Решение по делу № 2-480/2020 от 02.11.2020

Дело № 2-480/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Духовщина                                 14 декабря 2020 года

Духовщинский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего (судьи)                         Зайцева В.В.,

секретаре                                 Рябченко М.В.,

с участием:

истца      Сафронова Н.А.,

представителя истца      Зенковой Н.Б.,

представителя ответчика      Ореховой А.Ю.,

представителя третьего лица Марчук О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафронова Николая Анатольевича к Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области и Департаменту Смоленской области по образованию и науке об обеспечении жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

    Сафронов Н.А. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по образованию и науке, Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области об обеспечении жилым помещением, как лица, оставшегося без попечения родителей, в обоснование иска указав, что он относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

31.03.2010 умерла его мать – Сафронова Вера Михайловна, отец Сафронов Анатолий Иванович умер 16.01.2001.

Постановлением главы Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области от 06.05.2001 № 244 над Сафроновым Н.А. была установлена опека. Постановлением главы Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области от 14.06.2013 № 336 над Сафроновым Н.А. было установлено попечительство и назначен попечителем брат - Сафронов Сергей Анатольевич.

На основании договора о безвозмездной передаче в собственность квартиры, заключенного с администрацией Бабинского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области от 28.10.2014, истцу передана в собственность, закрепленная за ним, как за сиротой, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, д.Бабино, <адрес>. В данном жилом помещении истец зарегистрирован, однако, после смерти матери и по настоящее время проживает у брата.

Решением Духовщинского районного суда от 16.06.2020, вступившим в законную силу, договор на безвозмездную передачу в собственность квартиры, заключенный между муниципальным образованием Бабинское сельское поселение Духовщинского района и Сафроновым Н.А., признан недействительным. В июне 2020 г. истец обратился в Администрацию МО «Духовщинский район» Смоленской области с заявлением о предоставлении последнему благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда.

На заявление был получил ответ, что в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на обеспечение благоустроенным жилым помещением истец не включен и оснований для включения в список не имеется, поскольку постановлением главы Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области №244 от 06.05.2010 за Сафроновым Н.А. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а согласно договора приватизации, это жилое помещение передано ему в собственность.

Поскольку Сафронов Н.А. не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, не является собственником жилого помещения, полагает, что он имеет право на предоставление ему жилья, как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с чем, истец просил: обязать Администрацию муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями; подать заявку в Департамент Смоленской области по образованию и науке для получения субвенций для приобретения и предоставления ему как лицу, оставшемуся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения по договору найма; обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке перечислить Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению его, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм на территории МО «Духовщинский район» Смоленской области; обязать Администрацию муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области с момента осуществления финансирования предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм.

        Истец Сафронов Н.А. в судебном заседании исковые требования полностью поддержал и подтвердил доводы, изложенные в заявлении.

    Представитель истца Зенкова Н.Б. исковые требования поддержала.

    Представитель ответчика Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области Орехова А.Ю. не возражала против удовлетворения иска.

    Представитель ответчика Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без участия их представителя (л.д.26).

    Представитель третьего лица органа опеки и попечительства отдела образования Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области Марчук О.С. не возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица Администрации Третьяковского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом.

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

    Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными по следующим основаниям.

    В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в старой редакции, утратившей силу с 01.01.2013 – ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ) вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в старой редакции, утратившей силу с 01.01.2013 – ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ) (далее ФЗ № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

    Аналогичную норму содержал Закон Смоленской области от 29.09.2005 N 89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области».

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В соответствии со ст. 4 ФЗ № 15-ФЗ, настоящий ФЗ вступил в силу с 01.01.2013, при этом действие положений ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ (в редакции настоящего ФЗ) и ЖК РФ (в редакции настоящего ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего ФЗ.

    Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

    В соответствии со ст. 109.1. ЖК РФ (введена ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

    В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Частью 8 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ (в действующей редакции) установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

    Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список). В Список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (ч. 3 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ).

    Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ).Аналогичная норма закреплена в ст. 6 Закона Смоленской области от 29.09.2005 № 89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области».     

Согласно ч. 3 ст. 22 Областного Закона от 19.12.1996 № 36-з «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Смоленской области» жилое помещение по договору найма предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади, которая составляет 12 кв.м. на одного человека, и не может быть менее следующих минимальных размеров (социальная норма площади жилья): 18 кв.м. общей площади жилья на одного человека для семьи, состоящей из трех и более человек; 21 кв.м. общей площади жилья на одного человека для семьи, состоящей из двух человек; 33 кв.м. общей площади жилья на одиноко проживающего человека.

    Согласно ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона Смоленской области от 29.11.2007 № 114-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (в редакции Закона Смоленской области от 28.05.2015 № 59-з)» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.

