Решение по делу № 33-1805/2015 от 15.05.2015

дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 10 июня 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

Председательствующего Обносовой М.В.,

судей областного суда Мальмановой Э.К., Стус С.Н.,

при секретаре ФИО4,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Красноярский район» на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 26 марта 2015 года по иску Шатаевой А.Ш. к Администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Красноярского района Астраханской области, Администрации МО «Красноярский район» Красноярского района Астраханской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установила:

Шатаева А.Ш. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Красноярский сельсовет» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав, что зарегистрирована в жилом доме по <адрес> общей площадью <....> кв.м. Кроме нее в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают еще 6 человек. Составом семьи из <....> человек (она и двое ее несовершеннолетних детей) состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постановление главы Администрации МО «Красноярский сельсовет» от "дата", под номером Ее несовершеннолетний сын ФИО1 ФИО10 "дата" года рождения страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», следовательно имеет право на внеочередное получение жилья, а также нуждается в дополнительной жилой площади согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от "дата". Вопрос об обеспечении ее семьи жильем Администрацией МО «Красноярский сельсовет» не решен, в связи с чем просила обязать Администрацию МО «Красноярский сельсовет» предоставить её семье жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

"дата" по делу в качестве соответчика привлечена Администрация МО «Красноярский район», поскольку, в соответствии с Федеральным законом от "дата", на территории сельского поселения, входящего в состав территории муниципального образования «Красноярский район» с "дата" Администрацией МО «Красноярский район» решается обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

"дата" истец Шатаева А.Ш., в связи с привлечением к участию по делу в качестве соответчика Администрацию муниципального образования «Красноярский район» Красноярского района Астраханской области уточнила свои исковые требования, просила обязать Администрацию муниципального образования «Красноярский район» Красноярского района Астраханской области предоставить семье Шатаевой А.Ш. на семью из <....> человек, в составе которой находится ребенок- инвалид, во внеочередном порядке однократно благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования «Красноярский сельсовет», не ниже нормы предоставления и с учетом права ребенка- инвалида ФИО11 на дополнительную площадь.

Истец Шатаева А.Ш. в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истца адвокат Апсатырова Д.Т. исковые требования истца поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.

Представитель Администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Красноярского района Астраханской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

По делу в качестве третьего лица привлечено Правительство Астраханской области, представитель которого в судебное заседание не явился.

Представитель Администрации муниципального образования «Красноярский район» Красноярского района Астраханской области, Т.А. Саидова исковые требования Шатаевой А.Ш. не признала, просила в иске отказать.

Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 26 марта 2015 года исковые требования Шатаевой А.Ш. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворены частично. На Администрацию МО «Красноярский район» возложена обязанность по предоставлению семье Шатаевой А.Ш. на семью из <....> человек, в составе которой находится ребенок – инвалид, во внеочередном порядке однократно благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования «Красноярский сельсовет», не ниже нормы предоставления и с учетом права ребенка – инвалида ФИО12 на дополнительную площадь.

В апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Красноярский район» ставит вопрос об отмене решения суда, считает его незаконным. Указывает, что обязанность по предоставлению семье Шатаевой А.Ш. на семью из двух человек в составе которой находится ребенок-инвалид, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную площадь возлагается законодательством на Правительство Астраханской области для предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Астраханской области. Полагает, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно лишь в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. Указанные полномочия администрации муниципального образования «Красноярский район» не переданы.

В суд апелляционной инстанции не явился представитель Администрации МО «Красноярский сельсовет» Красноярского района Астраханской области, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося лица в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителя Администрации муниципального образования «Красноярский район» Саидову Т.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Апсатырову Д.Т., возражавшую против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, представителя Правительства Астраханской области Бакаева Т.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда.

Удовлетворяя исковые требования Шатаевой А.Ш. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в части, суд первой инстанции правильно исходил из того, что семья Шатаевой А.Ш. имеет право на внеочередное обеспечение жильем.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, считает их законными и обоснованными.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.

Норма части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма государственного или муниципального жилищного фонда.

Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в ^Российской Федерации» предусматривает, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, следовательно, в данном случае - муниципальным образованием «Красноярский район» Красноярского района Астраханской области.

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Из статьи 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "дата", осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "дата"-Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после "дата" (как в случае с семьей Шатаевой А.Ш.), обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в Астраханской области порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан регулируется Законом Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области». Нормой статьи 2 указанного Закона Астраханской области установлен перечень лиц, кому может предоставляться жилое помещение из государственного жилищного фонда Астраханской области, истец не подпадает под указанный перечень, а часть 3 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что несовершеннолетний сын истца ФИО13 "дата" года рождения, страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», и которое дает ему право на внеочередное получение жилья.

Согласно этому Перечню к тяжелым формам хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, относятся хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями с кодом заболеваний по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем: <.....>

Согласно письму Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области <....> от "дата" заболеванию ФИО14 соответствует код по <.....>

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от "дата" "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", ФИО15 нуждается в дополнительной жилой площади.

Семья истца составом семьи из <.....> человек (истец, сын ФИО16 "дата" года рождения, и сын ФИО17 "дата" года рождения) состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно постановлению главы Администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» под номером

Шатаева А.Ш. с "дата" состоит в Администрации МО «Красноярский сельсовет» на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как малоимущая, но имеющая в составе семьи ребенка- инвалида.

Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд правомерно возложил на Администрацию МО «Красноярский район» обязанность по предоставлению семье Шатаевой А.Ш. на состав семьи <.....> человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования «Красноярский сельсовет» не ниже нормы предоставления и с учетом права ребенка-инвалида ФИО18 на дополнительную площадь.

Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению семье Шатаевой А.Ш. на семью из двух в составе которой находится ребенок-инвалид, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную площадь, возлагается законодательством на Правительство Астраханской области не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.

Порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому данная категория граждан не может быть лишена права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем, Жилищным кодексом Российской Федерации на органы муниципального образования возложена обязанность по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Право семье Шатаевой А.Ш. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.

Доводы жалобы о том, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно лишь в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями, указанные полномочия Администрации МО «Красноярский район» не переданы, не несостоятельны, поскольку в соответствии с частями 3и 4 статьи 14 Федерального Закона Российской Федерации ФЗ от "дата" «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Довод апелляционной жалобы о том, что возложение на Администрацию МО «Красноярский район» обязанности по предоставлению жилого помещения повлечет нецелевое использование денежных средств, являлся предметом рассмотрения судом первой инстанции, данному доводу дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусматривает, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статей 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления».)

Другие доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и поэтому доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что иных доводов, свидетельствующих о наличии оснований к отмене постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Красноярского районного суда Астраханской области от 26 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Красноярский район» – без удовлетворения.

33-1805/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шатаева А.Ш.
Ответчики
Администрация МО "Красноярский сельсовет"
Суд
Астраханский областной суд
Судья
Обносова Марина Витальевна
Дело на сайте суда
oblsud.ast.sudrf.ru
27.05.2015Судебное заседание
10.06.2015Судебное заседание
10.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее