Судья З.С. Талипова Дело № 33-7732/2013
Учет № 57
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 июля 2013 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей М.М. Сальниковой, И.И. Багаутдинова,
с участием прокурора И.С. Бабичева,
при секретаре Р.Ф. Абрарове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 апреля 2013 года, которым постановлено:
заключение межведомственной комиссии Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан № 125В от 18 марта 2010 года, которым жилой дом, расположенный в <адрес>, признан пригодным для проживания и подлежащим ремонту признать недействительным.
Признать Г.Г. Гильмутдинова нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны и обязать Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан включить Г.Г. Гильмутдинова в льготный список.
В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Г.Г. Гильмутдинова Н.А. Репиной, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора И.С. Бабичева, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Г.Г. Гильмутдинов обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и признании нормативно – правового акта недействующим.
В обоснование требований указал, что является инвалидом и участником Великой Отечественной войны и, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», имеет право на получение жилья за счет средств из федерального бюджета, поскольку дом, в котором он проживает, 1953 года постройки и имеет износ не менее 100%. Однако ответчик отказывает в постановке истца на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку площадь данного дома превышает учетную норму и составляет более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, установленную Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан. Также имеется акт межведомственной комиссии Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 18 марта 2010 года о признании дома истца пригодным для проживания, но подлежащим ремонту.
Просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать поставить на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, признать заключение межведомственной комиссии Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан недействительным, признать постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан № 1509 от 27 июня 2006 года в части установления учетной нормы для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, обеспечиваемых жилым помещением за счет федерального бюджета, в размере 12 кв.м., недействующим.
В судебном заседании представитель истца заявление поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд вынес решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований, при этом приводит те же доводы, которые приводились в обоснование возражений на заявленные требования. Указывает, что проведенная экспертиза не должна быть единственным доказательством по делу, кроме того Г.Г. Гильмутдинов не обращался в Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о том, что его дом не пригоден для проживания.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно статье 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 – 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 – 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны.
Как видно из материалов дела, Г.Г. Гильмутдинов является участником Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> Данный дом построен в 1953 году, его общая площадь составляет 58,4 кв.м., в нем зарегистрировано 4 человека.
Заключением межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 18 марта 2010 года № 125В, индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, село Елхово, улица Татарстан, дом 14 признан пригодным для проживания и подлежащим ремонту.
В 2010 году Г.Г. Гильмутдинов обращался в Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о проведении капитального ремонта жилья участника Великой Отечественной войны. Согласно письму Муниципального учреждения «Главного управления капитального строительства Альметьевского муниципального района» ему был гарантирован капитальный ремонт дома при условии дополнительного финансирования.
Из письма ответчика от 14 января 2013 года следует, что в признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий отказано, поскольку в доме площадью 58,4 кв.м. зарегистрировано 4 человека, поэтому обеспеченность общей площадью, приходящейся на одного члена семьи, превышает учетную норму 12 кв.м.
Между тем, согласно заключению судебной экспертизы, указанный жилой дом по пунктам 10, 12, 25 раздела II не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение согласно «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Процент физического износа дома в целом составляет 56%. Состояние внутренней и наружной отделки, кровли и электропроводки исследуемого жилого дома не влечет за собой улучшения состояния конструктивных элементов. В соответствии с методикой определения физического износа гражданских зданий техническое состояние несущих конструктивных элементов строения при физическом износе 40-60% считается неудовлетворительным. Эксплуатация конструктивных элементов в целом возможна при условии значительного капитального ремонта. Стоимость капитального ремонта в % от восстановительной стоимости конструктивных элементов составит до 90 %. При этом состояние несущих конструкций: фундамента, стен, перекрытий – аварийное. Ограниченное выполнение конструктивных элементов своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий или полной смене некоторых несущих конструкций.
В силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признается их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о признании недействительным заключения межведомственной комиссии и обоснованно признал Г.Г. Гильмутдинова нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны.
Решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 апреля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи