Судья Юрченко Е.В. Дело № 33-1989/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Ус Е.А., Смирновой Н.И.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 08 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 06 февраля 2013 года, которым
в удовлетворении исковых требований Самигуллиной М.А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за содержание и ремонт жилого помещения в размере 100 % с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года, за пользование жилым помещением (найм жилья) в размере 100 %, электроснабжения в размере 100 %, теплоснабжения (отопления) в размере 100 %, холодного водоснабжения в размере 1/2 доли фактического объема потребления услуги, горячего водоснабжения в размере 1/2 доли фактического объема потребления услуги, водоотведения в размере 1/2 доли фактического потребления услуги, с 01 января 2010 года - отказано;
в удовлетворении исковых требований Самигуллиной М.А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» о возложении обязанности произвести выплату компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за содержание и ремонт жилого помещения с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года, пользование жилым помещением (найм жилья), электроснабжение, теплоснабжение (отопления), холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение с 01 января 2010 г. - отказано;
признано за Самигуллиной М.А. право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади с 01 января 2011года по 11 мая 2012 года включительно;
возложена обязанность на Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» предоставить Самигуллиной М.А. меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади с 01 января 2011года по 11 мая 2012 года включительно.
взыскана с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» государственная пошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самигуллина М. А. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» о признании права на предоставление мер социальной поддержки, как педагогическому работнику и обязании произвести выплату с 01.01.2010 года мер социальной поддержки за наем, содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, за отопление и электроснабжение.
В обоснование иска указала, что является специалистом образования, работающим и проживающим в поселке городского типа. Полагает, что имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг без каких-либо ограничений, прямо не предусмотренных федеральным законодательством.
В письменном отзыве на исковое заявление ответчик требования не признал в полном объеме, указав, что в соответствии с законом предоставление мер социальной поддержки в части оплаты жилья и коммунальных услуг распространяется только на педагогического работника, без учета членов его семьи.
В судебном заседании стороны участия не приняли, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» ставит вопрос об отмене решения суда в части признания права и предоставления истцу мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе, за содержание и ремонт жилого помещения, без ограничения социальной нормой жилой площади, в связи с незаконностью.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Самигуллина М. А., <Дата обезличена> года рождения, в период с 30 сентября 2008 года по 15 сентября 2012 года работала в МОУ «...», расположенном в пос. Воргашор Республики Коми, в должности .... Истец с 13.03.1996 года по 11.05.2012 года была зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен>. В указанном жилом помещении также зарегистрирован супруг Самигуллиной М.А. – Самигуллин О.З.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» истец была наделена правом на получение мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением по 11 мая 2012 года вкючительно.
Рассматривая заявленные требования по изложенным в иске основаниям, суд установил, что в спорный период времени с 01.01.2011 года ответчиком меры социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилого помещения предоставлялись истцу в пределах социальной нормы на самого работника образовательного учреждения.
Вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания права истца на получение мер социальной поддержки в период с 01 января 2011 года по 11 мая 2012 года с учетом членов семьи, включая компенсацию расходов по оплате услуги по содержанию и ремонту жилья в размере 100%, предоставляемых педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающих в поселке городского типа, соответствует обстоятельствам дела, подтвержден доказательствами, основан на правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и является верным.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ данная норма дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пункт 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми" устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора.
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не предполагалась отмена или ограничение в предоставлении льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1993 года № 3266-1 "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений. Реализация данного Закона в отмеченной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Следовательно, исходя из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако, это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены статьей 55 Закона РФ "Об образовании", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд с достаточной полнотой проверил материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение, и пришел к правильному и обоснованному выводу о праве истца на получение соответствующей льготы за период с 01 января 2011 года по 11 мая 2012 года включительно.
Установив, что выплата мер социальной поддержки с 01.01.2011 производится ответчиком не в полном объеме, суд первой инстанции, учитывая положения Закона Республики Коми от 22.02.2011 № 14-РЗ «О внесении изменений в ст.18 Закона РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми», обоснованно обязал ответчика предоставить истцу данные меры социальной поддержки за спорный период.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны доводам, которые отражены в письменном отзыве при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Мотивы необоснованности этих доводов приведены в решении суда, а также изложены в настоящем определении.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В Налоговом кодексе РФ отсутствует определение "государственные органы". Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что он определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты» входит в структуру Агентства Республики Коми по социальному развитию, осуществляющего функции по разработке и реализации государственной политики, нормативно правовому регулированию в области социального развития, социальной защиты населения, организации оказания государственных услуг в сфере социальной защиты населения, организации оказания государственных услуг в сфере социального развития, включая организацию предоставления социальных гарантий населению Республики Коми, установленных законодательством Российской Федерации. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию № 2987 от 29.12.2012 года ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты» наделено полномочиями по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме.
При таких обстоятельствах, ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты» в силу подпункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Воркутинского городского суда РК от 06 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения указание на взыскание государственной пошлины с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере ... рублей.
Председательствующий –
Судьи -