Решение по делу № 3а-200/2020 от 28.01.2020

УИД: 66OS0000-01-2020-000044-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

19 мая 2020 года

Номер производства № 3а-200/2020

Резолютивная часть решения объявлена 19.05.2020.

Мотивированное решение изготовлено 21.05.2020.

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У. с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное производство № 3а-200/2020

по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гарант – Инвест» (ИНН 6673192787)

к административным ответчикам – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,

с участием заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО, Администрации города Екатеринбурга,

об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: ,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Гарант - Инвест» (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , равной их рыночной стоимости, по состоянию на 04 февраля 2019 года.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке от 15 ноября 2019 года № ОК-1019-01, составленный оценщиком К., являющимся индивидуальным предпринимателем (ИНН 667112176105).

В судебном заседании принял участие представитель административного истца Романова Е.В., который заявленные требования поддержал; заявил ходатайство о допросе в качестве свидетеля оценщика, составившего отчет об оценке.

Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО, администрация города Екатеринбурга, извещенные надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, в судебное заседание представителей не направили.

На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения представителя административного истца, допросив в качестве свидетеля оценщика К., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами и гражданами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Как следует из материалов административного дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110014:6402, общей площадью 5 922 кв. м. и земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 5256 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – Склады. Деловое управление (административно – бытовые здания), которые расположены по адресу: ....

Земельные участки поставлены на кадастровый учет 04 февраля 2019 года на основании представленных в орган кадастрового учета заявления о постановке на кадастровой учет объектов недвижимости от 31 января 2019 года №66-0-1-239/3001/2019-578 и межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами .

04 февраля 2019 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о спорных земельных участках.

Соответственно, датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: является 04 февраля 2019 года.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО Актами определения кадастровой стоимости от 04 февраля 2019 года с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально – технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных в кадастровом квартале 66:41:0110014 в соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года №32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в размере 2836,21 руб./кв.м.

Для земельного участка с кадастровым номером кадастровая стоимость составила 16796035,62 руб.

Для земельного участка с кадастровым номером кадастровая стоимость составила 14907119,76 руб.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , внесены в Единый государственный реестр недвижимости 04 февраля 2019 года.

В соответствии с отчетом об оценке от 15 ноября 2019 года № ОК-1019-01, составленным оценщиком К., по состоянию на 04 февраля 2019 года рыночная стоимость определена:

-для земельного участка с кадастровым номером в размере 7147 854 руб.;

-для земельного участка с кадастровым номером в размере 5702760 руб.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области от 25 декабря 2019 года заявление административного истца от 06 декабря 2019 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по основанию установления рыночной стоимости было отклонено, что явилось основанием для обращения с административным иском в суд.

Как предусмотрено статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном названным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В судебном заседании К. был допрошен судом в качестве свидетеля и после предупреждения его об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, подтвердил изложенные в отчете выводы.

Из пояснений свидетеля следует, что он провел оценку земельных участков в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, Федеральными стандартами оценки.

Оцениваемые земельные участки относятся к категории земель – земли населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования – Склады. Деловое управление (административно – бытовые здания), расположенные по адресу: ....

Приняв во внимание количественные и качественные характеристики земельных участков, а также их расположение в территориальной зоне ПК-2 – «Зона производственно-коммунальных объектов V класса», оценщиком сделан вывод о том, что оцениваемые земельные участки относятся к сегменту рынка земельных участков под промышленно-складскую застройку в г. Екатеринбурге.

На дату оценки – 04 февраля 2019 года, исходя из сегмента рынка, к которому относятся земельные участки, оценщик произвел выборку предложений по продаже незастроенных земельных участков, предназначенных под промышленно-складскую застройку в г. Екатеринбурге.

При проведении оценки свидетель пояснил, что им использовался сравнительный подход, в рамках которого применен метод сравнения продаж.

Отобранные по правилам отбора четыре объекта-аналога были идентифицированы оценщиком на Публичной кадастровой карте г. Екатеринбурга, все объекты-аналоги находятся в одном сегменте рынка с объектами оценки, точно установлена их площадь, кадастровые номера и вид разрешенного использования.

Исходя из ретроспективности оценки, оценщик применил корректировки на торг, на передаваемые права, на местоположение, на площадь.

Оценив показания свидетеля, а также исследовав отчет об оценке, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 11 Федерального закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными СРО, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

В соответствии с пунктом 5 ФСО № 3 при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:

в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;

информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;

содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

В соответствии с пунктом 8 ФСО № 3 вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должен содержаться анализ рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость.

Оценивая отчет об оценке, суд учитывает, что он выполнен оценщиком К., который имеет высшее профессиональное образование, значительный стаж работы в области оценочной деятельности, является членом Союза специалистов оценщиков «Федерация Специалистов Оценщиков», имеет квалификационный аттестат по направлению подготовки оценочной деятельности «Оценка недвижимости» от 16 марта 2018 года, его профессиональная ответственность застрахована в установленном законом порядке.

С учетом требований статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ оценщиком правильно составлен отчет на дату, по состоянию на которую, определена кадастровая стоимость спорных земельных участков – 04 февраля 2019 года.

Оценщик провел полноценный анализ сегмента рынка объектов исследования, выявил предложения к продаже, сопоставимые с объектами исследования по ряду ценообразующих факторов, применил все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов. Итоговые расчеты свидетельствуют о том, что скорректированные стоимости объектов-аналогов находятся в пределах возможного коэффициента вариации, что подтверждает обоснованность подобранных аналогов и верность произведенных расчетов.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения для обоснования размера корректировок.

Проверяя в судебном заседании правильность математического расчета итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, суд не нашел математических ошибок.

Отказ оценщика от корректировки на коммуникации не противоречит пункту 20 ФСО № 7, так как земельный участок для целей установления кадастровой стоимости в размере рыночной оценивается как незастроенный без учета каких-либо улучшений (зданий, сооружений, коммуникаций). Соответственно имеющиеся на земельных участках инженерные сети, коммуникации и прочие инфраструктурные улучшения не должны учитываться в оценке; учитывается сама возможность подключения к коммуникациям.

Каких-либо объективных данных, позволяющих судить о том, что отказ оценщика от применения указанной корректировки повлек неправильное определение рыночной стоимости земельного участка, по делу не установлено.

Таким образом, представленный отчет соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости земельных участков, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками не представлено и по делу не имеется; ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , по делу заявлены не были.

На основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признает названный выше отчет об оценке надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: , на дату определения кадастровой стоимости.

На основании изложенного, административный иск полежит удовлетворению, в связи с чем суд устанавливает по состоянию на 04 февраля 2019 года:

-кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 7 147854 руб.;

-кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 5 702760 руб.

В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , .

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , следует считать дату обращения в Комиссию - 06 декабря 2019 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Гарант – Инвест» (ИНН 6673192787) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , удовлетворить.

Установить по состоянию на 04 февраля 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ..., в размере его рыночной стоимости 7147 854 (семь миллионов сто сорок семь тысяч восемьсот пятьдесят четыре) руб.

Установить по состоянию на 04 февраля 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ..., в размере его рыночной стоимости 5702760 (пять миллионов семьсот две тысячи семьсот шестьдесят) руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 06 декабря 2019года.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы.

Судья С.Н. Полевщикова

3а-200/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант-Инвест"
Ответчики
Управление Росреестра по Свердловской области
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Другие
Дружинина Ольга Михайловна
Остапова Мария Ильинична
Администрация г. Екатеринбурга
Аписарова Ольга Сергеевна
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО
Романова Екатерина Владимировна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Полевщикова Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
28.01.2020Регистрация административного искового заявления
28.01.2020Передача материалов судье
31.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2020Дело оформлено
01.10.2020Дело передано в архив
19.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее