№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 9 сентября 2019 года
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Егоровой А.В., при секретаре судебного заседания Афанасьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации, возложении обязанности определить гарантирующую организацию для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения и установлении зоны деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации, возложении обязанности определить гарантирующую организацию для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения и установлении зоны деятельности.
Исковые требования мотивированы тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проверки исполнения органами местного самоуправления Чебоксарского района экологического законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлены нарушения в деятельности Кшаушского сельского поселения.
В водоснабжении населения поселения задействованы 8 скважин, протяженность водопроводной сети д<адрес> 2 856 м., д. <адрес> – 3 398 м., <адрес> и д<адрес> – 5 099 м., <адрес> – 1 576 м., <адрес> – 2 614 м., д. <адрес> – 1 230 м., д. <адрес> – 6 683 м. За 2018 год забрано 32 100 куб.м. подземных вод.
На территории поселения имеется централизованное водоотведение в д. Курмыши. Протяженность канализационной сети составляет 3 030 м. Сброс сточных вод осуществляется в <адрес>.
Схема водоснабжения и водоотведения Кшаушского сельского поселения утверждена постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, установлено, что на территории Кшаушского сельского поселения до настоящего времени для централизованной системы водоотведения не определена гарантирующая организация, что препятствует определению и контролю лицензионных требований в отношении участков недр используемых для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения поселения, а также соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации источников водоснабжения и при сбросах сточных вод в водный объект.
По вышеуказанному факту прокуратурой в адрес главы администрации Кшаушского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление, однако своевременных и достаточных мер по устранению нарушений действующего законодательства принято не было, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленные статьей 42 Конституции РФ.
На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в части непринятия мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения поселения, обязать администрацию Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в течение 1 года б месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить гарантирующую организацию для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселения и установить зоны её деятельности.
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в судебное заседание, извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, своего представителя в суд не направила.
Административный ответчик – администрация Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, извещенная о месте и времени судебного заседания, не обеспечила явку своего представителя на судебное разбирательство.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, извещенное о месте и времени судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела без участия их представителя, в котором также поддержала иск в полном объеме.
Заинтересованное лицо Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике, извещенное о месте и времени судебного заседания, не обеспечило явку своего представителя на судебное разбирательство.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Из справки по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа реализации органами местного самоуправления Чебоксарского района полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что на территории Кшаушского сельского поселения для централизованной системы водоснабжения и водоотведения не определены гарантирующие организации. Неисполнение обязанности по определению гарантирующей организации препятствует определению и контролю лицензионных требований в отношении участков недр используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения поселения, а также соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации источников водоснабжения и при сбросах сточных вод в водный объект.
Согласно статье 43.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Частью 4 статьи 8 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» предусмотрено, что организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 7 Устава Кшаушского сельского поселения, принятого решением собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N924-01, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей б Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации;
утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений.
Гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (статья 2 Федерального закона № 416-ФЗ).
В соответствии с требованием пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 416-ФЗ только органы местного самоуправления поселений для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливает зоны её деятельности. До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
Согласно статье 42 Федерального закона № 416-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления поселения осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Постановлением главы администрации Кшаушского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема водоснабжения и водоотведения Кшаушского сельского поселения.
Согласно копии письма администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № схема водоснабжения водоотведения Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики утверждена постановлением администрации Кшаушского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ и опубликована в средствах массовой информации, в сети «Интернет» на сайте администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в разделе «Градостроительная деятельность», согласно которой:
Водоснабжение:
на территории Кшаушского сельского поселения 10 населенных пунктов, которые имеют централизованную систему водоснабжения;
протяженность водопроводной сети:
<адрес> образуют одну систему водоснабжения, протяженностью 2 856 м, запитанную от скважины <адрес>;
<адрес> образуют систему водоснабжения, протяженностью системы 3 398 м. запитанную от двух скважин <адрес>;
<адрес> и д. Тимер-Сирма образуют одну систему водоснабжения, протяженностью системы 5 099 м, запитанную от скважины <адрес>;
<адрес>, запитано от скважины <адрес>, протяженностью системы 1 576 м, отдельной веткой;
<адрес>, запитано от скважины д. Большие Котяки, протяженностью системы 2 614 м;
<адрес> образуют одну систему водоснабжения протяженностью системы 6 683 м, записанную от скважины <адрес>.
на территории поселения 8 скважин, задействованных в водоснабжении населения, собственником которых является администрация Кшаушского сельского поселении;
администрация Кшаушского сельского поселения является организацией, эксплуатирующей все системы водоснабжения на территории поселения. На сегодняшний день ведется работа по передаче объектов водоснабжения в концессию;
объем воды, забранной из подземных источников за 2018 год, составляет 32 100 куб. м.
Водоотведение:
на территории Кшаушского сельского поселения имеет централизованную систему водоотведения д. Курмыши;
протяженность системы водоотведения 3 030 м.;
очистные сооружения <адрес> находятся на балансе Кшаушского сельского поселения, но право собственности на данные сооружения за поселением не зарегистрировано. Право собственности на водопроводные сети зарегистрированы за администрацией Кшаушского сельского поселения;
администрация Кшаушского сельского поселения является организацией, эксплуатирующей систему водоотведения на территории поселени, ведется работа по передаче объектов водоотведения в концессию;
сброс сточных вод после очистки очистными сооружениями производится в речку <данные изъяты>;
объем воды, сброшенной в водные объекты за 2018 год, составил 18 900 куб. м.
Вместе с тем, по результатам проверки установлено, что на территории Кшаушского сельского поселения до настоящего времени не определена гарантирующая организация для централизованной системы водоотведения и зона ее деятельности, а также не определена гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения и зона ее деятельности, что влечет неисполнение администрацией Кшаушского сельского поселения обязанности по определению гарантирующей организации и препятствует определению и контролю лицензионных требований в отношении участков недр используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения поселения, контролю за охраной вод.
ДД.ММ.ГГГГ Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы администрации Кшаушского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
По результатам рассмотрения данного представления в целях определения гарантирующей организации была разработана конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского сельского поселения Чувашской Республики. Повторно разработан проект конкурсной документации, проведены расчеты плановых и фактических показателей надежности, качества и энергетической эффективности централизованных систем водоснабжения и водоотведения. Данные показатели находятся на согласовании в Минюсте Чувашской Республики.
Следовательно, своевременных и достаточных мер по устранению нарушений действующего законодательства принято не было, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленные статьей 42 Конституции РФ, и доводы представителя ответчика об обратном не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
С учетом фактических обстоятельств дела суд полагает необходимым установить срок для исполнения административным ответчиком обязанности по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения и установлении зоны деятельности, один год шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в части непринятия мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения поселения.
Обязать администрацию Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить гарантирующую организацию для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселения и установить зоны её деятельности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Егорова