РЕШЕНИЕ
ИФИО1
01 марта 2024 года ...
Ангарский городской суд ... в составе председательствующего судьи Швец З.С.,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора ... ФИО6, представителя третьего лица Администрации Ангарского городского округа – ФИО7, представителя третьего лица общества с ограниченной ответственностью «ЖилКом» - ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № (УИД 38RS0№-11) по иску прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО3, ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании действий по начислению собственникам жилого помещения платы за содержание и ремонт жилого помещения за июнь, июль, август 2023 незаконными, взыскании денежных средств,
установил
Истец, прокурор ... обратился с вышеуказанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО3, ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное Управление» (далее по тексту – ООО «УК «Жилищное Управление»), указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой города по обращению ФИО3, ФИО2 установлено, что они являются собственниками 3/4 доли в праве собственности на жилое помещение - 3-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: ...А, ... (...), на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от **. Управление многоквартирным домом № (далее по тексту – МКД №) в 8 микрорайоне ... осуществляло ООО «УК «Жилищное Управление», на основании счетов данной управляющей компании истцы производили плату за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (далее – плата за содержание).
Приказом службы государственного жилищного и строительного надзора ... (далее – Служба жилнадзора) от ** № ООО «УК «Жилищное Управление» отказано в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД на территории Ангарского городского округа. На основании решения Службы жилнадзора от ** со ** МКД, в том силе № микрорайона, исключены из реестра лицензий ООО «УК «Жилищное Управление». В связи с чем, постановлением от ** №-па администрация Ангарского городского округа (далее по тексту – администрация АГО, орган местного самоуправления) определила Общество с ограниченной ответственностью «ЖилКом» (далее по тексту – ООО «ЖилКом») управляющей организацией для временного управления МКД, ранее находившимися в управлении управляющей организации ООО «УК «Жилищное Управление», в том числе МКД №. Данное подновление принято органом местного самоуправления на основании части 17 статьи 161, статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных постановлением Правительства РФ от ** № (далее – Правила №).
** Службой жилнадзора принято решение о внесении в реестр лицензий ... изменений, согласно которым ООО «ЖилКом» приступило к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе МКД №. С июня по август 2023 года ООО «ЖилКом» осуществляло управление спорным многоквартирным домом.
При этом, ООО «УК «Жилищное Управление» продолжало взимать плату за содержание с граждан за жилые помещения. ФИО3 и ФИО2 на основании счетов, выставленных ООО «УК «Жилищное Управление», необоснованно оплатили ответчику 1 839,26 руб. за период июнь-август 2023, из них: за июнь и июль - 1226,18 руб., квитанция об оплате от **, за август - 613,08 руб., квитанция об оплате от **. В то же время, истцы получили от ООО «ЖилКом» требование об оплате задолженности за управление и обслуживание спорного многоквартирного дома в период с июня по август 2023 года.
На представление прокурора, ответчик полагает, что в соответствии с изменениями, внесенными в статьи 199 и 200 Жилищного кодекса РФ Федеральным законом от ** №-Ф3, ООО «УК «Жилищное Управление» на законных основаниях непрерывно продолжает осуществлять управление МКД, поскольку действие Федерального закона от ** №273-ФЗ «О внесении изменений в статьи 199 и 200 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от ** № 273-ФЗ) распространено на правоотношения, возникшие с **. Этим Законом предусмотрено, что если срок действия лицензии не продлен в порядке, установленном частью 4 статьи 192 ЖК РФ, лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствий с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса.
Однако, изменения, внесенные Федеральным законом от ** №-Ф3 в статьи 199 и 200 Жилищного кодекса РФ, были внесены с **.
