Решение по делу № 2-3/23/2023 от 20.12.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-3/23/2023

09 февраля 2023 года пгт Лебяжье    

Советский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Ларининой М.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём Зыковой Т.А., с участием прокурора Лебяжского района Антипова Р.В., заместителя прокурора Скулкина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3/23/2023 (УИД: 43RS0035-03-2022-000210-27) по иску прокурора Лебяжского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области, муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лебяжского района Кировской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МО Лебяжский муниципальный округ Кировской области в лице администрации Лебяжского муниципального округа, МУП «Коммунсервис» МО Лебяжский муниципальный округ (далее – МУП «Коммунсервис») о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование иска указано, что в ходе проверки МУП «Коммунсервис» установлено, что в нарушение п.79 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. , дымовые трубы в котельных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>; <адрес>а; <адрес> и <адрес> не оборудованы искрогасителями. Данное нарушение может явиться причиной возникновения пожара в котельных, в расположенных поблизости зданиях. Учредителем и собственником имущества МУП «Коммунсервис» является администрация округа. На основании ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 45, 210, 212 ГПК РФ просит обязать администрацию Лебяжского муниципального округа и МУП «Коммунсервис» оборудовать искрогасителем трубы котельных установок, расположенных в котельных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>; <адрес>а; <адрес> и <адрес> (л.д.3-6).

Определением суда от 26.12.2022г. в качестве третьего лица привлечено Западно-Уральское управление Ростехнадзора (л.д.1-2).

Определением суда от 19.01.2023г. в качестве третьего лица привлечено КОГУП «Облкоммунсервис» (л.д.63-64).

В судебном заседании прокурор Антипов Р.В., заместитель прокурора Скулкин А.А. заявленные требования поддержали, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Срок исполнения решения считают возможным установить до 01.09.2023г.

Представитель ответчика - администрации Лебяжского муниципального округа Мальцева Н.И., действующая на основании доверенности от 16.01.2023г., в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что в бюджете округа не имеется денежных средств на выполнение данных работ, здания и трубы котельных старые, целесообразна установка новых труб с искрогасителями. Установить искрогасители могут только при очередной замене труб котельных установок. Срок эксплуатации дымовых труб и стоимость установки искрогасителя, ей неизвестны. В сентябре 2022г. три котельные переданы в аренду КОГУП «Облкоммунсервис».

Представитель ответчика - директор МУП «Коммунсервис» Русалеев А.Н. в суде иск не признал, суду пояснил, что собственником данных котельных является администрация округа, данные котельные переданы их предприятию в хозяйственное ведение. Три котельные ими не эксплуатируются, с сентября 2022г. переданы в аренду КОГУП «Облкоммунсервис» на срок до 09.08.2023г.

Представитель третьего лица - Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Лебяжского и Пижанского районов ГУ МЧС России по Кировской области в суд не явился. И.о. начальника отделения Унжаковым М.И. направлен отзыв, в котором указано, что заявленные требования поддерживают, поскольку в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в РФ установка искрогасителей на дымовых трубах является обязательным мероприятием, просят рассмотреть дело без их участия (л.д. 51-52,72).

Представитель третьего лица – Западно-Уральского управления Ростехнадзора в суд не явился, за подписью представителя Конышевой А.А., действующей на основании доверенности от 12.12.2022г., в суд поступил отзыв, полагают, что Управление не может быть привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, поскольку в соответствии с Положением о Западно-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ , в полномочия Управления не входит контроль за нарушением требований пожарной безопасности (л.д. 53-54, 66).

Представитель третьего лица КОГУП «Облкоммунсервис» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены (л.д.70).

Суд, выслушав истца, представителей ответчиков, изучив отзывы третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из положений ст.1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что нарушение требований пожарной безопасности – это невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Статьей 23.2 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Положениями ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» регламентировано, что в случае если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до вступления в силу соответствующих положений, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до вступления в силу соответствующих положений, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В указанный период требования к проектированию новых и реконструируемых котельных установок (котельных) с паровыми, водогрейными и пароводогрейными котлами, независимо от производительности, с давлением пара не более 40 кгс/см2 и с температурой воды не более 200 градусов были установлены СНиП II-35-76 «Строительные нормы и правила. Котельные установки», утв. постановлением Госстроя СССР от 31.12.1971г. № 229.

Положениями пункта 7.28 СНиП II-35-76 «Строительные нормы и правила. Котельные установки» было регламентировано, что котельные, предназначенные для работы на твердом топливе (угле, торфе, сланце и древесных отходах), должны быть оборудованы установками для очистки дымовых газов от золы в случаях, когда APB больше 5000, где AP- содержание золы в рабочей массе топлива, %; B- максимальный часовой расход топлива, кг. В качестве установок для очистки дымовых газов применяются золоуловители или искрогасители.

По требованиям п. 7.36 СНиП II-35-76 «мокрые» искрогасители следует применять в котельных, предназначенных для работы на древесных отходах, в случаях, когда APB меньше либо равен 5000.Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – ППР в РФ), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).

Требования ППР в РФ применяются ко всем без исключения объектам защиты, вне зависимости от года их постройки.

В отличие от требований СНиП II-35-76, ППР в РФ не ставит необходимость установки искрогасителей в зависимость от содержания золы в рабочей массе топлива.

В соответствии с подп. «з» п.79 ППР в РФ, при эксплуатации котельных и других теплопроизводящих установок запрещается эксплуатировать котельные установки, работающие на твердом топливе, дымовые трубы которых не оборудованы искрогасителями и не очищены от сажи.

Лебяжский муниципальный округ образован в целях организации местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ путем объединения входящих в состав Лебяжского муниципального района Лебяжского городского поселения, Ветошкинского, Лажского и Михеевского сельского поселения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа на основании Закона Кировской области от 17.12.2020г. № 437-ЗО «О преобразовании некоторых муниципальных образований Кировской области и наделении вновь образованных муниципальных образований статусом муниципального округа».

В соответствии с решением Думы Лебяжского муниципального округа Кировской области от 28.10.2021г. № 47 «Об учреждении администрации Лебяжского муниципального округа и утверждении Положения об администрации Лебяжского муниципального округа», с 01.01.2022г. администрация Лебяжского муниципального округа Кировской области, ИНН 4315007470, ОГРН 1214300009461, является правопреемником администрации Лебяжского муниципального района (л.д.73-80).

В соответствии с п.3 ч.1 ст.8 Устава МО Лебяжский муниципальный округ Кировской области, принятым решением Думы Лебяжского муниципального округа от 28.10.2021г. к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа.

Согласно п.1 ст.36 Устава органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, является администрация Лебяжского муниципального округа (местная администрация).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что основной вид деятельности МУП «Коммунсервис», ОГРН 1214300009461, ИНН 4315002545 – распределение воды для питьевых и промышленных нужд, дополнительные виды деятельности: распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению пожарной безопасности и др. Учредитель и собственник имущества - Лебяжский муниципальный округ Кировской области. Имущество Предприятия закреплено за ним на праве хозяйственного ведения (л.д.11-17,31-38).

Согласно постановлению администрации округа от 20.09.2022г. «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения МУП «Коммунсервис» на праве хозяйственного ведения за МУП «Коммунсервис» закреплено имущество согласно приложению, в том числе здания котельных, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>; <адрес>а; <адрес> (л.д.16-17).

МУП «Коммунсервис» осуществляется эксплуатация котельной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, которая работает на твердом топливе.

Согласно договору аренды объектов теплоснабжения и иного имущества на территории <адрес>, <адрес> от 09.09.2022г., акту приема-передачи Имущества от 09.09.2022г. МУП «Коммунсервис» (арендодатель) передал за плату во временное владение и пользование арендатору – КОГУП «Облкоммунсервис» три объекта теплоснабжения – здания котельных, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>; <адрес> и <адрес>, работающих на твердом топливе на срок по 09.08.2023г. (л.д.60-62).

<адрес> проведена проверка соблюдения МУП «Коммунсервис» законодательства о пожарной безопасности, в коде которой выявлены нарушения п.79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. , а именно: дымовые трубы котельных, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес> <адрес>; <адрес>а; <адрес> и <адрес> не оборудованы искрогасителями.

18.07.2022г. в адрес и.о. директора МУП «Коммунсервис» прокурором района внесено представление об устранении нарушений (л.д.7-8).

30.09.2022г. предприятием направлен ответ на представление, в котором указано, что проведена чистка котлов и дымоходов в котельных; установка искрогасителей на трубы котельных невозможна ввиду отсутствия технической возможности и затруднительного финансового положения предприятия (л.д.9).

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени нарушения, указанные в представлении прокурора, ответчиками не устранены.

Также установлено, что в результате эксплуатации котельной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, дымовая труба которой не оборудована искрогасителем, 09.05.2021г. в зданиях по адресу: <адрес>, <адрес> произошёл пожар, повреждено имущество в крупном размере, собственникам зданий причинён материальный ущерб, что подтверждается вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка № 22 Советского судебного района Кировской области от 02.06.2022г. (л.д.18-28).

Таким образом, выявленное прокуратурой района нарушение может явиться причиной возникновения пожара в котельных, а также в расположенных поблизости от них зданиях и жилых помещениях граждан. Исковое заявление подано прокурором в интересах неопределённого круга лиц, которые могут подвергнуться опасности в связи с не устранением ответчиками выявленных нарушений противопожарных требований. Иным способом восстановить нарушенные права неопределённого круга лиц без обращения истца в суд за судебной защитой не представляется возможным.

Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, учитывая, что факт нарушения ответчиками требований законодательства о пожарной безопасности подтверждается материалами дела, а также учитывая, что установка искрогасителя на дымовых трубах является обязательным мероприятием в соответствии с действующим законодательством, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст.206 ГПК РФ, суд считает возможным установить ответчикам срок для исполнения решения до 01.09.2023г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Лебяжского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области, муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Лебяжского муниципального округа Кировской области, муниципальное унитарное предприятие «Коммунсервис» муниципального образования Лебяжский муниципальный округ Кировской области в срок до 01.09.2023 года оборудовать искрогасителями трубы котельных установок, расположенных в зданиях по адресам:

- <адрес>, <адрес>, <адрес>;

- <адрес>, <адрес>, <адрес>а;

- <адрес>, <адрес>, <адрес>а;

- <адрес>, <адрес>.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис» муниципального образования Лебяжский муниципальный округ Кировской области в доход бюджета муниципального образования Лебяжский муниципальный округ Кировской области государственную пошлину в размере - 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Кировской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 10.02.2023 года.

Судья М.В. Ларинина    

2-3/23/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Лебяжского района Кировской области
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунсервис" муниципального образования Лебяжский муниципальный округ Кировской области
Администрация Лебяжского муниципального округа Кировской области
Другие
ОНД и ПР Лебяжского и Пижанского районов ГУ МЧС России по Кировской области
Западно-уральское управление Ростехнадзора
КОГУП "Облкоммунсервис"
Суд
Советский районный суд Кировской области
Судья
Ларинина М.В.
Дело на странице суда
sovetsky.kir.sudrf.ru
20.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2022Передача материалов судье
26.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2023Судебное заседание
09.02.2023Судебное заседание
10.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2023Дело оформлено
27.04.2023Дело передано в архив
09.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее