Дело №2-327/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2021 года г.Чебаркуль Челябинской области
Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Тимонцева В.И.,
при секретаре Рудык А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием прокурора Слинько А.В., представителя ответчика администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области – Запевалова А.С., представителя третьего лица администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области – Колобаева М.С., гражданское дело по иску Чебаркульского горпрокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Чебаркульский горпрокурор в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – подземного сооружения для накопления сточных вод, расположенного в 50 м. севернее земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с приложением необходимых документов.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки обращения гражданина установлено, что отведение сточных вод из помещений многоквартирного <адрес> осуществляется посредствам трубопровода (сооружение, канализационная сеть, кадастровый номер объекта недвижимости №), технологически соединенного с локальной канализацией в виде подземного сооружения для приема сточных вод. Удаление сточных вод осуществляется при последующей их откачке и вывозе из указанного подземного сооружения для приема сточных вод. Собственник данного сооружения не установлен, объект на учете в качестве бесхозяйного не поставлен. Сооружение находится за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> и в соответствии с критериями, установленными ст.209 ГК РФ, ст.36 ЖК РФ, п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, не является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Бездействие администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, выражающееся в непринятии мер по постановке на учет указанного объекта коммунальной инфраструктуры в качестве бесхозяйного имущества, в регистрации права муниципальной собственности на него, передаче эксплуатирующей организации в соответствии с требованиями законодательства влечет нарушение прав собственников помещений в многоквартирном доме на получение коммунальных услуг надлежащего качества, а также создает угрозу загрязнения компонентов окружающей среды сточными водами, санитарно-эпидемиологическому благополучию территории сельского поселения (л.д.2-5).
Прокурор Слинько А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям, суду пояснил, что подземное сооружение для накопления сточных вод не является общим имуществом собственников помещений многоквартирного <адрес> поскольку находится за границами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Сточные воды из многоквартирного дома по сетям канализации, являющимся собственностью администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, поступают в подземное сооружение для накопления сточных вод, которое никем не обслуживается. Бездействие со стороны администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области по не постановке на учет указанного сооружения в качестве бесхозяйного нарушает права неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области – Запевалов А.С. по доверенности № от ---- (л.д.64) в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, суду пояснил, что подземное сооружение для накопления сточных вод не является бесхозным, поскольку относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного <адрес> Указанное сооружение было построено одновременного с многоквартирным домом и предназначено для его обслуживания. На территории <адрес> отсутствует централизованная система водоотведения. Не оспаривал, что указанное подземное сооружение для накопления сточных вод находится за границами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Также пояснил, что полномочия по организации в границах <данные изъяты> водоотведения на основании соглашения от ---- переданы администрацией Чебаркульского муниципального района Челябинской области ответчику. В случае удовлетворения иска просил установить срок для исполнения решения суда 4 месяца, мотивировав это необходимостью сбора документов для постановки объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного.
Представитель третьего лица администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области – Колобаев М.С. по доверенности № от ---- в судебном заседании полагал исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что подземное сооружение для накопления сточных вод относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного <адрес>
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области в суд не явился. Третье лицо извещено о месте и времени судебного заседания, в ранее направленном в суд мнении на исковое заявление просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.56, 69).
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Заслушав объяснения прокурора Слинько А.В., представителя ответчика администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области – Запевалова А.С., представителя третьего лица администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области – Колобаева М.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении искового заявления.
В соответствии с п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п.3 ст.255 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч.4 ст.15 указанного Закона).
В судебном заседании установлено следующее.
---- между администрацией Чебаркульского муниципального района Челябинской области и администрацией Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области заключено соглашение №, в соответствии с которым администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области передала, а администрация Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области приняла и обязалась осуществлять полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д.82-85).
На территории Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> имеется многоквартирный <адрес> в <адрес>, отведение сточных вод из которого осуществляется посредством линейного сооружения – канализации протяженностью <данные изъяты> м., являющейся собственностью МО «Непряхинское сельское поселение» Чебаркульского муниципального района <адрес>, технологически присоединенного к подземному сооружению для накопления сточных вод, расположенного <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> находящегося за границами земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом.В настоящее время собственник указанного подземного сооружения для накопления сточных вод не установлен. Объект на учет в качестве бесхозяйного не поставлен. По информации Управления Росреестра по Челябинской области сведений о зарегистрированных правах и сделках на вышеназванного подземного сооружения для накопления сточных вод, а также о владельцах указанного недвижимого имущества не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением главы Чебаркульского района Челябинской области № от ---- (л.д.12); актом выбора земельного участка под строительство объектов отведения сточных вод (канализационный коллектор, выгреб, очистные сооружения) от ---- (л.д.13-18); разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № от ---- (л.д.31-32); техническим паспортом на многоквартирный дом (л.д.33-48); распоряжением начальника Управления государственного строительного надзора №р от ---- (л.д.49); заключением о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации от ---- (л.д.50-51); схемами расположения многоквартирного дома, сети водоотведения, подземного сооружения для накопления сточных вод (л.д.73, 86); выписками из ЕГРН (л.д.71, 74-76); объяснениями прокурора Слинько А.В., представителя ответчика администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области – Запевалова А.С., представителя третьего лица администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области – Колобаева М.С., данными в судебном заседании.
В соответствии с п.п.2, 9 ст.2 Федерального закона от 07 декабря 2011 горда №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Согласно п.5 ст.8 Федерального закона от 07 декабря 2011 горда №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Из указанных норм законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию в том числе бесхозяйных систем водоотведения, включая водопроводные и канализационные сети, а также обязан обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Администрацией Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, которой переданы полномочия по организации в границах сельского поселения водоотведения населения, соответствующих мер по включению подземного сооружения для накопления сточных вод, расположенного в <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в состав муниципальной собственности не приняты.
Допустимых доказательств того, что спорное подземное сооружение для накопления сточных вод принадлежит на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, ответчиком в нарушение положений ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
В силу п.5 и п.6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
Поскольку уклонение администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области от учета бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на нее обязанностей по водоотведению населения, влечет ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права жителей с.Непряхино на получение коммунальных услуг надлежащего качества, не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Чебаркульского горпрокурора и о возложении на администрацию Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области обязанности в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - подземного сооружения для накопления сточных вод, расположенного в 50 м. севернее земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с приложением необходимых документов.
Доводы представителя ответчика администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области – Запевалова А.С., представителя третьего лица администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области – Колобаева М.С. о том, что подземное сооружение для накопления сточных вод является общим имуществом собственников помещений многоквартирного <адрес>, судом отклоняются.
В соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пп.«ж» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу п.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Как следует из материалов дела подземное сооружение для накопления сточных вод не является внутридомовой инженерной системой водоотведения, находится за границами земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес> технологически присоединено к линейному сооружению – канализации протяженностью <данные изъяты> м., являющейся собственностью МО «Непряхинское сельское поселение» Чебаркульского муниципального района Челябинской области, в связи с чем не может быть отнесено к общему имуществу собственников помещений многоквартирного <адрес>
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – подземного сооружения для накопления сточных вод, расположенного в <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с приложением необходимых документов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2021 года
Судья Тимонцев В.И.