Истец полагает, что юридически значимые обстоятельства, имеющие значение, произошли ранее, а именно, принятие ** органом местного самоуправления постановления и включение ** МКД в реестр лицензий управляющей организацией ООО «ЖилКом», и были осуществлены в соответствии с действующим законодательством до вступления в силу Федерального закона от ** №-Ф3, подлежали безусловному исполнению сторонами этих правоотношений и не должны были вести к нарушению прав граждан. В связи с чем, ответчик в спорный период времени не имел законных оснований для направления истцам счетов на оплату за содержание и взимания с них платы. При этом, ООО «ЖилКом» подтвердило фактическое управление спорным МКД.
Решением Арбитражного суда ... от ** приказ Службы жилнадзора № от ** оспорен ООО «УК «Жилищное Управление», признан незаконным, на Службу жилнадзора возложена обязанность устранить нарушение законных прав и интересов ООО «УК «Жилищное Управление» в соответствий с требованиями действующего законодательства. Решение суда вступило в законную силу. ** распоряжением Службы жилнадзора срок действия лицензии ООО «УК «Жилищное Управление» продлен, спорный МКД включен в перечень МКД, которыми в настоящее время управляет ответчик на основании лицензии.
Поскольку истцы в силу возраста и состояния здоровья (ФИО3 является инвали... группы) не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов, прокурором предьявлен настоящий иск в их защиту. На основании изложенного, истец просит суд признать действия ООО «УК «Жилищное Управление» по начислению собственникам жилого помещения, расположенного по адресу: ...А, ..., ФИО3 и ФИО2 платы за содержание и ремонт жилого помещения за период июнь, июль, август 2023 года незаконными, взыскать с ООО «УК «Жилищное Управление» в пользу ФИО3, ФИО2 плату за содержание и ремонт жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу за период июнь, июль, август 2023 года в размере 1 839, 26 руб.
Истец, в лице старшего помощника прокурора ... ФИО6, заявленные требования поддержала в полном объеме, указав, что они являются законными и обоснованными, обращая внимание, что деятельность по управлению МКД может осуществляться только на основании лицензии, поскольку сложилась такая ситуация, при которой у ООО «УК «Жилищное Управление» отсутствовала лицензия, в связи с чем органом местного самоуправления были приняты незамедлительные меры, на основании чего ООО «ЖилКом» приступило к управлению спорным МКД, осуществляя управление и оплачивая расходы за коммунальные услуги за обслуживание общего имущества МКД № ресурсноснабжающим организациям, которым лицензиату выставлялись счета на оплату. В связи с чем, законные интересы граждан – жильцов МКД № не должны быть нарушены, в том числе ввиду правильного или неправильного действия служб и органов, а потому начисление платы ответчиком за содержание и взимание её с ФИО3, ФИО2 в спорный период нельзя признать правомерными. В настоящее время, с истцов также взыскана на основании судебного приказа в пользу ООО «ЖилКом» плата за содержание за спорный период.
Истцы - ФИО3, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще /т.6 л.д. 2,4,7-8/, ранее, принимая участие в рассмотрении дела, поддержали иск прокурора ... в полном объеме, в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие /т.2 л.д. 106/.
Ответчик – представитель ООО «УК «Жилищное Управление» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще /т. 4 л.д.188/, представил ходатайство о проведении судебного заседания в свое отсутствие /т. 6 л.д.8/. Ранее, в судебных заседаниях по делу, иск прокурора не признавал, полагая его необоснованным, пояснив суду, что решение службы жилищного надзора признано незаконным, при этом в ранее действующей редакции ЖК РФ, как и в настоящее время в связи с принятием Федерального закона от ** № 273-ФЗ, действовал принцип непрерывности обслуживания, редакция изменилась и была конкретизировала на случай, если срок действия лицензии лицензиату не будет продлен. У ответчика имелась обязанность продолжить управление МКД. Действия администрации АГО по определению временной управляющей организации были неправомерными, поскольку она должна была инициировать общее собрание собственников по выбору компании, временная компания не должна была назначаться. Собственники квартир МКД стали жертвами обстоятельств. Кроме того, размер платы за содержание, ввиду указанного, стал для жителей более высоким.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель ООО «ЖилКом» поддержал требования прокурора ..., полагая, что ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, на которую ссылался ответчик, не содержит в себе никакого принципа непрерывности, а предусматривает обязанность продолжить управление МКД по требованию государственных органов, ответчик подменяет обязанность правом. На момент вступления в силу изменений в ЖК РФ необходимость у государственных органов требовать исполнения обязанности отпала, ранее, по состоянию на **, пока этой нормы не было, у администрации была обязанность исполнять ч. 17 ст. 161 ЖК РФ. Поскольку ответчику не продлили срок лицензии, они не могут управлять домом, способ управления в данном случае был не реализован, в связи с чем администрация назначила временную организацию. Не было ни у кого необходимости требовать от ООО «УК «Жилищное Управление» исполнять обязанности, а управление осуществлялось незаконно, без лицензии. При этом, договоры, подписанные подрядчиками, не говорят об управлении домом ответчиком, по факту домом управляла ООО «ЖилКом».
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель администрации АГО поддержал требования прокурора ..., пояснив суду, что в администрацию поступило извещение Службы жилнадзора, в соответствии с действующим законодательством они должны были провести собрание, было опубликовано объявление и направлено председателю МКД предложение, однако собрание не было проведено, были приняты меры организовать и провести конкурс, о чем в ГИС «Торги» было размещено извещение, однако в дальнейшем поступил запрет ввиду принятия обеспечительных мер Арбитражным судом ... при рассмотрении требований ООО «УК «Жилищное Управление» по оспариванию решения Службы жилнадзора, в связи с чем администрация прекратила проведение конкурса. Была назначена временная управляющая организация ООО «ЖилКом», которая осуществляла управление МКД в спорный период, готовила дом к отопительному сезону.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель службы государственного жилищного и строительного надзора ... в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменные пояснения по делу.
Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО10, представители <данные изъяты>, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще /т. 6 л.д.5,6,9,10/, о причинах не явки суд не информировали, ходатайств об отложении, своих возражений не представили. ФИО10 в материалах дела представлено заявление о рассмотрении дела без её участия /т.2 л.д.105/.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Ангарского городского суда ... в сети интернет, принимая во внимание положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд полагает, возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
Согласно п. 10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ** № «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» в силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств. При рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных сторонами доказательств.
Согласно п. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Федеральным законом от ** № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до **. После ** осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 1.3. указанной статьи деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случае.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Федерального закона от ** № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию (пункт 51).
Согласно части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В настоящее время положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от ** № «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Положение о лицензировании).
Из содержания приведенных норм права следует, что законодателем с ** установлен запрет осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии.
Таким образом, поскольку с ** деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (пункт 7 части 1 статьи 193, часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ** №).
Подпункт «б» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от ** №) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
На основании частей 2, 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирными домом; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра регулируются нормами ст. 198 ЖК РФ, которая разграничивает внесение изменений в сведения о многоквартирных жилых домах в заявительном порядке - в связи с заключением и расторжением договора управления, в связи с изменением способа управления (ч. 1 - 3), или по инициативе органа государственного жилищного надзора - на основании решения суда о признании недействительным решения общего собрания собственников или выбранного способа управления, в связи с неисполнением лицензиатом выданного предписания, в случаях совершения им или его должностными лицами административных проступков, а также признания управляющей организации банкротом (ч. 3.1 - 5.4).
В этих случаях закон предусматривает различный порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом.
Судом и материалами дела установлено, а также сторонами не оспаривалось, что ФИО3 и ФИО2 являются собственниками 3/4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ...А, ... (...), на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ** /т. 1 л.д.7, 11/.
Как следует из пояснений сторон, договора управления МКД № от ** /т.3 л.д.163-175/, управление МКД № в 8 микрорайоне ... осуществляло ООО «УК «Жилищное Управление».
** Службой жилнадзора вынесен приказ № «Об отказе в продлении срока действия лицензии управлению многоквартирными домами» в связи с несоответствием ООО «УК «Жилищное Управление» лицензионным требованиям, установленным ЖК РФ /т. 2 л.д. 126/.
