Решение по делу № 2а-8589/2019 от 28.10.2019

Дело №2а-8589/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 ноября 2019 г.      г.Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровск Хабаровского края в составе председательствующего судьи Митчиной Л.А., при секретаре Феллер В.В., с участием: административного истца Терентьевой О.А., представителя административного истца Ратниковой Л.Ю., представителя административного ответчика Круковской П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Терентьевой Ольги Алексеевны, Терентьевой Екатерины Константиновны к Администрации города Хабаровска о признании незаконным постановления мэра от 25.07.2019 №2446 и возложении обязанности поставить административных истцов на соответствующий учет,

УСТАНОВИЛ:

административные истцы обратились в суд с указанным административным иском. В обоснование заявленных административных требований указали, что постановлением администрации г.Хабаровск №2446 от 25.07.2019 им отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с тем, что заявителем представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении. Считают отказ незаконным в связи со следующим. В <адрес> административный истец Терентьева О.А. зарегистрирована с 1976 года, иного жилья я не имеет. Дом деревянный, барачного типа, 1941 года постройки. В 2015 году в доме произошел пожар, с этого времени административные истцы в нем не проживают, поскольку это невозможно ввиду его непригодности для проживания. Собственником дома является администрация г.Хабаровска. В феврале 2017 года межведомственной комиссией были выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. До настоящего времени никаких действий по реализации данного решения не предпринято. В сентябре 2019 года независимый специалист ООО «Независимая экспертиза и оценка» установил, что техническое состояние дома - аварийное, в конструктивных элементах имеются повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, и крены, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Величина физического износа дома по состоянию на 2000 год составила 78%. Кроме этого, имеется извещение от 19.04.2019 №2103 о том, что решением городской комиссии по признанию граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) Терентьева О.А. составом семьи 2 человека, признана малоимущей. Административные истцы считают, что отказывая им в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, административный ответчик нарушает жилищные права административных истцов, гарантированные ст.40 Конституции РФ. Просят: признать постановление мэра г.Хабаровск от 25.07.2019 №2446 об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма, незаконным, возложить обязанность в постановке на соответствующий учёт.

В судебное заседание административный истец Терентьева Е.К., извещавшаяся о времени и месте рассмотрения административного дела, не явилась, об отложении рассмотрения административного дела не просила.

Поскольку явка сторон не признавалась судом обязательной, в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд пришел к выводу о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие не явившегося лица.

Административный истец Терентьева О.А. и её представитель в судебном заседании просили административный иск удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Административный истец дополнительно пояснила, что проживают они с дочерью в квартире её супруга (отца их ребенка – второго административного истца в рамках рассматриваемого административного дела) по адресу: <адрес>

Представитель административного ответчика в судебном заседании административные требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнительных возражениях, приобщенных к делу, согласно которым к компетенции суда вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания для целей постановки гражданина на жилищный учет не относится. Жилое помещение - <адрес> непригодной для проживания не признавалась, решение межведомственной комиссии от 08.02.2017 №495 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, также не подтверждает факт непригодности жилого помещения для проживания. Заключение эксперта ООО «Независимая экспертиза и оценка» от ДД.ММ.ГГГГ, не является доказательством непригодности жилого помещения административных истцов для проживания, так как решение данного вопроса находится в исключительной компетенции межведомственной комиссии. С учетом изложенного, площадь жилого помещения административных истцов подлежит включению при расчете размера жилой площади на каждого члена семьи, что составляет на одного члена семьи более учетной нормы (67 / 2 =33,5 кв.м).

Выслушав стороны, изучив и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административные истцы Терентьева О.А. и Терентьева Е.К. зарегистрированы в <адрес> с 18.11.1976 и 17.01.2002 соответственно, что подтверждается поквартирной карточкой и формой №36.

Согласно техническому паспорту от 18.11.2018 общая площадь жилого помещения составляет 67,0 кв.м, жилая площадь 48,8 кв.м.

Указанное жилое помещение постановлением Главы Администрации г.Хабаровск от 08.12.1995 №4839 передано в муниципальную собственность, что подтверждается представленной стороной административного истца копией решения Краснофлотского районного суда г.Хабаровск от 14.08.2017 по делу №2-1448/2017 по иску Терентьевой О.А. к Администрации г.Хабаровск о признании нанимателем квартиры, вступившим в законную силу 01.11.2017.

29.11.2015 в доме по месту регистрации административных истцов в результате поджога произошел пожар, что подтверждается техническим заключением ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с частями 1, 2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Решением городской комиссии о признании граждан малоимущими от 19.04.2019 (протокол №6) Терентьева О.А. составом семьи 2 человека признана малоимущей, что подтверждается извещением от 19.04.2019 №2103.

02.07.2019 Терентьева О.А. обратилась в управление жилищного фонда и приватизации жилья администрации г.Хабаровск с заявлением о принятии на учет её составом семьи из двух человек (она и Терентьева Е.К. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения) в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.Постановлением Администрации <адрес> от 25.07.2019 №2446 Терентьевой О.А. составом семьи два человека отказано в принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, п.2 ч.6 ст.12 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 №304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», пп.3 п.2.8.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов и постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации г.Хабаровск от 08.04.2011 №971, то есть по причине предоставления документов, не подтверждающих нуждаемость.

Согласно частям 1 и 2 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Исходя из вышеуказанной нормы права, постановка на учет носит заявительский характер, административный орган не определяет за заявителя основания для постановки на учет, а только сам заявитель по своему выбору реализует это право и указывает основания для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в заявлении при обращении в административный орган для решения указанного вопроса.

Из представленного стороной административного ответчика копии заявления административного истца о принятии на учет следует, что она просит принять её на учет только в связи с тем, что жилье, в котором она проживает со своей дочерью, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, при этом основание для постановки на учет заявителя в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что она признана малоимущей, в указанном заявлении не отражено, с учетом изложенного, довод стороны административного истца о нарушении конституционного права на жилище отклоняется судом исходя из следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы и порядок обеспечения их жильем.

В свою очередь, статья 54 ЖК РФ содержит основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

К такому основанию в частности относится основание, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ).

Аналогичная норма содержится и в подпункте 3 пункте 2.8.2. регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов и постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлению Администрации города Хабаровска от 08.04.2011 №971.

Согласно ст.14 ЖК РФ разрешение вопроса о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено законодателем к компетенции органов местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, согласно которому одним из оснований для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является его проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Вместе с тем, в соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее Постановление).

Согласно п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Порядок признания помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания установлен п. 42 - 52 Положения.

Из разъяснений Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции Президиума Верховного суда Российской федерации от 29.04.2014 следует, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Согласно п.38 Постановления, жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии со статьей 50 ЖК РФ норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Для отдельных категорий граждан законами субъектов РФ могут устанавливаться иные нормы предоставления и учетные нормы площади жилого помещения.

Под нормой предоставления понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Учетная норма - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 №109 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров и менее общей площади жилого помещения на 1 человека для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

При вышеуказанных обстоятельствах, ссылка административных истцов на заключение специалиста ООО «Независимая экспертиза и оценка» от ДД.ММ.ГГГГ , с учетом того, что ими оспаривается решение административного органа от 25.07.2019, не является основанием для удовлетворения заявленных административных требований, поскольку административному ответчику на момент принятия оспариваемого решения не было представлено указанное заключение, в связи с чем, учитывая, что жилое помещение - <адрес> непригодной для проживания не признавалось, и при отсутствии в заявлении Терентьевой О.А. от 02.07.2019 указания на основания для постановки на учет как малоимущей, административный ответчик пришел к выводу о том, что площадь жилого помещения административных истцов подлежит включению при расчете размера жилой площади на каждого члена семьи, что составляет на одного члена семьи более учетной нормы (67 / 2 =33,5 кв.м), и как следствие, что административным истцом представлены документы, не подтверждающие нуждаемость.

С учетом вышеуказанных установленных при рассмотрении административного дела обстоятельств, требования административного истца о признании незаконным постановления мэра от 25.07.2019 №2446 и возложении обязанности поставить административных истцов на соответствующий учет удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, данное решение не препятствует повторному обращению Терентьевой О.А. в соответствующее подразделение администрации г.Хабаровск с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как малоимущей и (или) по иным предусмотренным законодательством основаниям, по её выбору, с предоставлением требуемых в обоснование поданного заявления документов.

Руководствуясь ст.ст.174-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления судом 03.12.2019 решения в мотивированной форме, с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровск.

Председательствующий Л.А. Митчина

-----------------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА"

¦Судья ______________________

¦ Л.А. Митчина

¦Секретарь

¦ В.В. Феллер

¦ _______________________

¦"__" _____________ 20__ г.

L-----------------------------------------

Решение суда не вступило в законную силу

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2019-009262-54

Подлинник решения подшит в дело №2а-8589/2019

и хранится в Центральном районном суде г.Хабаровск

2а-8589/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Терентьева Ольга Алексеевна
Ответчики
Терентьева Екатерина Константиновна
Администрация г. Хабаровска
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Митчина Людмила Александровна
Дело на странице суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
28.03.2020Регистрация административного искового заявления
28.03.2020Передача материалов судье
28.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2020Подготовка дела (собеседование)
28.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2019Судебное заседание
09.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее