Дело№2а-646/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
16 августа 2018 года город Карачаевск
Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего судьи Долаева А.С.,
при секретаре судебного заседания Семеновой Ф.С., с участием:
представителя административного истца ГУ-ОПФР по КЧР в Карачаевском районе, действующего на основании доверенности от (дата обезличена) (номер обезличен) Чомаева К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, возбужденное по административному исковому заявлению Управлению Отделения Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике в Карачаевском районе поданному к ответчику УФССП по КЧР ОСП города Карачаевск об освобождении от уплаты исполнительного сбора в размере 10 000 рублей по исполнительному производству (номер обезличен) от (дата обезличена), установил: Управление ОПФР по КЧР в Карачаевском районе обратился в суд с административным иском к ответчику судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по городу Карачаевск УФССП по КЧР об освобождении от уплаты исполнительного сбора в размере 10 000 рублей по исполнительному производству (номер обезличен) от (дата обезличена). Ссылаясь в административном иске на ст. 52 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 218, 220 КАС РФ, и Федеральный Закон (номер обезличен) ФЗ от (дата обезличена) о внесении изменений в часть первую и вторую Налогового Кодекса РФ о передаче полномочий налоговым органам по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное социальное и медицинское страхование», начиная с (дата обезличена), а также на положение Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», административный истец обосновал заявленные в иске требования тем, что Мировым судьей судебного участка № 1 Карачаевского района Карачаево-Черкесской республики вынесено определение от (дата обезличена), по которому Алиеву Р.Н. выдан исполнительный лист ВС (номер обезличен) от (дата обезличена) о повороте исполнения судебного приказа (номер обезличен) от (дата обезличена), по заявлению Управления ОПФР по КЧР в Карачаевском районе о выдаче судебного приказа на взыскание с Алиева Р.Н. задолженности по страховым взносам пеням и штрафам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Судебным приставом-исполнителем УФССП по КЧР ОСП города Карачаевск в районе Управление ОПФР по КЧР в Карачаевском районе вынесено постановление от (дата обезличена) (номер обезличен) о взыскании исполнительского сбора. Управление ОПФР по КЧР в Карачаевском районе приняло все меры для выполнения исполнительного листа ВС (номер обезличен) от (дата обезличена), о чем также был извещен судебный пристав-исполнитель УФССП по КЧР ОСП города Карачаевск. Также было подано заявление о замене стороны в исполнительном производстве.
При этом согласно разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 5 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГКРФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве административного ответчика судебный пристав-исполнитель ОСП по исполнению исполнительных производств УФССП России по КЧР в г. Карачаевске Кочкаров А.А., и в качестве заинтересованного лица по делу УФССП России по КЧР, будучи извещены о слушании дела к назначенному времени в судебное заседание не явились. В соответствие с требованиями ч.6 ст.226 КАС РФ, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся в судебное заседание привлеченных к участию в деле лиц. Заслушав представителя истца, исследовав материалы административного дела, находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.121 Федерального закона РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 14 закона «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями. Требования к содержанию постановления изложены в ч. 2 указанной статьи. На основании ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 ст.12 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с последующими изменениями) предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, вступившим в законную силу Определением мирового судьи судебного участка №1 Карачаевского судебного района КЧР 20 июля 2017 года удовлетворено заявление Алиева Р.Н. о повороте исполнения судебного решения за (номер обезличен) от (дата обезличена), произведен поворот исполнения судебного приказа (номер обезличен) от (дата обезличена), вынесенного по заявлению ГУ-ОПФР по КЧР на взыскание с Алиева Р.Н. задолженности по страховым взносам.
На основании вступившего в законную силу Определением мирового судьи судебного участка (номер обезличен) Карачаевского судебного района КЧР (дата обезличена) выдан исполнительный документ, который был предъявлен в отдел судебных приставов для принудительного исполнения.
07.05.2018 г судебным приставом-исполнителем ОСП г Карачаевска Кочкаровым А.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника ГУ-ОПФР по КЧР в Карачаевском районе. Согласно п.п. 2,3 приведенного постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
12.02.2018 г. судебным приставом-исполнителем ОСП г Карачаевска Кочкаровым А.А. вынесено постановление о взыскании с должника ГУ-ОПФР по КЧР в Карачаевском районе исполнительного сбора в размере 10 000 рублей в связи с тем, что должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися в не его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Также (дата обезличена) СПИ ОСП г. Карачаевска Кочкаровым А.А. в адрес ГУ -ОПФР по КЧР в Карачаевском районе направлено требование, согласно которого должнику в пятидневный срок со дня поступления требования надлежит исполнить содержащие в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств в размере 72 909 рублей 17 копеек в пользу Алиева Р.Н. При этом из направленного ГУ-ОПФР по КЧР в Карачаевском районе в адрес судебного пристава-исполнителя ОСП города Карачаевска Кочкарову А.А. от (дата обезличена) сообщения следует, что ГУ-ОПФР по КЧР в Карачаевском районе во исполнение Постановления от (дата обезличена) по исполнительному производству (номер обезличен) направлено Решение принятое ГУ-ОПФР по КЧР в Карачаевском районе о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов пеней и штрафов от (дата обезличена) и протокол Заседания Комиссии ГУ-ОПФР по КЧР в Карачаевском районе от (дата обезличена).
Также, согласно Определения Мирового судьи судебного участка №1 Карачаевского района КЧР от (дата обезличена) было удовлетворено заявление ГУ-ОПФР по КЧР в Карачаевском районе от (дата обезличена) о предоставлении отсрочки о возврате взысканной суммы по отмененному судебному приказу (номер обезличен) от (дата обезличена), Исполнительное производство (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена) приостановлено.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что должником в установленный срок был исполнен исполнительный документ, и приведенные доказательства подтверждают своевременность исполнения решения, требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что административный истец ГУ-ОПФР в соответствии положениями Федерального закона от 03.07.2016 года №243-ФЗ «О внесений изменений в часть первую и вторую Налогового Кодекса РФ в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование» начиная с 01.01.2017 года полномочия по администрированию страховых взносов возложена на налоговый орган, суд приходит к выводу о том, что невыполнение после получения постановления о возбуждении исполнительного производства от 07.05.2018 года, исходя из приведенных обстоятельств нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения административного истца от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора. Руководствуясь ст.176- ст.180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ -░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░