Как следует из информации Службы жилнадзора, срок действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «УК «Жилищное Управление» истек **, а МКД, находящиеся в реестре лицензий ООО «УК «Жилищное Управление», исключены **.
Из извещения службы жилнадзора от ** № в адрес Администрации АГО «О принятии службой жилнадзора решения об исключении сведений о МКД из реестра лицензий ...», следует, что администрация АГО была уведомлена о том, что срок действия лицензии ООО «УК «Жилищное Управление» истекает **, на основании приказа от ** № МКД № по адресу: ..., 8 микрорайон с ** будет исключен из реестра лицензий ООО «УК «Жилищное Управление». Извещение направлено для принятия органом местного самоуправления мер по недопущению оставления МКД без управления, предложено инициировать проведение общего собрания собственников помещений МКД по выбору способа управления, в случае если оно не состоится, провести открытый конкурс по выбору управляющей организации и на период конкурса определить временную управляющую организацию /т.6 л.д.24-26/.
Администрацией АГО на своем сайте ** было размещено сообщение для собственников МКД, находящихся в управлении управляющей организации ООО «УК «Жилищное управление» о необходимости в срок до ** организовать проведение общего собрания для выбора способа управления МКД /т.6 л.д.17/.
Администрацией АГО ** на сайте ГИС «ТОРГИ» было размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления, в том числе спорным МКД № /т. 6 л.д.27/.
Постановлением от ** №-па администрация АГО определила ООО «ЖилКом» управляющей организацией для временного управления МКД № в 8 микрорайоне ..., ранее находившегося в управлении управляющей организации ООО «УК «Жилищное Управление» /т. 1 л.д.22-27/.
** собственникам МКД № Администрацией АГО направлена копия вышеуказанного Постановления администрации АГО от ** №-па «Об определении управляющей организации для управления МКД…», с направлением данных на ООО «ЖилКом» /т.6 л.д.19-21/.
Согласно решения службы жилнадзора от ** № внесены изменения в реестр лицензий ..., со ** исключены сведения о МКД №, 8 микрорайона ... в отношении которых ООО «УК «Жилищное управление» осуществляет предпринимательскую деятельность /т.1 л.д. 28-30/.
В соответствии с решением службы жилнадзора от ** № в реестр лицензий внесены сведения о спорном МКД в отношении которых ООО «ЖилКом» с ** приступает к осуществлению деятельности по управлению МКД /т. 1 л.д. 31-32/
Как следует из представленных ООО «ЖилКом» суду договоров на выполнением работ, дополнительных соглашений к ним, актов выполненных работ, счетов на оплату, счет-фактур, платежных поручений, ООО «ЖилКом» фактически приступило к управлению МКД № по адресу: 8 микрорайон ... /т. 1 л.д. 85-237, т. 2 л.д. 1-104/.
Согласно письменного ответа на запрос суда службы государственного жилищного и строительного надзора ... исх. От ** №, из реестра лицензий ..., размещенном в ГИС ЖКХ, предпринимательскую деятельность по управлению МКД №, расположенным по адресу: ..., микрорайон 8:
- в период с ** по ** осуществляло ООО «УК «Жилищное Управление», ИНН 3801077064, на основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД №, оформленного протоколом от ** №;
- в период с ** по ** осуществляло ООО «ЖилКом», ИНН 3801125977, на основании постановления администрации Ангарского городского округа от ** №-па «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Ангарского городского округа, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация»;
- в период с ** по настоящее время осуществляет ООО «Ангарский квартал», ИНН 3801159119, на основании решения внеочередного общего собрания собственников в МКД №, оформленного протоколом от ** № /т. 2 л.д.115-116, т. 5 л.д. 3-8/.
На основании постановления Ангарского РОСП ГУФССП России по ... от **, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи Администрации АГО запрещено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А19-9958/2023 проведение открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления МКД на основании исполнительного листа Арбитражного суда ... по указанному делу, выданного в пользу взыскателя ООО «УК «Жилищное Управление».
