Егорлыкский районный суд Ростовской области
№2а-237/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2019 года ст. Егорлыкская Ростовской области
Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Колесниковой И.В.,
с участием представителя ГБУ Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» Джумагалиевой Л.М.,
при секретаре Серовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Строкова Андрея Викторовича к Государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области», межрайонной ИФНС России №16 по Ростовской области об обязании произвести перерасчет инвентаризационной стоимости жилого дома, обязании произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц по объекту недвижимости на основании перерасчета его инвентаризационной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
В Егорлыкский районный суд Ростовской области обратился Строков А.В. с административным иском к ГУПТИ РО, межрайонной ИФНС России №16 по Ростовской области об обязании ГУПТИ РО произвести перерасчет инвентаризационной стоимости дома, расположенного по адресу: <адрес>, обязании МИФНС России №16 по Ростовской области произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц по указанному объекту недвижимости на основании перерасчета инвентаризационной стоимости. В обоснование исковых требований административный истец в заявлении указал, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, Егорлыкский район, ст. Новороговская, ул. Советская, 78, общей площадью 97,6 кв.м. Из полученного налогового уведомления №39954017 от 17.08.2017 Строкову А.В. стало известно, что налоговая база - инвентаризационная стоимость дома составляет в ценах 2014 года 470851,00 рублей, в ценах 2016 года - 625760,00 рублей. Строков А.В. не согласен с указанной инвентаризационной стоимостью дома, так как она основана на недостоверных сведениях об объекте недвижимости, инвентаризационная оценка производилась в его отсутствие. В августе 2014 года Строков А.В. обратился в АО <данные изъяты>, где была установлена инвентаризационная стоимость жилого дома с учетом износа в текущих ценах - 118940,00 рублей, что существенно ниже налоговой базы в 2014 году - 470851,00 рублей. 08.11.2018 Строков А.В. обратился в Сальский филиал ГУПТИ РО с заявлением о пересмотре результатов определения инвентаризационной стоимости, но ответ не получил. Налоговым уведомлением №39954017 от 17.08.2017 Строкову А.В. выставлена сумма налога к уплате, в размере 12515,00 рублей. 05.12.2018 было вынесено решение о взыскании с него недоимки по налогу на имущество физических лиц.
Определением Егорлыкского районного суда Ростовской области от 17.07.2019 произведена замена административного ответчика ГУПТИ Ростовской области на административного ответчика ГБУ Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» в порядке процессуального правопреемства.
Административный истец Строков А.В. в судебном заседании поддержал административный иск, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика - ГБУ Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» Джумагалиева Л.М. административный иск не признала, пояснив, что ГУПТИ РО сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества предоставлялись в 2010 году, после этого ГУПТИ РО инвентаризационная стоимость для целей налогообложения не исчислялась, в налоговые органы данные сведения не предоставлялись; до 2013 года ГУПТИ РО по обращению граждан производился перерасчет инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, но по состоянию на 2010 год; после этого у ГУПТИ РО полномочия по установлению, перерасчету инвентаризационной стоимости недвижимого имущества для целей налогообложения отсутствовали.
В возражении на административное исковое заявление ГУПТИ Ростовской области указало, что 02.06.2005 Администрацией Егорлыкского района Ростовской области был издан приказ №123 «О проведении инвентаризации строений и сооружений, принадлежащих физическим лицам» в соответствии с решением Коллегии Администрации Ростовской области от 18.05.2005 №54 с целью предотвращения уклонения граждан от уплаты налога на имущество физических лиц путем несвоевременной регистрации прав собственности на объекты капительного строительства, на основе которого была создана комиссия для проведения обследования ранее не инвентаризированных объектов капитального строительства, принадлежащих физическим лицам с составлением карточки расчета инвентаризационной стоимости объектов капительного строительства (для целей налогообложения). Такая карточка была изготовлена и на объекты капительного строительства по <адрес>. Проведение государственного технического учета и определение инвентаризационной стоимости имущества с 01.01.2013 не предусмотрено; обязанность органов, осуществляющих технический учет, предоставлять в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости имущества исключена из Налогового кодекса РФ (п.9.1 ст. 85 НК РФ). В целях актуализации указанной стоимости применяются коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые ежегодно Минэкономразвития России. Административным истцом предоставлен технический паспорт по состоянию на 25.11.2014, что исключает возможность применения указанных в нем данных об инвентаризационной стоимости для целей налогообложения. С момента определения инвентаризационной стоимости объекта капитального строительства прошло более 10 лет, что не исключает возможности изменения технических характеристик объекта капитального строительства; административным истцом не представлены документы, подтверждающие ошибочность технических характеристик объекта капитального строительства на дату определения инвентаризационной стоимости комиссией.