Порядок осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями определен Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 202 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 11.03.2016 № 147), утвердившим Положение, согласно которому (пункты 2 - 6): органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями определяют в соответствии с уставом соответствующего муниципального района, городского округа Смоленской области орган, уполномоченный обеспечивать деятельность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Уполномоченный орган формирует список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список детей-сирот), на основании заявлений о включении детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в данный список, в соответствии с областным законом "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области".

Органы местного самоуправления ежегодно направляют в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот (далее - уполномоченный орган в сфере образования), списки детей-сирот для формирования единого списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год.

Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (далее - субвенция), в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года.

Органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере образования и науки на территории Смоленской области, а также уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Департамент Смоленской области по образованию и науке, согласно

п. 1.1, 2.11 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2016 № 820.

Рассматривая дело по существу заявленных требований, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств и требований вышеуказанных правовых норм, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Сафронов Н.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не обеспечен жилым помещением.

    В судебном заседании установлено, что Сафронов Н.А., 29.01.1997 года рождения (л.д.8), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно копии свидетельства о смерти I-МП от ДД.ММ.ГГГГ, отец истца – Сафронов Анатолий Иванович умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10). Согласно копии свидетельства о смерти I-МП от ДД.ММ.ГГГГ, мать истца – Сафронова Вера Михайловна умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Постановлением главы Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО4 была установлена опека и закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д.11-12).

Постановлением главы Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО4 было установлено попечительство и назначен попечителем брат - ФИО3 (л.д.21).

Решением Духовщинского районного суда от 16.06.2020 договор на безвозмездную передачу в собственность квартиры, заключенный между муниципальным образованием Бабинское сельское поселение Духовщинского района и Сафроновым Н.А., признан недействительным. Решение вступило в законную силу 23.07.2020 (л.д.13-15).

Как установлено судом, в июне 2020 г. истец обратился в Администрацию МО «Духовщинский район» Смоленской области с заявлением о предоставлении последнему благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда.

Администрацией МО «Духовщинский район» Смоленской области было отказано в предоставлении Сафронову Н.А. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда, поскольку последний в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на обеспечение благоустроенным жилым помещением истец не включен и оснований для включения в список не имеется, поскольку постановлением главы Администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО4 закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> <адрес>, а согласно договора приватизации, это жилое помещение передано ему в собственность (л.д. 20).

Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 22.09.2020 усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Сафроновым Н.А. на объекты недвижимого имущества на территории Смоленской области (л.д. 16-17).

    Согласно выписки из ЕГРН от 02.10.2020 за Сафроновым Н.А. зарегистрировано прекращение права на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19).

Из акта обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> установлено, что указанное жилое помещение не соответствует санитарным и техническим нормам, не пригодно для проживания (л.д. 43).

При таких обстоятельствах суд находит, что фактически Сафронов Н.А. не обеспечен благоустроенным жильем, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку договор приватизации, заключенный между муниципальным образованием Бабинское сельское поселение Духовщинского района и Сафроновым Н.А., решением Духовщинского районного суда от 16.06.2020 признан недействительным.

Жилых помещений в пользовании по договору социального найма или на праве собственности Сафронов Н.А. не имеет, членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения, понятия которых раскрыты в статьях 31 и 69 ЖК РФ, не является.

При таких установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Сафронов Н.А. в настоящее время имеет право на включение его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями; имеет право на предоставление ему жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и должен быть обеспечен специализированным благоустроенным жильем в установленном законом порядке, поскольку он не реализовал свое право на обеспечение жильем.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сафронова Николая Анатольевича удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Духовщинский район» Смоленской области включить Сафронова Николая Анатольевича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

    Обязать Администрацию МО «Духовщинский район» Смоленской области подать заявку в Департамент Смоленской области по образованию и науке для получения субвенций для приобретения и предоставления Сафронову Николаю Анатольевичу как лицу, оставшемуся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

    Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке перечислить Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению Сафронова Николая Анатольевича, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм на территории МО «Духовщинский район» Смоленской области.

Обязать Администрацию МО «Духовщинский район» Смоленской области с момента осуществления финансирования предоставить Сафронову Николаю Анатольевичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм на территории МО «Духовщинский район» Смоленской области.

Мотивированное решение изготавливается в течение 5 дней со дня вынесения резолютивной части решения, которое может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в Смоленский областной суд через Духовщинский районный суд Смоленской области путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий: В.В. Зайцев

2-480/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Сафронов Николай Анатольевич
Ответчики
Администрация МО Духовщинский район
Департамент по образованию и науке
Другие
Зенкова Н.Б.
Орган опеки и попечительства
Суд
Духовщинский районный суд Смоленской области
Судья
Зайцев Вадим Викторович
Дело на странице суда
duhovschina.sml.sudrf.ru
02.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2020Передача материалов судье
02.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2020Судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
14.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее