Дело №2-194/2019
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2019 года п. Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Буренковой О.Б.,
с участием представителя истицы Калининой Л.М. - Мельникова А.В., действующего на основании доверенности <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика - Администрации Шимского муниципального района Новгородской области Ульянова А.И., действующего на основании доверенности № Б\Н от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Митрофановой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой М.Л. к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение,
установил:
Калинина Л.М. обратилась в суд с иском к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28 кв.м в черте муниципального образования «пос. Шимск», отвечающего санитарно-гигиеническим требованиям и техническим правилам и нормам. В обоснование требований указано, что является инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года №817, а также на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека.
Истица Калинина Л.М. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила.
Представитель истицы Мельников А.В. (по доверенности) в судебном заседании заявленные Калининой Л.М. требования поддержал в части обязания Администрации Шимского муниципального района предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м в черте муниципального образования «пос. Шимск», ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении; в остальной части от заявленных требований отказался, поскольку имеющееся у Калининой Л.М. заболевание не включено в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 года №991н.
Последствия отказа от заявленных требований в части и прекращения производства по делу в части, предусмотренные ст. ст. 39, 173, 220, 221 ГПК РФ, представителю истца Мельникову А.В. разъяснены и понятны.
Определением Солецкого районного суда Новгородской области от 17 апреля 2019 года производство по гражданскому делу по иску Калининой Л.М. к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение в части предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь прекращено в связи с отказом истца от иска.
Представитель ответчика Администрации Шимского муниципального района Новгородской области Ульянов А.И. (по доверенности) в судебном заседании заявленные исковые требования Калининой Л.М. признал в части наличия у ответчика обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди площадью не менее 14 кв.м по месту регистрации истцы, в остальной части заявленные требования не признал, пояснив, что истица признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, страдает тяжким заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года №н.
Последствия признания исковых требований в части, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ представителю ответчику разъяснены и понятны.
Суд принял признание исковых требований в части представителем ответчика, так как это не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц, что в соответствии со ст. 173 ГПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных истцом требований в части.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 4 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных указанным Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 указанного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно положениям ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 года №987н, на основании Постановления Правительства РФ от 21 июля 2017 года №859, вступившим в силу с 1 января 2018 г., утвержден новый Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Лица, страдающие заболеваниями из утвержденного Перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании, Калинина Л.М. зарегистрирована и проживает по адресу: Новгородская область, Шимский район, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Я.Н.Д. с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно характеристики жилого помещения усматривается, что это индивидуальный жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, общей площадью 19,6 кв.м, состоящий из одной жилой комнаты площадью 19,6 кв.м с пристройками.
Постановлением администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 27 марта 2019 года №288 Калинина Л.М. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Калининой Л.М. 07 августа 2018 года установлена первая группа инвалидности, что подтверждается справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы <данные изъяты>.
Из представленных медицинских документов и справок ГОБУЗ <данные изъяты> и сообщения Министерства здравоохранения Новгородской области от 15 апреля 2019 года усматривается, что Калинина Л.М. страдает <данные изъяты> (код по МКБ-10: №).
Исходя из Приказа Минздрава России от 29 ноября 2012 года №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», имеющееся у Калининой Л.М. заболевание по МКБ-10 является заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В силу ч. ч. 1 и 6 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Приказу Минздрава России от 30 ноября 2012 года №991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» имеющиеся у Калининой Л.М. заболевания по МКБ-10: код по МКБ-10: С 19, код по МКБ-10: К 63.2 не является основанием для получения инвалидом права на дополнительную жилую площадь.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Калинина Л.М. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в настоящее время жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено, суд с учетом положений, предусмотренных ч. 7 ст. 57 ЖК РФ, полагает, что на ответчика - Администрацию Шимского муниципального района Новгородской области надлежит возложить обязанность по предоставлению истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. ст. 60 и 61 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В данном случае, предоставление ответчиком - администрацией Шимского муниципального района жилого помещения Калининой Л.М. не нарушает прав ответчика, который вправе возместить свои затраты за счет трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Думы Шимского муниципального района №410 от 23 апреля 2015 года установлена норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданину по договору социального найма, в размере 18 кв.м на одного члена семьи, установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в размере 14 кв.м на одного члена семьи.
В связи с чем доводы представителя ответчика о предоставлении Калининой Л.М. жилого помещения площадью 14 кв.м, не могут быть приняты во внимание.
Судом отклоняются доводы представителя истицы в части того, что жилое помещение должно быть предоставлено истице в муниципальном образовании «п. Шимск», поскольку по договорам социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта).
Из представленных документов следует, что Калинина Л.М. зарегистрирована по адресу: Новгородская область, Шимский район, <адрес>. Данный населенный пункт - <адрес> - расположен в границах муниципального образования - <адрес> сельское поселение, не относится к расположенному в границах муниципального образования - Шимское городское поселение, на основании положений ч. 7 ст. 4 Областного закона Новгородской области от 17 января 2005 года № 398-ОЗ (ред. от 30 марта 2010 года) «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории Шимского муниципального района, наделении их статусом городского и сельских поселений, определении административных центров и перечня населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений»
Поскольку Калинина Л.М. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, страдает тяжким хроническим заболеванием, включенным в Минздрава России от 29 ноября 2012 года №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», право Калининой Л.М. на обеспечение жилым помещением ответчиком не оспаривается, а также принимая во внимание, факт того, что представитель ответчика Ульянов А.И., наделенный на основании доверенности полномочиями на признание исковых требований, заявленные исковые требования признал частично, суд полагает, что исковые требования Калининой Л.М. подлежат удовлетворению частично в части возложения на ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди площадью не менее 18 кв.м в границах соответствующего населенного пункта по месту регистрации истцы.
Руководствуясь ст. 11, 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Калининой М.Л. к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Шимского муниципального района Новгородской области предоставить Калининой М.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма во внеочередном порядке по месту регистрации (<адрес> Шимского муниципального района Новгородской области) благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требования, по установленной норме предоставления площади жилого помещения не менее 18 кв.м.
В удовлетворении остальной части требований Калининой Л.М. - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, право на ознакомление с мотивировочной частью решения с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - О.Б. Буренкова
Мотивировочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.