Решение по делу № 11-9711/2019 от 09.07.2019

Дело №11-9673/2019 Судья Главатских Л.Н.

№11-9711/2019

№11-9713/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 сентября 2019 года г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей              Швайдак Н.А., Жуковой Н.А.,

при секретаре      Уржумцевой С.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Марченко Владимира Ивановича на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 02 октября 2018 года, апелляционным жалобам муниципального автономного учреждения здравоохранения «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1», Министерства здравоохранения Челябинской области на дополнительное решение Центрального районного суда г.Челябинска от 15 марта 2019 года, частной жалобой Марченко Владимира Ивановича на определение Центрального районного суда г.Челябинска от 08 мая 2019 года об отказе в вынесении дополнительного решения по иску Марченко Владимира Ивановича к Министерству здравоохранения Челябинской области, муниципальному автономному учреждению здравоохранения «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1» о взыскании материального и морального ущерба, о возложении обязанности по предоставлению лекарственных препаратов.

Заслушав доклад судьи Швайдак Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Марченко В.И., поддержавшего доводы апелляционной и частной жалоб, возражавшего против жалоб ответчиков, представителей ответчиков Желтышева С.Л., Зязина Д.Б., поддержавших свои апелляционные жалобы и возражавших против апелляционной и частной жалоб истца, заключение прокурора Соколовой Н.Ф., полагавшего решение суда подлежащим отмене, а требования истца частичному удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Марченко В.И. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Челябинской области, муниципальному автономному учреждению здравоохранения «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1» (далее - МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1), в котором после уточнения исковых требований просил возложить на МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 обязанность выписать ему, как неработающему <данные изъяты> и больному <данные изъяты>, рецепты на все лекарственные средства, назначаемые лечащими врачами поликлиники, а на Министерство здравоохранения Челябинской области - обязанность обеспечить его бесплатными лекарственными средствами, назначаемых лечащими врачами поликлиники; в соответствии с п. 2 ст. 13 «Закона о защите прав потребителей» взыскать материальный ущерб, причиненный незаконным отказом в выписке рецептов на бесплатное обеспечение лекарственными средствами в размере 84 041 руб.; взыскать с МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 материальный ущерб за некачественное медицинское обслуживание в размере 23 485 руб., материальный ущерб в размере 20 041 руб. и компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.; взыскать с Министерства здравоохранения Челябинской области материальный ущерб в размере 64 000 руб. и компенсацию морального вреда в размере 70 000 руб.; возложить на ответчиков обязанность выписывать и обеспечивать его лекарственными средствами в соответствии с п. 2 ст. 73 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» №323 от 21 ноября 2011 г., то есть по медицинским показаниям, а не только в рамках перечня жизненно важных лекарственных препаратов и стандартов медицинской помощи, а также в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 апреля 1999 г. №393 «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами», Постановлением Правительства Челябинской области от 26 декабря 2007 г. №272-П «О порядке предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим на территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения и финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета», приказом Минздрава Челябинской области от 29 декабря 2007 г. №565 «О порядке ведения областного Регистра лиц, имеющих право на льготу по бесплатному лекарственному обеспечению.

В обоснование заявленных требований указал, что является <данные изъяты> по общему заболеванию бессрочно, состоит на учете в МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1, однако в бесплатном лекарственном обеспечении ему отказано, лечащие врачи рецепты ему не выписывают, ссылаясь на указание руководства поликлиники, в связи с чем он был вынужден приобретать лекарственные препараты за свой счет, а также проходить платное лечение в стационаре НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Челябинск». Незаконными действиями ответчиков ему причинен моральный вред.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Марченко В.И. на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области по доверенности Хабибуллина М.Ж. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Полагала, что право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, утвержденными распоряжением Правительством Российской Федерации от 23 октября 2017 г. №2323-р, Марченко В.И. не имеет, поскольку воспользовался правом на полную замену набора социальных услуг денежной выплатой. Указала на отсутствие правовых оснований для возложения на Министерство здравоохранения Челябинской области обязанности по выплате Марченко В.И. компенсации морального вреда.

Представитель ответчика МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 по доверенности Желтышев С.П. с исковыми требованиями Марченко В.И. также не согласился, указал, что медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в соответствии с их международным непатентованным наименованием, а при его отсутствии в соответствии с его группировочным наименованием, либо в соответствии с его торговым наименованием; доказательств несения материального ущерба на приобретение лекарственных средств в размере 20 041 руб., а также необходимости в их приобретении истцом не представлено; законных оснований для возложения на МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 не имеется.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований Марченко В.И. отказал.

Дополнительным решением суда от 15 марта 2019 г. на МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 возложена обязанность выписывать Марченко В.И. рецепты на все лекарственные препараты по медицинским показаниям и назначению лечащего врача в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. №890, на Министерство здравоохранения Челябинской области возложена обязанность обеспечивать Марченко В.И. лекарственными препаратами согласно медицинских показаний и назначением лечащего врача. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с решением суда, истец Марченко В.И. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отмены, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что суд первой инстанции неправильно истолковал положения статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ, поскольку компенсации или замены услуги деньгами в случае отказа от получения пакета услуг не существует, что подтверждается ответами пенсионного органа. По мнению автора жалобы, суд не дал правовую оценку подходу ответчиков, которые ставят в зависимость получение бесплатных лекарственных средств от оплаты за соцпакет, предоставляемый в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ. Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890, изложенное в письме Минздрава Российской Федерации от 03 февраля 2006 г. №489-ВС, согласно которому при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, представляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемые за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям, указывает, что при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с названным выше Постановлением. Считает, что суд не принял во внимание его ходатайство об исключении о нем информации из базы данных Министерства здравоохранения Челябинской области об отказе от платных услуг в соответствии с Законом №178-ФЗ и внесении данных в Регистр базы данных региональных льготников, граждан, имеющих право на получение бесплатных лекарственных средств в соответствии с Перечнем категорий граждан, определенным Постановлением №890, поскольку по этой причине ни один врач не может выписать истцу льготный рецепт на получение бесплатных лекарственных средств, назначенных ими. Считает, что судом первой инстанции не приняты его доводы о праве на получение лекарственных средств не входящих в минимальный перечень жизненно важных необходимых лекарственных препаратов, о которых говориться в Постановлении Правительства Российской Федерации от 08 апреля 1999 г. №393, и в нарушение требований которого ГКБ №1 ему не выписываются назначенные врачами-специалистами лекарственные препараты, чем грубо нарушаются его права. Свой отказ от выписки лекарственных препаратов истец мотивирует тем, что на момент получения ответчиком данного отказа, у истца в наличии еще имелись препараты, однако потребность в них у Марченко В.И. сохранялась. Относительно отказа от направления на врачебную комиссию указывает, что на врачебную комиссию он не направлялся, что подтверждается отсутствием записей в его медицинской карте, кроме того, как истцу было разъяснено, врачебная комиссия проводится на предмет неврологического состояния, однако Марченко В.И. в помощи невролога не нуждается и никогда не нуждался, комиссией до его сведения не было доведено о возможных последствиях такого отказа. Сам консилиум врачей, состоявшийся 04 июня 2018 г., по мнению истца, был проведен и оформлен с грубым нарушением пункта 4 статьи 48 Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», протокол консилиума в медицинской карте Марченко В.И. отсутствует. Обращает внимание, что судом первой инстанции не были исследованы обстоятельства, связанные необходимостью приобретения истцом лекарственных препаратов за свой счет, получения медицинской помощи в «Дорожной клинической больнице на ст. Челябинск», а также вопросы причинения Марченко В.И. незаконными действиями ответчиков морального вреда.

Представителем ответчика МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. Полагает, что истцом не доказано, что полученное Марченко В.И. лечение в «Дорожной клинической больнице на ст. Челябинск» было связано с ненадлежащим оказанием МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 истцу медицинских услуг, причинение морального вреда действиями данного ответчика не доказано.

Не согласившись с дополнительным решением суда, представитель ответчика МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, поскольку на основании заявления истца в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ набор социальных услуг Марченко Д.В. заменен дополнительной ежемесячной денежной выплатой, на которую предусматривается, в том числе приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий. После восстановления на предоставление набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения истец будет обеспечиваться лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями в рамках федерального льготного Перечня. В связи с тем, что Марченко В.И. отказался от набора социальных услуг в пользу дополнительной ежемесячной денежной выплаты МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 не может выписывать рецепты истцу в связи с тем, что программное обеспечение электронной выписки лекарственных средств «Домино» не дает этого сделать, что подтверждается тем, что статус истца в указанной программе «не активен». По указанной причине лечебное учреждение не может выписать истцу рецепт по техническим причинам, что не учел суд, приходя к выводу о том, что обязанность по бесплатному обеспечению инвалида лекарственными препаратами возникает у Министерства здравоохранения Челябинской области только при наличии у инвалида, выписанного в установленном законом порядке лечащим врачом рецепта. Указывает на то, что в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 22 декабря 2017 г. №708-П и постановлением Правительства Российской Федерации №890 у истца не возникает право на обеспечение лекарственными препаратами, поскольку статья 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает получение льготы либо по федеральному законодательству, либо по региональному законодательству, что также подтверждается сложившейся судебной практикой. Считает необоснованным ссылку суда на письмо Минсоцразвития Российской Федерации №489-ВС от 03 февраля 2006 г. «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-ти процентной скидкой», поскольку данное письмо нигде не опубликовано и не относится к законодательству федерального и регионального уровня, а изложенное в нем правовая позиция является частным мнением работника Министерства и не обладает ни одним признаком нормативно-правового акта.

В апелляционной жалобе на дополнительное решение представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области просит о его отмене, поскольку ответчиком принимаются все необходимые меры по выполнению возложенных на него обязанностей в части лекарственного обеспечения истца, в частности в 2017-2018 г.г. в аптеку, прикрепленную к МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1, за счет средств областного бюджета отгружены и получены пациентом в соответствии и с назначением лекарственные препараты и медицинские изделия. Возлагая на Министерство здравоохранения Челябинской области обязанность обеспечивать истца лекарственными препаратами согласно медицинских показаний и назначений лечащего врача, судом не учтено, что указанная обязанность возложена на Министерство действующим законодательством Российской Федерации. При этом в дополнительном решении не содержится ссылок на нормативные правовые акты, которые были нарушены ответчиком, доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком прав истца, материалы дела не содержат. Полагает ошибочным вывод суда о том, что лица, отказавшиеся от получения соцпакета, являются региональными льготниками и имеют право на получение льготных лекарств, поскольку обеспечение лекарственными препаратами осуществляется за счет средств областного бюджета. Отказавшись от набора социальных услуг, включающего в себя бесплатное лекарственное обеспечение, истец выбрал иной способ предоставления ему мер социальной поддержки. Ежемесячно ему выплачивается соответствующая денежная выплата на приобретение соответствующих лекарственных препаратов. В связи с чем истцу предоставляется мера социальной поддержки, установленная Федеральным законом «О государственной социальной помощи». Указывает на то, что в резолютивной части дополнительного решения суд указал на обеспечение истца лекарственными препаратами согласно медицинским показаниям и назначением лечащего врача, при этом не указано какими лекарственными препаратами, в каком объеме и в какие сроки. В связи с этим исполнение дополнительного решения может быть затруднено.

В возражениях на апелляционные жалобы ответчиков на дополнительное решение суда истец указывает на отсутствие оснований для их удовлетворения.

Впоследствии истец обратился с заявлением о вынесении дополнительного решения по данному делу, ссылаясь на то, что при вынесении судом 15 марта 2019 г. дополнительного решения о возложении на ответчиков обязанности обеспечивать выписывать истцу рецепты на все лекарственные препараты по медицинским показаниям и назначению лечащего врача и обеспечивать его лекарственными препаратами согласно медицинских показаний и назначением лечащего врача, суд не возложил на ответчиков обязанность выписывать и обеспечивать Марченко В.И. лекарственными средствами в соответствии с пунктом 2 статьи 73 Федерального закона №323 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а не только в рамках перечня жизненно важных лекарственных препаратов и стандартов медицинской помощи. На ответчика Министерство здравоохранения Челябинской области не возложена обязанность обеспечивать его всеми лекарственными средствами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890. Судом не исследован вопрос, касающийся порядка выписки бесплатных лекарственных средств. Судом не разрешен вопрос об исключении информации о нем, как отказавшегося от соцпакета из базы данных Минздрава Челябинской области и внесении его в Регистр базы данных региональных льготников.

Заявитель Марченко В.И. в судебном заседании суда первой инстанции на удовлетворении заявления настаивал.

Представители ответчиков МАУ ОТКЗ ГКБ №1 Желтышев С.Л. и Минздрава Челябинской области Хабибуллина М.Ж. против удовлетворения заявления возражали, полагая, что решение, в том числе дополнительное решение вынесено по заявленным истцом требованиям.

Определением суда от 08 мая 2019 г. Марченко В.И. отказано в удовлетворении его заявления о вынесении дополнительного решения. При этом суд исходил из того, что приведенные истцом в заявлении о вынесении дополнительного решения суда доводы не свидетельствуют о том, что судом не было принято решение по каким-либо из заявленных им требований.

Истец в частной жалобе требует отмены данного определения, выражая несогласие с ним, указывая на то, что в уточненном исковом заявлении истец указывал на не соответствие действий ответчиков пункта 2 статьи 73 Федерального закона №323 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также в судебном заседании он неоднократно обращал внимание суда не несоблюдение ответчиками п. 2 постановления Правительства Российской Федерации №393, в связи с чем судом рассмотрены не все требования. В частной жалобе истец также приводит доводы о несогласии с дополнительным решением суда 15 марта 2019 г.

Проверив решение суда первой инстанции, а так же дополнительное решение и определение об отказе в вынесении дополнительного решения, обсудив доводы апелляционных жалоб и частной жалобы, заслушав лиц участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия находит решение суда и дополнительное решение подлежащими отмене с принятием нового решения в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что Марченко В.И. длительное время является <данные изъяты>, инвалидность установлена бессрочно, имеет заболевание «<данные изъяты>» и ряд сопутствующих заболеваний (л.д.65 т.1).

Наблюдается в лечебном учреждении МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 г.Челябинск.

По сведениям УПФР в Центральном районе г. Челябинска Марченко В.И. оформлен отказ от полного пакета социальных услуг (л.д. 139-141 т.1).

Согласно реестру выдачи лекарственных препаратов, представленной Минздравом Челябинской области, истцу в 2018 г. за счет средств областного бюджета выданы лекарственные препараты в соответствии с назначением лечащего врача, только по заболеванию «<данные изъяты>»: Инсулин аспарт, Инсулин гларгин, иглы инсулиновые, тест-полоски, этанол 70%, Аторвастатин, Титропия броитд, Амлодипин, Будесонид, Будесонид-Формотерол, Ацетилсолициловая кислота, Рериндоприл, Будесонид, Ипратропия бромид, Клопидогрел (л.д. 52-53 т.1).

Марченко В.И. неоднократно обращался в адрес и Министерства здравоохранения Челябинской области и МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 с требованиями о предоставлении ему на льготной основе всех лекарственных препаратов, назначаемых лечащими врачами (л.д. 118, 119, 121, 122-123, 124-125, 126, 135 т.1).

Из ответов Министерства здравоохранения Челябинской области, направленных Марченко В.И. от 03 августа 2017 г., 23 мая 2018 г., письма МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 в адрес Министра здравоохранения Челябинской области от 01 августа 2018 г. следует, что Марченко В.И. обеспечивается бесплатными лекарственными препаратами только для лечения сахарного диабета, поскольку с марта 2010 г. отказался от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения и оформил компенсационные выплаты, получение иных лекарственных препаратов на льготной основе не предусмотрено (л.д. 22, 50, 57-60, 65, 93, 94, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 136-137 т.1).

После неоднократных обращений Марченко В.И., Территориальным органом Росздравнадзора по Челябинской области приказом от 25 октября 2018 года была назначена внеплановая выездная проверка в отношении Министерства здравоохранения Челябинской области, входе которой было установлено, что имели место неоднократные обращения Марченко В.И. по различным вопросам, в том числе по обеспечению лекарственными препаратами на льготных условиях. Так же установлено, что истец не обеспечен на льготных условиях лекарственными препаратами, назначенными не в связи с диагнозом «диабет» (л.д. 211-215 т.1).

На основании Акта проверки от 28 ноября 2018 года №372/18 в адрес Министерства здравоохранения Челябинской области вынесено предписание об устранении нарушений, а именно обеспечить истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с положениями Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (л.д. 209-210 т.1).

В связи с отказами Марченко В.И. за период с июня 2017 года по августа 2018 года за свой счет были приобретены лекарственные препараты, назначенные ему лечащими врачами на общую сумму 84 040 руб. (л.д. 7-9, 15-16, 30, 34-42 т.1).

Так же, из материалов дела следует, что 10 января 2018 года Марченко В.И. был госпитализирован и с данного времени по 22 января 2018 года находился на стационарном лечении в кардиологическом отделении МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1, что подтверждается медицинской картой стационарного больного №<данные изъяты>.

25 января 2018 года Марченко В.И. обратился с жалобой в Росздравнадзор Челябинской области о нарушении его прав в период лечения. По данному заявлению в ходе проверки были выявлены нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия, выразившееся в минимальной площади на одну койку в палатах кардиологического отделения менее 7кв.м., что является нарушением СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществления медицинской помощи».

Виновным лицом, допустившим данные нарушения, признано должностное лицо заместитель главного врача по медицинской части МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 Угнивенко М.И., на основании постановления по делу об административном правонарушении от 16 марта 2018 года на должностное лицо наложено административное наказание в виде штрафа.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что на ответчиках лежит обязанность по обеспечению Марченко В.И. всеми лекарственными препаратами в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890, при этом полагал, что не имеется достаточных оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда как за отказ в обеспечении лекарственными препаратами, так и за оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, а так же убытков в виде расходов на приобретение лекарственных препаратов.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В соответствии с ч.2 ст. 19 указанного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В силу ст. 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статья 5.1 этого Федерального закона предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а так же специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В силу ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной государственной помощи.

Согласно п. п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Пункт 2 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к обязанностям органов государственной власти субъектов РФ относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Перечень региональных льготников в зависимости от «групп населения» и «категорий заболеваний» содержится в Приложении № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения», предусматривающим право неработающих инвалидов 2 группы получать бесплатно все лекарственные средства, при этом финансирование расходов по их оплате осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых на эти цели.

Вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, регулировался до 06 апреля 2019 года Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». Согласно положений которого, назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. №252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты». Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Новый Порядок, утвержденный Приказом Минздрава России от 14 января 2019 года №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» содержит аналогичные положения.

Согласно подп. 19 п. 7 Положения о Министерстве здравоохранения Челябинской области, утвержденного Постановление Губернатора Челябинской области от 27 июля 2004 года №383, Министерство здравоохранения Челябинской области организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

осуществляет закупки (в том числе организует определение поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организует обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Доводы ответчиков о том, что Марченко В.И. в полном объеме и своевременно предоставляются все лекарственные препараты, необходимые и назначаемые ему по диагнозу «<данные изъяты>», при этом, несмотря на то, что истец является инвалидом второй группы, оснований для предоставления бесплатно лекарственных препаратов по иным его заболеваниям не имеется, поскольку он в добровольном порядке отказался от получения набора социальный услуг, судебной коллегией признаются несостоятельными ввиду следующего.

Как указывалось ранее, Марченко В.И. длительное время является неработающим <данные изъяты>, бессрочно, ему выставлен диагноз «<данные изъяты>», так же он имеет ряд сопутствующих заболеваний, по которым лечащими врачами, согласно сведений МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 и амбулаторной карты, истцу в спорный период с 2017 г. но 2018 г. назначались лекарственные препараты: Престан, Кардиомагнил, Фуимуцил, Конкор-кор, Пульмикор, Фарадил Комби, Новорапид, Атровент, Плавикс, Беталок, Физиотенз, Вазонит, Престариум, Верошпирон, Предуктал, Сибри. Поскольку Марченко В.И. отказался от получения набора социальных услуг, он не значился в регистре лиц которым лекарственные средства предоставляются бесплатно, лечащие врачи не выписывали истцу рецепты для бесплатного получения лекарственных препаратов.

При этом, отказывая истцу в предоставлении рецептов на получение лекарственных препаратов в льготном порядке, со стороны сотрудников МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 имело место бездействие, поскольку множественные обращения Марченко В.И. длительное время были оставлены без внимания, информация о нуждаемости инвалида, имеющего право на бесплатное получение лекарственных препаратов, ответчиком Министерству здравоохранения Челябинской области для принятия решения не направлялась.

При этом, Министерство здравоохранения Челябинской области на все обращения самого истца отвечало отказами в предоставлении лекарственных препаратов в льготном порядке, ссылаясь на отказ истца от получения набора социальных услуг.

Поскольку Марченко В.И. имеет ряд заболеваний, кроме «диабета», является неработающим инвалидом второй группы, которым на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения» бесплатно предоставляются все лекарственные средства, при этом финансирование расходов по их оплате осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых на эти цели, ссылки ответчиков на отказ истца от получения набора социальных услуг несостоятелен.

В силу п. 15 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено исключение из общего правила, заключающееся в том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Учитывая изложенное Министерство здравоохранения Челябинской области, было вправе, исходя из объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, потребности и наличия медицинских показаний рассмотреть вопрос обеспечения истца лекарственными препаратами в льготном порядке, однако на все обращения истца отвечало отказом.

Судебная коллегия приходит к выводу о нарушении ответчиками прав истца на гарантированное законом получение бесплатной медицинской помощи, выразившееся в отказе в выдаче рецептов на бесплатное получение лекарственных препаратов, назначаемых лечащими врачами.

Судебная коллегия находит обоснованными требования об обязании МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 выдавать рецепты на бесплатное обеспечение истца всеми лекарственными препаратами, назначаемыми лечащими врачами, а Министерство здравоохранения Челябинской области обеспечивать данными лекарственными препаратами.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы законодательства, судебная коллегия полагает, что поскольку при неоднократных обращениях, истец Министерством здравоохранения Челябинской области не обеспечивался всеми лекарственными препаратами, назначаемыми лечащими врачами, которые с 2017 г. приобретались истцом за счет собственных средств, истец имеет право на возмещение данных расходов.

Так в материалы дела истцом были предоставлены кассовые чеки по приобретению лекарственных препаратов за период с июня 2017 года по август 2018 года, а именно Престан, Кардиомагнил, Фуимуцил, Конкор-кор, Пульмикор, Фарадил Комби, Новорапид, Атровент, Плавикс, Беталок, Физиотенз, Вазонит, Престариум, Верошпирон, Предуктал, Сибри, согласно которым его расходы на приобретение лекарственных препаратов, приобретенных именно по назначению лечащих врачей, как следует из записей амбулаторной карты Марченко В.И., копия которой представлена судебной коллегии, составили 55 886 руб. (л.д. 7-9, 15-16, 30, 34-42 т.1), данная сумма подлежит взысканию с Министерства здравоохранения Челябинской области.

Так же, ко взысканию истцом заявлены и лекарственные препараты, приобретенные им в указанный выше период, однако материалы дела не содержат доказательств, что препараты истцом были приобретены именно после назначения лечащего врача, так в амбулаторной карет Марченко В.И. не имеется сведений о назначении ему препаратом, которые им были приобретены 07 июня 2017 г. - Престанс, Липримар, Предуктал; 27 июня 2017 г. – Новорапид; 10 июля 2017 г. – Плавикс; 25 сентября 2017 г. Амарил; 06 декабря 2017 г. – Кардиомагнил; 03 января 2018 г. – Конкор-кор; 26 января 2018 г. – Физиотенс; 19 февраля 2018 г. –Престариум; 24 февраля 2018 г. – Мовалис, Плавикс, Липримар, Кардиомагнил, Фуимуцил; 12 марта 2018 г. – Пенталгин; 13 марта 2018 г. – Липримар, Плавикс; 24 марта 2018 г. – Престариум, Предуктал, Престанс; 07 марта 2018 г. Физиотенз; 17 апреля 2018 г. – Валз; 11 мая 2018 г. – Драстоп; 16 мая 2018 г. – Престанс, Конкор Кор; 24 апреля 2018 г. – Престариум А; 01 августа 2018 г. – Пульмикорт, Тавегил; 30 августа 2018 г. – Блефарогель, Комбтнил.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания расходов на приобретение указанных лекарственных препаратов в отсутствии назначения лечащего врача.

Так же, не усматривает судебная коллегия оснований для удовлетворения требований Марченко В.И. в части взыскания расходов по оплате лечения в Негосударственном учреждении здравоохранения «Дорожная клиническая больница на станции Челябинск открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в связи со следующим.

Из представленной в суд апелляционной инстанции медицинской карты стационарного больного №128 следует, что Марченко В.И. был госпитализирован и с 10 января 2018 года по 22 января 2018 года находился на стационарном лечении в кардиологическом отделении МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1.

25 января 2018 года Марченко В.И. обратился в Росздравнадзор Челябинской области с заявлением о нарушениях Свода правил СП 158.1330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций», допускаемых МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 в стационаре кардиологического отделения.

Главным специалистом-экспертом отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Челябинской области установлено нарушение ответчиком законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении п. 1 ст. 11,29 Закона Российской Федерации №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» главы 1 пп. 3.6, 8.1 не выполнялись требования законодательства, а именно минимальная площадь на одну койку в палатах кардиологического отделения, которая предусмотрена не менее 7 кв.м., расстояние от коек до стен с окнами не менее 0,9 кв.м., что является административным правонарушением, виновным в котором был признан заместитель главного врача по медицинской части МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 Угвиненко М.И. и 16 марта 2018 года на основании постановления по делу об административном правонарушении на него был назначено административное наказание в виде административного штрафа, данное постановление вступило в законную силу.

Действительно из указанных выше доказательств следует, что в отношении Марченко В.И., сотрудниками МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 было допущено нарушение его прав на санитарно-эпидемиологическое благополучие при нахождении на стационаре в кардиологическом отделении, кроме того положений Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 4 данного Федерального закона предусмотрено, что основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи.

Однако, данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для взыскания с ответчика расходов истца на платное лечение, поскольку из медицинской карты стационарного больного №128 следует, что Марченко В.И. 22 января 2018 года был выписан не в связи с ненадлежащим оказанием ему медицинской помощи, а в связи с окончанием лечения, в удовлетворительном состоянии, рекомендовано дообследование. От госпитализации и лечения, по причине нарушения санитарных и иных норм, истец не отказывался. За оказанием платных медицинских услуг истец обратился 05 февраля 2018 года в Негосударственном учреждении здравоохранения «Дорожная клиническая больница на станции Челябинск открытого акционерного общества «Российские железные дороги», материалы дела не содержат документов указывающих на то какие именно медицинские услуги истцу были оказаны, а так же в материалах дела отсутствуют какие либо доказательства, подтверждающие наличие прямой причинно-следственной связи между, выявленными дефектами оказания истцу медицинских услуг ответчиком в период времени с 10 по 22 января 2018 года и необходимостью платного лечения в ином медицинском учреждении.

Решая вопрос о взыскании с Министерства здравоохранения Челябинской области в пользу Марченко В.И. компенсации морального вреда, причиненного не обеспечением в льготном порядке лекарственными препаратами, а так же, взыскании с МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 компенсации морального вреда за отказ в выдачи рецептов на получение в льготном порядке лекарственных препаратов и некачественное оказание медицинских услуг, судебная коллегия исходит из следующего.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац второй пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Меры, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, по предоставлению бесплатных лекарственных препаратов, направлены на создание данной категории граждан достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим направлены на обеспечение достоинства их личности.

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами указанных права, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что обеспечение граждан лекарственными препаратами неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Согласно ст. 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Так, определяя размер компенсации морального вреда судебная коллегия исходит из установленных обстоятельств, учитывает характер нравственных и физических страданий, полученных Марченко В.И. вследствие выявленных дефектов оказания медицинской помощи в период с 10 по 22 января 2018 года, а так же отказе в выдачи рецептов на получение всех лекарственных препаратов, назначаемых лечащими врачами, в льготном порядке, вместе с тем учитывает отсутствие явных негативных последствий, степень вины МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 руководствуется принципом разумности и справедливости, в связи с чем полагает возможным определить ко взысканию в пользу истца с МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 компенсацию морального вреда за указанные выше дефекты оказания медицинской помощи и не предоставление лекарственных препаратов в льготном порядке в размере 5 000 руб.

Поскольку материалами дела подтверждается бездействие Министерства здравоохранения Челябинской области по предоставлению Марченко В.И. лекарственных препаратов, назначаемых лечащими врачами, на льготной основе, судебная коллегия с учетом приведенных выше норм законодательства полагает необходимым взыскать с данного ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

Судебная коллегия полагает, что основания для большего размера компенсаций морального вреда как с одного, так и с другого ответчика отсутствуют, ссылки истца на ухудшение его здоровья в период нахождения на стационарном лечении и в период самостоятельного приобретения лекарственных препаратов, не могут быть приняты, поскольку из материалов дела данные обстоятельства не следуют.

Рассматривая частную жалобу Марченко В.И. на определение Центрального районного суда г.Челябинска от 08 мая 2019 года об отказе в вынесении дополнительного решения, судебная коллегия полагает доводы частной жалобы несостоятельными в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда в случае, если: 1) по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда; 2) суд, разрешив вопрос о праве, не указал размер присужденной суммы, имущество, подлежащее передаче, или действия, которые обязан совершить ответчик; 3) судом не разрешен вопрос о судебных расходах.

Таким образом, данная норма содержит исчерпывающий перечень оснований для принятия дополнительного решения.

Марченко В.И. обращаясь с заявлением о вынесении дополнительного решения суда, указал, что при принятии решения судом не была возложена на ответчиков обязанность выписывать и обеспечивать его лекарственными средствами в соответствии с п. 2 ст. 73 Федерального закона №323 от 21 ноября 2011 г., а не только в рамках перечня жизненно важных лекарственных препаратов и стандартов медицинской помощи. На Минздрав Челябинской области не возложена обязанность обеспечивать его всеми лекарственными средствами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890. Судом не исследовано вопрос, касающийся порядка выписки бесплатных лекарственных средств, не разрешен вопрос об исключении информации о нем, как отказавшегося от набора социальный услуг из базы данных Минздрава Челябинской области и внесении его в Регистр базы данных региональных льготников.

Отказывая в удовлетворении заявления истца о вынесении дополнительного решения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований для этого не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном толковании норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ни одного из оснований из числа предусмотренных ст. 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для вынесения дополнительного решения по делу не имеется.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении», предусматривая право суда принимать дополнительные решения, статья 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вместе с тем ограничивает это право вопросами, которые были предметом судебного разбирательства, но не получили отражения в резолютивной части решения, или теми случаями, когда, разрешив вопрос о праве, суд не указал размера присужденной суммы либо не разрешил вопрос о судебных расходах. Поэтому суд не вправе выйти за пределы требований статьи 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а может исходить лишь из обстоятельств, рассмотренных в судебном заседании, восполнив недостатки решения.

Указанные Марченко В.И. в заявлении о вынесении дополнительного решения обстоятельства обоснованно не были приняты судом первой инстанции, поскольку не являлись исковыми требованиями, и в силу вышеперечисленных норм законодательства не могли служить основанием для принятия судом дополнительного решения.

В силу изложенного у судебной коллегии не имеется оснований для отмены или изменения определения суда по доводам частной жалобы. Безусловных оснований к отмене определения суда по материалам дела также не установлено.

Руководствуясь статьями 327-329, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 02 октября 2018 года и дополнительное решение от 15 марта 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

Взыскать с Министерства здравоохранения Челябинской области в пользу Марченко Владимира Ивановича расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 55 886 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

Взыскать с муниципального автономного учреждения здравоохранения «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1» в пользу Марченко Владимира Ивановича компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Обязать муниципальное автономное учреждение здравоохранения «Ордена трудового красного знамени Городская клиническая больница №1» выдавать рецепты на бесплатное обеспечение Марченко Владимира Ивановича всеми лекарственными препаратами, в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями и назначению лечащего врача.

Обязать Министерство здравоохранения Челябинской области обеспечивать Марченко Владимира Ивановича всеми лекарственными препаратами, в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями и назначению лечащего врача.

В удовлетворении остальной части исковых требований Марченко Владимиру Ивановичу отказать.

Определение Центрального районного суда г. Челябинска от 08 мая 2019 года оставить без изменения, частную жалобу Марченко Владимира Ивановича – без удовлетворения

Председательствующий:

Судьи:

11-9711/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Марченко Владимир Иванович
Ответчики
ОТКЗ ГКБ 1
Минздрав Челябинской области
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Швайдак Наталья Александровна
Дело на странице суда
www.chel-oblsud.ru
30.08.2020Передача дела судье
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
09.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее