценивая перечисленные выше доказательства, суд оснований к обращению решения к немедленному исполнению, установленных статьей 211 ГПК РФ, в возникших правоотношениях с учетом их характера, не усматривает, поскольку доказательств наличия особых обстоятельств, способных привести к значительному ущербу для истца, а также невозможности исполнения решения суда, стороной истца вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не предоставлено, напротив, как следует из пояснений сторон и представленных суду материалов пациент Тихомирова А.И. в настоящее время обеспечена тест-полосками в необходимом количестве.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Жигулевска удовлетворить частично.
Обязать ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» (ИНН 6345004536) выписывать Тихомировой А. И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., рецепты на бесплатное получение тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцетов (наконечников к ручке-скарификатору) исходя из необходимости производить 4 измерения в сутки на весь период лечения до момента окончания или изменения схемы лечения.
Обязать Министерство здравоохранения Самарской области (ИНН 6315800971) обеспечить получение Тихомировой А. И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцетов (наконечников к ручке-скарификатору) исходя из необходимости производить 4 измерения в сутки на весь период лечения до момента окончания или изменения схемы лечения.
Взыскать с Министерства здравоохранения Самарской области (ИНН 6315800971) в пользу Тихомировой А. И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 8 000 рублей.
Взыскать с ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» (ИНН 6345004536) в пользу Тихомировой А. И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) в Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Тришкин Е.Л.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Тришкин Е.Л.