Представитель административного ответчика МИФНС России №16 по Ростовской области в судебное заседание не прибыл, извещен надлежащим образом, в заявлении просил о рассмотрении дела без его участия, связи с чем на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Административный ответчик МИФНС России №16 по Ростовской области в отзыве на административное исковое заявление указал, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц за 2016 год определяется, исходя из инвентаризационной стоимости объекта, представленной в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 с учетом коэффициента-дефлятора. Согласно представленным ГУПТИ РО данным актуальная инвентаризационная стоимость спорного объекта недвижимости по <адрес> составила 470851,00 рублей, налоговым органом с учетом данной инвентаризационной стоимости спорного объекта недвижимости исчислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 12515,00 рублей. Налоговым органом на производится проверка достоверности представленных сведений об инвентаризационной стоимости имущества, сведений об изменении инвентаризационной стоимости спорного объекта имущества в инспекцию не поступало, в связи с чем у налогового органа отсутствуют основания для перерасчета налога на имущество за 2016 год по спорному объекту.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика Джумагалиеву Л.М., исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 400, 401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
В силу ч.2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
На основании ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 5), технического паспорта на жилой дом (л.д. 10-21) Строков А.В. является собственником жилого дома 1993 года постройки с пристройкой 1993 года постройки, навеса 1993 года постройки, сарая 1993 года постройки, гаража 1993 года постройки, сливной ямы, расположенных по адресу: <адрес>, в связи с чем является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно карточке расчета инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства, принадлежащих физическому лицу, (для целей налогообложения) от 28.02.2008, инвентаризационная стоимость жилого дома, иных зданий, строений, сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, составляла в ценах 1969 года 23543,00 рублей, при переводе в цены на 2010 год с применения коэффициента 20 инвентаризационная стоимость составляла 470851,00 рублей.
Расчет инвентаризационной стоимости принадлежащего истцу дома осуществлялся в соответствии с Приказом Администрации Егорлыкского района Ростовской области от 02.06.2005 №123 «О проведении инвентаризации строений и сооружений, принадлежащих физическим лицам».
Пунктом 2 Приказа предусмотрено, что инвентаризационной комиссии было поручено в срок до 01.09.2005 для целей налогообложения сформировать реестр ранее не инвентаризированных объектов капитального строительства, принадлежащих физическим лицам, и в целях обложения налогом на имущество физических лиц органу технической инвентаризации в установленные законодательством сроки передать сведения об инвентаризационной стоимости объекта в текущем уровне цен в налоговые органы по данным оформленных карточек расчета инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства, принадлежащего физическому лицу (пункт 6).
При расчете инвентаризационной стоимости жилого дома административного истца ГУПТИ РО исходило из п. 3.4 Положения о проведении обследования объектов капитального строительства, принадлежащего физическим лицам, для целей налогообложения (Приложение №1 к Приказу главы Администрации района №123 от 02.06.2005), согласно которому стоимость жилого помещения (квартиры) определяется, исходя из обследования объекта капитального строительства, принадлежащего физическому лицу, по внешним характеристикам.
Налогообложение имущества физических лиц до 01.01.2015 осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Пунктом 2 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" предусматривалось, что налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Согласно пункту 4 данной статьи органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны были ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налога на имущество физических лиц за 2013, 2014 годы производилось налоговым органом на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 18.11.2015 №854 коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 НК РФ, установлен на 2016 года равным 1,329.
Таким образом, налоговая база - инвентаризационная стоимость принадлежащего административному истцу имущества для целей налогообложения на 2016 год составила 625760 рублей, что соответствует налоговой базе, указанной в налоговом уведомлении для расчета налога на имущество физических лиц (л.д. 24).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2013 года государственный технический учет объектов недвижимости на территории РФ органами и организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию, не ведется.
Письмом Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ от 03.09.2010 №МН-37-6/10623@ «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие со 2 сентября 2010 года Федерального закона от 27.07.2010 №229-ФЗ» налоговым органам разъяснено, что в связи со вступлением в действие Федерального закона от 27.07.2010 N229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" сведения, сообщаемые в налоговые ораны для осуществления учетных действий органами, указанными в п.9.1 ст. 85 НК РФ (органами, осуществляющими государственный технический учет), не используются.
Пункт 9.1 ст. 85 НК РФ, возлагавший на органы, осуществляющие технический учет, представлять в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости имущества, согласно Федеральному закону от 04.10.2014 №284-ФЗ признан утратившим силу, в связи с чем у ГУПТИ РО после 01.03.2013 года отсутствуют полномочия по определению в целях налогообложения и предоставлению в МИФНС №16 России по Ростовской области сведений об инвентаризационной стоимости имущества.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N437, вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования в сфере оценочной деятельности, отнесены к компетенции Минэкономразвития России.
В настоящее время действующим законодательством не установлен орган, уполномоченный осуществлять проверку достоверности установленной ранее инвентаризационной стоимости имущества, в связи с чем инвентаризационная стоимость может быть оспорена в судебном порядке, в том числе при обнаружении ошибок при ее расчете.
Таким образом, у налоговых органов, отсутствуют правовые основания на применение для целей налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости, представленных органами, осуществляющими государственный технический учет, в налоговые органы после 1 марта 2013 года, а также сведений об инвентаризационной стоимости, представляемых в налоговые органы лицами, не являющимися уполномоченными органами.
В установленном порядке инвентаризационная стоимость недвижимого имущества для целей определения налоговой базы по исчислению налога на имущество физических лиц, административным истцом в судебном порядке не оспорена.
Доводы административного истца относительно того, что в техническом паспорте на жилой дом, составленном по состоянию на 25.11.2014 (после 01.01.2013), указана инвентаризационная стоимость 118940, которая рассчитана с учетом износа жилого дома и должна применяться для исчисления налога на имущество физических лиц, являются несостоятельными по приведенным выше правовым основаниям, и не могут служить основанием для применения данных сведений к исчислению налога на имущество физических лиц, исходя из иной налогооблагаемой базы.
На основании изложенного исковые требования административного истца Строкова А.В. о возложении на административного истца ГУПТИ Ростовской области (ГБУ Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области») обязанности по перерасчету инвентаризационной стоимости жилого дома, о возложении на административного истца МИФНС №16 России по Ростовской области обязанности по перерасчету суммы налога на имущество физических лиц на основании перерасчета инвентаризационной стоимости подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 186 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №16 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░ 78 ░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №16 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░ 78 ░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>