К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> «03» октября 2022 года
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием помощника прокурора <адрес> С.В., представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО4, представителя третьего лица не заявляющего самостоятельно требований Управления ветеринарии Республики Адыгея ФИО6, представителя третьего лица не заявляющего самостоятельно требований Управления жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» о возложении обязаности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «<адрес>» о возложении обязаности.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в области ответственного обращения с животными. Вышеуказанной проверкой установлено, что 01.03.2022 и ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Благоустройство МО «<адрес>» заключены контракты с ИП ФИО1, предметом которых является оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными. Согласно информации, представленной ОМВД России по <адрес> установлено, что в 2021 году зарегистрировано 19 сообщений по фактам укусов и повреждений, нанесенных собаками гражданам, в том числе детям. Кроме того, в 2022 году зарегистрировано 40 сообщений по фактам укусов и повреждений, нанесенных собаками гражданам, в том числе детям. При таких обстоятельствах, проведенные мероприятия не достигают в полной мере поставленные задачи, не снимают возникшую социальную напряженность и не обеспечивают безопасность граждан, не формируют соответствующего ответственного отношения к животным без владельцев у жителей <адрес>, что не отвечает требованиям законодательства об ответственном обращении с животными. Надлежащие меры, с целью осуществления дополнительного финансирования администрацией муниципального образования «<адрес>» не принимались. Невыполнение администрацией мероприятий по отлову безнадзорных животных, их содержанию в пунктах временного содержания и приютах для домашних животных, создает реальную опасность жизни и здоровью неопределенного круга лиц, имуществу жителей поселения, создается угроза нападения собак на граждан, в том числе и на детей, а также угроза распространения заболеваний.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу создать приют для содержания животных, в том числе животных без владельцев, животных от права собственности на которых владельцы отказались, обеспечить его функционирование.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО4 в судебном заседании поддержал письменные возражения на исковое заявление, просил отказать в удовлетворении исковых требований. Также пояснил, что Администрация обеспечивает исполнение государственных полномочий строго в пределах поступающего финансирования. Данное обстоятельство обуславливает ошибочный вывод о том, что Администрация является ответчиком по настоящему делу. Кроме того, следует обратить внимание на то, что понимается под мероприятиями при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Также указал, что действующим законодательством не предусмотрено обязанности по строительству (созданию) приютов, что свидетельствует о несостоятельности требований прокуратуры <адрес> к Администрации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельно требований Управления жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея по доверенности ФИО5 возражала в удовлетворении исковых требований, считает, что они не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Поддержала письменные возражения на исковое заявление, согласно которых указано, что непосредственно переданные полномочия по обращению с животными без владельцев на основании у става осуществляет муниципальное казенное учреждение «Благоустройство муниципального образования «<адрес>» (МКУ «Благоустройство»). Реализация Управлением ЖКХ и благоустройства переданных государственных полномочий Республики Адыгея в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, напрямую обусловлена размером утвержденного объема субвенций на указанные цели. Так, Управлением ЖКХ и благоустройства были проведены необходимые и возможные действия в рамках осуществления полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, что исключает бездействие со стороны Управления, а равно и Администрации муниципального образования «<адрес>». Также указывает, что решением Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-рс «О бюджете муниципального образования «<адрес>» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрены расходы за счет субвенции на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в размере 1068,5 тысяч рублей. В рамках заключенного Соглашения от 01.03.2021 № между Управлением ветеринарии Республики Адыгея и Администрацией муниципального образования «<адрес>», муниципалитету предоставлена субвенция в размере 1 068 500 руб., для обеспечения расходных обязательств муниципального образования, возникающих при осуществлении переданных государственных полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Всего в 2021 году на территории муниципального образования «<адрес>» в ходе указанных мероприятий на сумму выделенной субвенции осуществлен отлов 59 животных без владельцев. В соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ между МКУ «Благоустройство» и ИП ФИО1, заключен Контракт от ДД.ММ.ГГГГ №-у на сумму 599 760 тыс. руб. В рамках исполнения указанного выше Контракта на территории муниципального образования «<адрес>» было отловлено 41 животное. В последствии был заключен очередной Контракт от ДД.ММ.ГГГГ №-у на сумму 468 470 тыс. руб., отловлено и осуществлены необходимые мероприятия в отношении 31 животного.
Представитель Управления ветеринарии Республики Адыгея по доверенности ФИО6 в судебном заседании пояснил, что на данный момент функционирует один приют на 150 голов животных, соответствующий всем нормам, расположенный в <адрес> Республики Адыгея. Также пояснил, что данный приют обслуживает все муниципалитеты Республики Адыгея в том числе и <адрес>.
Третье лицо ИП ФИО2, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица МКУ «Благоустройство Администрации <адрес>» в судебное заседание не явился.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Федеральным законом от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико- санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся также меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Как установлено ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993г. "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003г. N- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно
В судебном заседании установлено, что Майкопской городской прокуратурой в ходе дачи оценки реализации государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев администрацией МО «<адрес>» установлено, что Законом РА от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» утвержден объем субвенций местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Адыгея на 2022 год в сумме 3 706 625 руб., на 2023 год в сумме 3 806 840,1 руб., из которых на осуществление государственных полномочий Республики Адыгея по осуществлению организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 2022 год в сумме 3056,9 руб., на 2023 год в сумме 3056,9 руб.