Решением Арбитражного суда ... от ** /т.1 л.д.33-42/, оставленным без изменения постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от ** /т. 2 л.д.144-151/ приказ Службы государственного жилищного и строительного надзора ... № от ** «Об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» /т. 2 л.д. 126/ признан незаконным; суд обязал Службу государственного жилищного и строительного надзора ... устранить нарушение законных прав и интересов ООО «УК «Жилищное управление» в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Во исполнение вышеуказанного решения Арбитражного суда ... по делу № А19-9958/2023, Службой издано распоряжение от ** №/л, в соответствии с которым срок действия лицензии ООО «УК «Жилищное Управление» продлен, Службой внесены соответствующие изменения в реестр лицензий ... /т.5 л.д.1-2/.
Во исполнение указанного решения суда Службой жилнадзора на основании распоряжения №/л от ** «Об отмене приказа от ** № «Об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской длительности по управлению многоквартирными домами» /т. 3 л.д. 185-186/, срок действия лицензии № продлен до **; в реестр лицензий ... внесены изменения в части включения сведений о многоквартирных домах с **
Данное решение размещено в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства **.
Согласно квитанций ООО «УК «Жилищное управление», собственникам жилого помещения по адресу: мкр. 8 ... (номер л/с 10205004605) выставлены платежи за содержание жилого помещения за июнь – август 2023 года на общую сумму 1 839,26 руб. (613,09 руб. за месяц) /т. 1 л.д.16-17/
Указанные квитанции были оплачены собственниками ... – ФИО2, ФИО3 ** посредством ООО «Эксперт» /т. 1 л.д.18/.
Кроме того, платежные документы о внесении платы за содержание указанным гражданам, собственникам ..., были выставлены ООО «ЖилКом» за период с июня по август 2023 года на сумму 2 501,18 руб. /т. 1 л.д.19-21/
В связи с невнесением платы в ООО «ЖилКом», указанная задолженность была взыскана с истцов ФИО2, ФИО3, третьего лица ФИО10 на основании судебных приказов, вынесенных мировым судьей судебного участка № ... и ... от ** №№, 2-317/2024, 2-318/2024 /т.6 л.д.14-16/.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статей 2, 14 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе защиту прав и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в ч. 13 настоящей статьи и ч. 5 ст. 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ч. 17 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном ЖК РФ, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса но отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с указанным кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 указанной статьи, но не более одного года.
С ** назначение «временной» (на срок не более года) управляющей организации осуществляется согласно Правилам определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утв. Постановлением Правительства РФ от ** №.
Установленный механизм временного управления позволяет обеспечить непрерывность управления многоквартирным домом в случаях, когда собственниками помещений не приняты необходимые решения для управления домом.
В соответствии ч. 3 ст. 200 ЖК РФ (до редакции в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от **) лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 ст. 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с п. 24 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ** № «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее – Правила №), в редакции на момент принятия постановления администрации АГО от ** №-па, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) прекращено или она аннулирована, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала управления многоквартирным домом управляющей организацией, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, или в случае, предусмотренном частью 6 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, выбранной без проведения открытого конкурса. Если способ управления многоквартирным домом был изменен, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала реализации нового способа управления.
Основываясь на вышеизложенных положениях жилищного законодательства, суд считает, что договор управления МКД № от ** /т. 3 л.д.163-175/, заключенный между собственниками МКД № в 8 микрорайоне ... и ООО «УК «Жилищное Управление», в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в отношении ООО «УК «Жилищное Управление», не прекратил своего действия и в соответствии с ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, п. 24 Правил № продолжает его до момента определенного в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. Таким образом, решение о выборе способа управления домом является реализованным. При этом, ни одна из сторон, ни собственники помещений МКД № в 8 микрорайоне ..., ни ответчик ООО «УК «Жилищное Управление» не заявляли о прекращении договора МКД.
Порядок действий органа местного самоуправления, на территории которого расположены многоквартирные дома, в случае прекращения деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, прекращением действия лицензии или ее аннулированием, определен статьей 200 ЖК РФ.
В течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом (ч. 4 ст. 200 ЖК РФ).
Частями 5 и 6 ст. 200 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями ч. 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с ч. 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в ч. 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса (ч. 5).
В случае, если в соответствии с законодательством РФ открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 ст. 161 настоящего Кодекса.
Таким образом, законом прямо предусмотрена обязанность органа местного самоуправления при получении уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий (как до, так и после вступления в силу Федерального закона от ** № 273-ФЗ) созвать общее собрание собственников помещений данного многоквартирного дома, а затем, в случае если общее собрание не состоялось или решение общего собрания не реализовано, - объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации. И только в случае, если конкурс будет признан несостоявшимся, временная управляющая организация может быть назначена решением уполномоченного органа.
Судом установлено, что ООО «ЖилКом» постановлением от ** №-па администрации АГО, назначено управляющей организацией в отношении спорного МКД №, до проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации. При этом, постановлением Ангарского РОСП ГУФССП России по ... от **, Администрации АГО запрещено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А19-9958/2023 проведение открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления МКД /т.6 л.д.30/.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 ЖК РФ орган местного самоуправления обязан был объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс, и если бы такой конкурс был признан несостоявшимся, то только в этом случае на основании ч. 17 ст. 161 ЖК РФ Администрация АГО должна была сама определить управляющую организацию в порядке и на условиях Правил №. До завершения конкурсных процедур, даже при условии отказа в продлении срока действия лицензии по осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами (который был признан недействительным решением Арбитражного суда ... от ** по делу №А19-9958/2023, вступившим в законную силу), ООО «УК «Жилищное Управление» в силу ч. 3 ст. 200 ЖК РФ имело право и обязано было осуществлять управление спорным МКД №, собственники которых избрали данную управляющую организацию.
Учитывая вышеуказанное, судом не установлено правовых оснований для назначения временной управляющей организации ООО «ЖилКом», поскольку доказательств того, что собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали один из способов управления многоквартирным домом, указанный в ч.2 ст. 161 ЖК РФ, в материалы дела не представлено.
Доводы истца – прокурора ... о том, что в системе ГИС ЖКХ отсутствовали сведения о лицензии ООО «УК «Жилищное Управление», в связи с чем администрацией АГО была назначена временная управляющая организация ООО «ЖилКом», которая приступила к управлению МКД, а потому ответчик не имел законных оснований для направления истцам счетов на оплату за содержание и взимания с них платы суд отклоняет, поскольку назначение временной организации не соответствовало требованиям Жилищного кодекса РФ и Правилам №, а выбор способа управления МКД был определен собственниками помещений в МКД – управление управляющей организацией ООО «УК «Жилищное Управление», в связи с чем в силу ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, п. 24 Правил №, в целях реализации принципа непрерывности управления МКД, на ООО «УК «Жилищное Управление» возлагалась обязанность надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем у ООО «УК «Жилищное Управление» имелись правовые основания продолжать управление МКД, проводить соответствующие работы по обслуживанию, с направлением истцам счетов на оплату за содержание и взимания с них платы. Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, высказанной в Определении от ** №-ЭС19-17595 отсутствие сведений в Реестре лицензий не указывает на фактическое отсутствие управления МКД.
Кроме того, с даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, то есть случая, имевшего место в спорных правоотношениях.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «УК «Жилищное Управление» в силу сложившихся обстоятельств по назначению временной управляющей организации обязано было прекратить и фактически прекратило исполнение обязанностей по управлению МКД, перестало оказывать эксплуатационные услуги, услуги по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, выставляя неправомерно счета на оплату, в том числе собственникам ..., МКД № в 8 микрорайоне ... в материалах дела не имеется, поскольку ответчиком также представлены договоры, заключенные с подрядными организациями на оказание услуг по обслуживанию общего имущества МКД, ремонту и обслуживанию содержания жилья, систем теплопотребления, водоснабжения и канализации, аварийному обслуживанию, акты выполненных работ по оказанию услуг в 8 мкр., ... оплате данных услуг /т. 2 л.д. 159-286, т. 3 л.д. 1-162, 187-192/. При этом, выставление счетов на оплату за коммунальные ресурсы за общедомовые нужды, как и фактическая оплата за указанные ресурсы в период с июня по август 2023 /т.4 л.д. 8-14, л.д. 19-152/, управляющей организацией, сведения о которой были внесены службой жилнадзора в реестр лицензий – ООО «ЖилКом», в связи с истечением срока лицензии ответчика, принятым решением об отказе в продлении срока, не свидетельствует о прекращении деятельности по управлению МКД ООО «УК «Жилищное Управление» на основании договора управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 192).
При этом, понесенные убытки ООО «ЖилКом» по управлению этим же МКД № должны разрешаться в ином судебном порядке.
Вопреки доводов третьего лица – ООО «ЖилКом», Жилищный кодекс РФ содержит отдельные нормы, направленные на непрерывность управления многоквартирным домом. В частности, статьей 200 Жилищного кодекса РФ регламентируется особый порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращения действия лицензии или ее аннулирования.
Однако, порядок проведения мероприятий в случае истечения срока действия лицензии законодателем действительно не был предусмотрен. Вместе с тем, истечение срока действия лицензии без дальнейшего продления срока, по своей правовой природе равен прекращению действия лицензии.
В отсутствие прямого указания об этом в ст. 200 Жилищного кодекса РФ, до внесения изменений Федеральным законом № 273-ФЗ от **, фактически не исключало её применение к спорным правоотношениям. Учитывая, что Жилищным кодексом РФ в статье 7 предусмотрено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). В то время, как применение ч. 17 ст. 161 ЖК РФ к спорным правоотношениям было невозможно, поскольку не регулирует сходные отношения, а предусматривает случаи, когда не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Федеральным законом № 273-ФЗ от **, действующим с **, в часть 3 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которым основания прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами дополнено - истечением срока действия лицензии (5 лет), если такой срок не продлен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанным федеральным законом устранена правовая неопределенность, закрепленная в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса, согласно которой порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом распространяется на случаи истечения срока действия лицензии и ее непродления.
Действие положений ст. 199 и 200 ЖК РФ в редакции Закона № 273-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с **.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм, положения части 3 статьи 200 Жилищного кодекса, предусматривающие в том числе меры, направленные на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию многоквартирных домов, распространяются на лицензиатов, в отношении которых органом государственного жилищного надзора принято решение об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 Жилищного кодекса, а также в случае истечения срока действия лицензии.
Управление ответчиком многоквартирным домом № в 8 микрорайоне ... в период с ** (с момента окончания срока действия его лицензии) по ** (конец спорного периода, указанного в исковых требованиях) производилось на основании ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, предписывающим продолжить управляющей компании, срок действия лицензии которого истек и не был продлен, управлять домом, до дня наступления обстоятельств, предусмотренных пп. 1-4 ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.
Соответственно, требования истца о признании действий ООО «УК «Жилищное Управление», осуществлявшего деятельность по управлению МКД, по начислению собственникам жилого помещения, расположенного по адресу: ...А, ..., ФИО3 и ФИО2 платы за содержание и ремонт жилого помещения за период июнь, июль, август 2023 года незаконными, нельзя признать правомерными и обоснованными, а потому они не подлежат удовлетворению, следовательно, не могут быть удовлетворены и производные от этого требования о взыскании с ООО «УК «Жилищное Управление» в пользу ФИО3, ФИО2 платы за содержание и ремонт жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу за период июнь, июль, август 2023 года в размере 1 839, 26 руб.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░2 ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ 3801077064) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░, ░░░░░░ 2023 ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ....
░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ **.