Дело № 2-372/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2015 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Паймина А.А.,
с участием помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Егоровой Н.В.,
представителя заинтересованного лица – Собрания депутатов <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики – Июдина Ю.А.,
при секретаре Емельяновой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим решения Собрания депутатов <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ г. № «Об утверждении положения о порядке определен платы за пользование жилым помещением (платы за найм) муниципального жилищного фонда Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики»
у с т а н о в и л:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики обратился в суд заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим решения Собрания депутатов <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о порядке определения платы за пользование жилым помещением (платы за найм) муниципального жилищного фонда <данные изъяты> поселения Ибресинского район Чувашской Республики» по тем основаниям, что прокуратурой Ибресинского района в ходе проверки действующих нормативных правовых актов <данные изъяты> поселения установлено, что решение Собрания депутатов <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о порядке определения платы за пользование жилым помещением (платы за найм) муниципального жилищного фонда <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республику» противоречит требованиям действующего законодательства.
Так, частью 3 Положения о порядке определения платы за пользование жилым помещением (платы за найм) муниципального жилищного фонда <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики, утв. Решением Собрания депутатов <данные изъяты> поселения от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривается включение в плату за социальный наем жилых помещений платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ обязанность по осуществлению капитального ремонта жилого помещения возложена на наймодателя.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ также предусматривается осуществление капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет собственника жилищного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Следовательно, размер платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не может быть включен в суммы платы за социальный наем жилого помещения.
Представитель прокуратуры Ибресинского района - помощник прокурора Егорова Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица – Собрания депутатов <данные изъяты> поселения ФИО1 района Чувашской Республики – Июдин Ю.А. с заявленными требованиями не соглашался и пояснил суду, что при расчете платы за найм жилого помещения в <данные изъяты> поселении в основу взят Приказ Минстроя от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении "Методических указаний по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного Фонда", в одном из пунктов которого прямо указывается на включение платы за капитальный ремонт жилого фонда в плату за наем жилого помещения, также ссылался на положения ст. 156.1 ЖК РФ.
Выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Егоровой Н.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, представителя заинтересованного лица – Июдина Ю.А., проверив материалы дела, исследовав представленные доказательства и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 ГПК РФ - гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
На основании статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.
Согласно статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции РФ, положениям статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы или иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно п. 2, 6 ст.5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Жилищным законодательством регулируются, в том числе отношения, связанные с внесением платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Согласно пункту 1 подпунктов 1,2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Статьей 158 названного Кодекса, предусмотрена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме вносить взносы на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и /или/ органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно ч. 2, 4 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о порядке определения платы за пользование жилым помещением (платы за найм) муниципального жилищного фонда <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики» утверждено Положение о порядке определения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики (л.д. 5).
Указанное решение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в № муниципальной газеты «<данные изъяты>» (л.д. 4).
Согласно п.3 Положения о порядке определения платы за пользование жилым помещением (платы за найм) муниципального жилищного фонда <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики, далее «Положение», предусматривается включение в плату за социальный наем жилых помещений платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем, исходя из вышеуказанных положений жилищного законодательства следует, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Таким образом, суд считает, что вышеуказанный нормативно-правовой акт противоречат пункту 1 подпунктов 1,2 ст. 154, ст. 158 Жилищного кодекса РФ, поскольку орган местного самоуправления (согласно ст. 23 Устава) – ФИО1 городского поселения ФИО1 <адрес> Чувашской Республики, своим Решением от ДД.ММ.ГГГГ № незаконно включил в плату за социальный наем, наем специализированного жилого помещения плату за капитальный ремонт, тем самым возложил на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт.
Как пояснил представитель заинтересованного лица ФИО5, а также это видно из представленных прокурором копии протеста и ответа на протест главы администрации ФИО1 городского поселения ФИО1 <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № 191, п 3 Решения ФИО1 городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № из которых следует, что до принятия нового Положения о порядке определения платы за пользование жилым помещением (платы за найм) муниципального жилищного фонда ФИО1 городского поселения ФИО1 <адрес> Чувашской Республики» руководствоваться Положением о порядке определения платы за пользование жилым помещением (платы за найм) муниципального жилищного фонда ФИО1 городского поселения ФИО1 <адрес> Чувашской Республики» утвержденном решением ФИО1 городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № 43/3, т.е. данное решение ФИО1 не отменено и не изменено вплоть до настоящего времени.
Доводы представителя о том, что при вынесении оспариваемого решения Собранием депутатов руководствовались Приказом Минстроя от 02.12.1996 № 17-152 "Об утверждении "Методических указаний по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного Фонда", в одном из пунктов которого прямо указывается на включение платы за капитальный ремонт жилого фонда в плату за наем жилого помещения, а также в свою правоту ссылался на положения ст. 156.1 ЖК РФ не являются состоятельными, поскольку основаны на неправильном понимании юридической силы норм Жилищного кодекса РФ, в частности статей 154, 158 и подзаконного нормативного акта, к которым отнесен, в том числе приказ на который ссылается представитель ответчика (Приказом Минстроя от 02.12.1996 № 17-152), поскольку нормы Жилищного кодекса РФ имеют большую силу по сравнению с указанным актом, обладает законодательным приоритетом в регулировании жилищных и иных непосредственно связанных с ними отношений в сравнении с любыми другими законами и подзаконными нормативными актами федерального, регионального и местного значения, в том числе при регулировании вопроса касаемо предмета судебного разбирательства.
Ссылка Июдина Ю.А. на статью 156.1 ЖК РФ в данном конкретном случае не является верной, поскольку данная норма регулирует отношения по взиманию платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, когда как оспариваемым решением Собрания депутатов урегулирован вопрос о взимании платы за социальный найм, найм специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение Собрания депутатов <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ г. № № «Об утверждении положения о порядке определения платы за пользование жилым помещением (платы за найм) муниципального жилищного фонда <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики» следует признать недействующими со дня принятия.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
Признать недействующим с момента принятия решение Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о порядке определения платы за пользование жилым помещением (платы за найм) муниципального жилищного фонда <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики».
Обязать Собрание депутатов <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики опубликовать в официальном печатном средстве массовой информации – муниципальной газете «<данные изъяты>» сообщение о настоящем решении суда после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья