Судья Ловецкая М.П. Дело № 33-1264/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ярославль
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Равинской О.А.,
судей Кутузова М.Ю., Гушкана С.А.,
при секретаре Кузнецовой В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Равинской О.А.
27 февраля 2017 года
дело по апелляционным жалобам Бердовой О.Б., Бердова А.В., Бердова Е.А., Дьячкова С.В., Салахутдиновой В.П., Салахутдинова Т.И., Салахутдиновой О.И. на решение Дзержинского районного суда города Ярославля от 18 ноября 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования Бердовой О.Б., Бердова А.В., Бердова Е.А., Дьячкова С.В., Салахутдиновой В.П., Салахутдинова Т.И., Салахутдиновой О.И. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ОАО «132 Центральный автомобильный ремонтный завод» о предоставлении жилых помещений оставить без удовлетворения».
По делу установлено:
решениями Дзержинского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ за Бердовым А.В., Бердовой О.Б., Бердовым Е.А. признано право пользования на условиях договора социального найма жилым помещением № площадью <данные изъяты> кв. м, на четвертом этаже здания Административного корпуса по адресу: <адрес>; за Салахутдиновой В.П., Салахутдиновым Т.И., Салахутдиновой О.И. признано право пользования на условиях договора социального найма жилым помещением № общей площадью <данные изъяты> кв. м, на четвертом этаже здания Административного корпуса по адресу: <адрес>.
Также решениями Дзержинского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность заключить с Бердовой О.Б., Бердовым Е.А., Бердовым А.В., а также Салахутдиновой В.П., Салахутдиновым Т.И., Салахутдиновой О.И. договоры социального найма на вышеуказанные жилые помещения.
Заключением городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, выявлены основания для признания помещений № по адресу: <адрес>, непригодными для проживания.
Бердов А.В., Бердова О.Б., Бердов Е.А. Салахутдинова В.П., Салахутдинов Т.И., Салахутдинов О.И. обратились в суд с самостоятельными исками к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и просили обязать ответчиков предоставить им во внеочередном порядке по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения в г. Ярославле, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям. В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ истцы пользуются на основании договора социального найма вышеуказанными жилыми помещениями. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ занимаемые истцами жилые помещения признаны непригодными для проживания, поскольку жилые помещения истцов не отвечают обязательным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, проживание в них создает угрозу жизни и здоровью.
Определением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 19 августа 2016 года гражданские дела по указанным выше искам объединены в одно производство.
Определением судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 19 сентября 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ОАО «132 Центральный автомобильный ремонтный завод».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах Бердовой О.Б., Бердова А.В., Бердова Е.А., Дьячкова С.В., Салахутдиновой В.П., Салахутдинова Т.И., Салахутдиновой О.И. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объёме. Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушению судом норм материального и процессуального права.
В возражениях ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения на жалобу указывается на правильность принятого судом решения.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы Бердову О.Б., Салахутдинову В.П., Салахутдинову О.И., Салахутдинова Т.И., представителя Бердовой О.Б. и Салахутдиновой В.А. по доверенности Кукушкина А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истцами не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что проживание в занимаемых ими в настоящее время помещениях представляет угрозу для жизни и здоровья; установление сроков расселения граждан из непригодного для проживания жилья относится к компетенции Министерства обороны РФ, являющегося федеральным органом исполнительной власти, наделенном полномочиями по управлению и распоряжению федеральным имуществом, в том числе и в области жилищных правоотношений, разумный срок для принятия подобного решения в настоящее время не истек, следовательно, обязанности по обеспечению истцов жилыми помещениями во внеочередном порядке у ответчика не возникло.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам на основании и в порядке, установленных законодательством.
В силу пункта 1 части 1 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со статьями 87, 89 ЖК РФ взамен непригодного для проживания жилого помещения гражданам предоставляется по договору социального найма другое равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилое помещение, отвечающее требованиям части 1 статьи 89 ЖК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14, статьёй 89 ЖК РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, органа исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из указанных норм закона следует, что Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющее функции по управлению федеральным имуществом, обязано было принять в отношении помещений, занимаемых истцами и находящихся в государственной собственности, решение об установлении сроков отселения граждан из указанных помещений, признанных в установленном законом порядке непригодными для проживания, в течение 30 дней с момента получения заключения городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что указанное заключение было направлено Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения в ДД.ММ.ГГГГ. Однако уполномоченным органом мер, предусмотренных законом, для определения дальнейшей судьбы жилых помещений, занимаемых истцами, не принято, не установлены сроки отселения граждан из непригодных для проживания помещений.
Учитывая, что законом установлен 30-дневный срок для принятия уполномоченным органом решения об использовании жилых помещений, признанных непригодными, и установлении срока отселения из них граждан, до настоящего времени такого решения не принято, то выводы суда об отсутствии нарушений со стороны ответчиков судебная коллегия считает несостоятельными.
Не может согласиться судебная коллегия и с выводом суда о том, что истцами не представлено достоверных и убедительных доказательств того, что проживание истцов в занимаемых ими помещениях представляет угрозу для их жизни и здоровья.
Согласно позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, само по себе решение органа местного самоуправления, органа исполнительной власти об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не обоснованное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, должно быть направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать уполномоченный орган незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания помещений №, №, №, №, №, №, № в общежитии по адресу: <адрес> непригодными для проживания на основании пункта 35 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (л.д. 8-12 том 2).
В соответствии с пунктом 35 названного Положения жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.
Актом определения состояния помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ведущим специалистом группы обследований ТУ ФКП «УКС МО РФ» Канапелько А.И., установлено, что в помещениях отсутствуют все виды инженерных систем (отопление, водопровод и т.д.). Комнаты находятся в не приспособленных для проживания административных зданиях. Внутренняя отделка находится в неудовлетворительном состоянии, обнаружены следы массовых протечек кровли. Отопление отсутствует (система разморожена, котельная находится в аварийном состоянии). Электропроводка находится в опасном состоянии, ограждающие конструкции разрушаются. Жилые помещения признаны непригодными для проживания, капитальный ремонт проводить нецелесообразно (л.д. 140,141 том 2).
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «988 ЦГСЭН» следует, что в результате проведенных мероприятий по надзору установлено, что помещения общежития расположены на 4 этаже 4-этажного административного здания заводоуправления ОАО «132 ЦАРЗ» МО РФ. Изначально здание не было предназначено для постоянного проживания людей, поэтому отсутствуют подсобные помещения, горячее водоснабжение. Отопление в здании отсутствует ДД.ММ.ГГГГ, обогрев помещений, где живут люди, осуществляется электроприборами, что приводит к перегрузкам проводки, замыканиям и возгораниям. В результате нарушения гидроизоляции кровли во всех помещениях 4 этажа имеются многочисленные протечки талых и ливневых вод, что также приводит к замыканиям электропроводки. На момент обследования здания комната № (проживает Игнатова Л.К.), полностью отключена от электросети в связи с аварийным состоянием электропроводки. Температура воздуха в помещениях - +10 градусов. Потолки во всех комнатах протекают, побелка, краска осыпаются, обои отслаиваются. На наружных стенах отмечены следы промерзания, поражение грибком. Оконные рамы в комнатах поражены грибком, частично сгнили. В помещениях ощущается стойкий запах плесени. Условия проживания граждан в помещениях общежития по адресу: <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д. 142-144 том 2).
Из заключения комиссии МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ следует, что во всех помещениях общежития, в том числе № и №, здания по адресу: <адрес>, имеется угроза возникновения чрезвычайной ситуации - пожара, угроза жизни и здоровью граждан, нанесения материального ущерба.
Представленными в дело фотографиями, объяснениями истцов подтверждается, что в жилых помещениях нет отопления с ДД.ММ.ГГГГ, обогрев помещений осуществляется только электроприборами, в зимний период времени в жилых помещениях проживать невозможно, температура опускается ниже 0 градусов, замерзает вода, в местах общего пользования периодически возникают протечки и возгорание электропроводки.
Оценив указанные доказательства в совокупности, судебная коллегия полагает, что помещения, занимаемые истцами, представляют опасность для жизни и здоровья человека по причине несоответствия как санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, так и строительно-техническим требованиям.
Приходя к указанному выводу, судебная коллегия учитывает также, что решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ на ОАО «132 ЦАРЗ» возложена обязанность по выполнению ремонта кровли здания <адрес>, однако указанные решения до настоящего времени не исполнены. По сообщениям ОАО «132 ЦАРЗ», в связи с введением процедуры банкротства и отсутствием денежных средств на расчётном счёте общества, исполнение судебных решений в части выполнения ремонтных работ на крыше здания Административного корпуса, расположенного по адресу: <адрес>, не предоставляется возможным. Решением Арбитражного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «132 ЦАРЗ» признано несостоятельным (банкротом).
С учётом изложенных обстоятельств, бездействие Министерства обороны РФ приводит к тому, что права и законные интересы истцов длительное время нарушаются, создается реальная угроза жизни и здоровью нанимателей и членов их семей, что недопустимо.
Судебной коллегией установлено, что распоряжением главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ Салахутдинова В.П., Салахутдинов Т.И., Салахутдинова О.И. признаны малоимущими и поставлены на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ.
То обстоятельство, что семья Бердовых не состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, при доказанности факта проживания семьи в жилье, представляющем опасность для жизни и здоровья человека, не имеет правового значения для разрешения дела по существу.
Таким образом, поскольку все истцы фактически проживают в жилых помещениях непригодных для проживания и представляющих опасность для жизни и здоровья человека, то вышеуказанный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с требованиями жилищного законодательства обязан предоставить истцам жилые помещения в соответствии с требованиями статьи 89 ЖК РФ.
При этом судебная коллегия учитывает, что по сообщению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» в настоящее время Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ совместно с Управлением прорабатываются возможные варианты расселения вышеуказанного жилого дома путем предоставления жилых помещений в иных регионах Российской Федерации, а также предоставления жилых помещений в готовящемся к сдаче жилом доме, находящемся в <адрес>.
В силу пункта 1 статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истцов Бердовой О.Б. и Салахутдиновой В.П. подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> рублей.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются все основания для предоставления истцам во внеочередном порядке жилых помещений по договорам социального найма, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 18 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Бердовой О.Б., Бердова А.В., Бердова Е.А., Дьячкова С.В., Салахутдиновой В,П., Салахутдинова Т.И., Салахутдиновой О.И. удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить Бердовой О.Б., Бердову А.В., Бердову Е.А., Дьячкову С.В. на четверых человек во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Ярославле, отвечающее обязательным требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить Салахутдиновой В.П., Салахутдинову Т.И., Салахутдиновой О.И. на троих человек во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Ярославле, отвечающее обязательным требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Бердовой О.Б, возврат госпошлины <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Салахутдиновой В.П. возврат госпошлины <данные изъяты> рублей.
Председательствующий
Судьи