Указанный объем денежных средств предусмотрен в решении Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-рс «О бюджете муниципального образования «<адрес>» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
Согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № между Управлением ветеринарии Республики Адыгея и администрацией муниципального образования «<адрес>» предоставлена субвенция в размере 1 068 500 руб., для обеспечения расходных обязательств муниципального образования, возникающих при осуществлении переданных государственных полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Благоустройство МО «<адрес>» заключены контракты с ИП ФИО1, предметом которых является оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными.
Также необходимо учитывать, что согласно информации, представленной ОМВД России по <адрес> установлено, что в 2021 году зарегистрировано 19 сообщений по фактам укусов и повреждений, нанесенных собаками гражданам, в том числе детям. Кроме того, в 2022 году зарегистрировано 40 сообщений по фактам укусов и повреждений, нанесенных собаками гражданам, в том числе детям.
При таких обстоятельствах, проведенные мероприятия не достигают в полной мере поставленные задачи, не снимают возникшую социальную напряженность и не обеспечивают безопасность граждан, не формируют соответствующего ответственного отношения к животным без владельцев у жителей <адрес>, что не отвечает требованиям законодательства об ответственном обращении с животными.
Таким образом, суд считает, что достаточных мер, с целью осуществления дополнительного финансирования администрацией муниципального образования «<адрес>» не принимались.
Согласно заключенного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № между Управлением ветеринарии Республики Адыгея и Администрацией муниципального образования «<адрес>» (далее - Администрация) муниципалитету предоставлена субвенция в размере 1 068 500 руб., для обеспечения расходных обязательств муниципального образования, возникающих при осуществлении переданных государственных полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Всего в 2021 году на территории муниципального образования «<адрес>» в ходе указанных мероприятий на сумму выделенной субвенции осуществлен отлов 59 животных без владельцев.
В рамках заключенного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № между Управлением ветеринарии Республики Адыгея и Администрацией, муниципалитету предоставлена субвенция в размере 1 068 500 руб., для обеспечения расходных обязательств муниципального образования, возникающих при осуществлении переданных государственных полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, возникающих при осуществлении переданных государственных полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ между МКУ «Благоустройство» и ИП ФИО1 заключен Контракт от ДД.ММ.ГГГГ №-у на сумму 599760 руб. В рамках исполнения указанного выше Контракта на территории муниципального образования «<адрес>» было отловлено 41 животное.
В последствии был заключен очередной Контракт от ДД.ММ.ГГГГ №-у на сумму 468470 руб., отловлено и осуществлены необходимые мероприятия в отношении 31 животного.
Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2018г N 489-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018г N 489-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы государственной власти субъектов РФ вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 7, ч. 13 ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018г N 489-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них" утвержден Порядок организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них.
Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018г N 489-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ст. 52 от 21.12.2021г. ФЗ N 414 "О наделении органов местного самоуправления отделенными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" администрация МО «<адрес>» наделена государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на неограниченный срок.
Согласно ч. 2 ст. 19 ФЗ № реализация государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований края, указанных в статье 2 настоящего закона, путем организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установленных статьей 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 20 ФЗ N131 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны использовать переданные для осуществления государственных полномочий материальные и финансовые средства по целевому назначению; самостоятельно организовать осуществление государственных полномочий в соответствии с федеральными и краевыми нормативными правовыми актами, в том числе определить органы и должностных лиц органов местного самоуправления, специально уполномоченных осуществлять деятельность по осуществлению государственных полномочий; представлять в уполномоченный "адрес" орган исполнительной власти края отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств, полуденных на эти цели; предоставлять в соответствии с запросами органов государственной власти края информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий; исполнять письменные предписания органов государственной власти края по устранению нарушений, допущенных при осуществлении государственных полномочий; в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить неиспользованные материальные и финансовые средства.
Статьей 18 ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 ФЗ; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
При отлове животных без владельцев должны соблюдаться следующие требования: стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека; животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам; применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных, не допускается; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, несут ответственность за их жизнь и здоровье; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны представлять сведения об объеме -выполненных работ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26.2 ФЗ N184 финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета. Расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, определяется на основании методики согласно приложению к указанному закону. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливаются законом о краевом бюджете.
В судебном заседании установлено, что администрацией МО «<адрес>» вопросы местного значения, связанные с осуществлением мероприятий по охране жизни и здоровья людей, решаются ненадлежащим образом, поскольку в нарушение требований действующего законодательства администрацией, приют для безнадзорных животных создан с недостаточным количеством по содержанию голов, отлов животных без владельцев организован в недостаточном режиме.
Более того, как установлено в ходе судебного заседания самого объекта для содержания животных на территории <адрес>, не имеется, что также свидетельствует о ненадлежащем исполнении закона.
Ненадлежащее и в недостаточном объеме выполнение администрацией мероприятий по отлову безнадзорных животных, их содержанию в пунктах временного содержания и приютах для домашних животных, создает реальную опасность жизни и здоровью неопределенного круга лиц, имуществу жителей поселения, создается угроза нападения собак на граждан, в том числе и на детей, а также угроза распространения заболеваний.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит их достоверными и достаточными, для заключения вывода о том, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, возложению на администрацию МО «<адрес>» создать приют для содержания животных, в том числе животных без владельцев, животных от права собственности на которых владельцы отказались, обеспечить его функционирование, по основаниям изложенным выше.
Принимая во внимание, возможность исполнения решения суда, в том числе, посредством включения в бюджет соответствующих расходов, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда в течении шести месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу создать приют для содержания животных, в том числе животных без владельцев, животных от права собственности на которых владельцы отказались, обеспечить его функционирование.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение суда составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись М.И. Катбамбетов
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-12
Подлинник находится в материалах дела №а-3505/2022
в Майкопском городском суде РА.