РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи
22.10.2018 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Балашовой П.П.,
с участием представителя административного истца Андреева И.В. – Ганиной Ю.Н.,
представителя административного ответчика МРИ ФНС РФ № 7 по Краснодарскому краю – Ровенской Е.Ю.,
рассмотрев в административное дело по административному иску Андреева И. В. к МРИ ФНС РФ № 7 по Краснодарскому краю о признании задолженности по земельному налогу безнадежной к взысканию,
установил:
Андреев И.Н. обратился в Центральный районный суд г.Сочи с административным иском к МРИ ФНС РФ № 7 по Краснодарскому краю о признании задолженности за 2012-2013 гг. в размере 456696 63 рубля и пени в размере 100271,53 рубля безнадежными к взысканию, признать налоговый орган Межрайонную ФНС России № 7 по Краснодарскому краю в г.Сочи утратившим право на взыскание с налогоплательщика недоимки в размере 456696, 63 рубля и пени в размере 100271,53 рубля, произвести с него списание числящейся задолженности по земельному налогу в размере 456696,63 рубля и пени в размере 100271,53 рубля.
Истец обосновал свои требования тем, что он является плательщиком земельного налога в соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ.
Андреев И.А. обращался в УФНС России по Краснодарскому краю по вопросу исчисления земельного налога письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, ему было разъяснено, что по состоянию на 23.05.2018 г. в карточке расчетов с бюджетом за ним числится задолженность по земельному налогу в размере 456696,63 рубля и пени в размере 100271,53 рубля.
Административный истец считает, что административный ответчик безосновательно отказал ему в списании данной задолженности в связи с истечением установленного срока взыскания.
Так же административный истец указывает, что поскольку правом признать имеющуюся у налогоплательщика задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате - прекращенной наделены не только налоговые органы, но и суды, на основании акта которых налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, при этом с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию в суд вправе обратиться и налогоплательщик.
Представитель административного истца по доверенности в судебном заседании требования, заявленные в административном иске, поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Выслушав доводы представителей административного истца и ответчика, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.
В силу требований ст.3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются: 1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; 2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; 3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; 4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в ст.46 Конституции РФ, не следует возможность выбора гражданином, юридическим лицом, государственным органом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции РФ, федеральным законом.
При рассмотрении дела судом установлено, что административный истец является индивидуальным предпринимателем ИНН 232000052906, является плательщиком земельного налога в соответствии со ст.388 НК РФ.
За административным истцом числится задолженность по земельному налогу в размере 456696,63 руб. и по пени 101595, 95 рублей, данная задолженность образовалась по не оплате земельного налога за период с 2012 г. по 2013 г.
18.05.2018 г. административный истец обратился к административному ответчику с заявление, на что им был получен ответ от 28.05.2018 г. с указанной задолженностью и требованием о своевременной оплате причитающихся сумм.
В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу ч.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налог уплачивается на основе уведомления об уплате налога
Сумма налога, подлежащая уплате равна произведению стоимости имущества, принадлежащего налогоплательщику на ставку налога, соответствующего стоимости имущества.
Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога (п.10 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц").
В соответствии с пп.4 п.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно пп.2 п.2 ст.59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного пп.3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных пп.4 и 5 п.1 настоящей статьи.
Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 19.08.2010 г. утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Пунктами 2, 3 указанного Порядка установлено, что он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
То есть необходимым условием для вынесения налоговым органом решения о признании задолженности безнадежной, является наличие судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока из взыскания.
Из п.2.4 указанного Порядка следует, что одним из таких обстоятельств является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Признание недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам безнадежными к взысканию возможно только при наличии вступившего в законную силу судебного акта, которым установлено, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
В материалы дела такой документ не предоставлен.
Как следует из разъяснений, приведенных в п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ" при рассмотрении споров, связанных с обжалованием налогоплательщиком действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику в соответствии с пп.10 п.1 ст.32 НК РФ справки с указанием в ней информации о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, судам необходимо исходить из следующего.
По смыслу положений ст.44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп.5 п.3 ст.44 и пп.4 п.1 ст.59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании пп.4 п.1 ст.59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Таким образом, налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов, возможность признания которыми недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию и их списанию связано с вынесением судебного решения, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, только по результатам обращения налогового органа с соответствующим иском в суд.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Андреева И.В.
Руководствуясь статьями 14, 62, 84, 175-180, 186 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного иска Андреева И. В. к МРИ ФНС РФ № 7 по Краснодарскому краю о признании задолженности по земельному налогу безнадежной к взысканию.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено в соответствии с положениями ст.177 и ч.2 ст.93 КАС РФ 29.10.2018 г.
Председательствующий