Дело № 2а-115/2017 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2017 года г. Красный Холм
Краснохолмский районный суд Тверской области в составе:
Председательствующего судьи Соколовой Е.Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснохолмского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лихачевского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Лихачевское сельское поселение» Краснохолмского района, выразившееся в ненадлежащем содержании муниципального кладбища, расположенного по адресу: <адрес> и обязании администрации муниципального образования «Лихачевское сельское поселение» оборудовать кладбище, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с п.п.6.6., 6.7 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84 огороженными площадками для мусоросборников с твердым покрытием и установить урны,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Краснохолмского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лихачевского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Лихачевское сельское поселение» Краснохолмского района, выразившееся в ненадлежащем содержании муниципального кладбища, расположенного по адресу: <адрес> и обязании администрации муниципального образования «Лихачевское сельское поселение» оборудовать кладбище, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с п.п.6.6., 6.7 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84 огороженными площадками для мусоросборников с твердым покрытием и установить урны. Свое заявление мотивировал тем, что прокуратурой Краснохолмского района в соответствии с заданием прокуратуры Тверской области проведена проверка соблюдения администрацией Лихачевского сельского поселения Краснохолмского района требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что по адресу: <адрес> расположено кладбище, находящееся в муниципальной собственности администрации Лихачевского сельского поселения. В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичная норма закреплена в п.23 ст.9 Устава муниципального образования «Лихачевское сельское поселение». В соответствии с п.1 и п.4 ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, установленными органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологиченских требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. Соглано п.1.1 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбища, зданий и сооружений похоронного назначения, утверпжденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организацитонно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации. В соответствии с п.6.6-6.7 Санитарных правил и норм СанПинН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь тверджое покрытие (асфальтирование, бетонирование). В ходе проверки установлено, что по информации предоставленной администрацией Лихачевского сельского поселения на территории кладбища, расположенного в <адрес> огороженные площадки для мусоросборников и урны для сбора мусолра отсутствуют. Законодатель исключает любую возможность отступления от требований санитарных правил и гигиенических нормативов, а нарушение таких требований влечет ответственность за совершаемые действия, поскольку существенная угроза общественным отношениям (здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения) заключается в пренебрежительном отношении органами местного самоуправления к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые могут производить захоронения на территории кладбища, расположенного в <адрес> определить невозможно. На основании изложенного, в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, руководствуясь п.3 ст.35 Федерального Закона «О прукуратуре РФ», ч.1 ст.39 КАС РФ, ч.4 ст.218 КАС РФ, просят признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лихачевское сельское поселение» Краснохолмского района, выразившееся в ненадлежащем содержании муниципального кладбища, расположенного по адресу: <адрес> и обязать администрацию муниципального образования «Лихачевское сельское поселение», оборудовать кладбище, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с п.6.6-6.7 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84 огороженными площадками для мусоросборников с твердым покрытием и установить урны в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. От административного ответчика возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела не поступило. Рассмотрение административного дела назначено в порядке упрощенного (письменного) производства, единолично судьей, без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.1 чт.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно п.4 ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно пунктам 6.6 - 6.7 раздела VI СанПиН 2.1.2882-11 Гигиенические требования к водоснабжению, канализации, санитарной очистке территории кладбищ, зданиям и сооружениям похоронного назначения, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В соответствии с п. 22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п.23 ст.9 Устава муниципального образования Лихачевское сельское поселение Краснохолмского района Тверской области, к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Судом установлено, что на территории Лихачевского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области в <адрес> расположено общественное кладбище, которое является муниципальной собственностью администрации Лихачевского сельского поселения.
В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлены следующие нарушения требований СанПиН 2.1.2882-11: на территории кладбища не предусмотрены урны для сбора мусора, не оборудованы площадки для мусоросборников с твердым покрытием и ограждением. Указанные факты подтверждаются информацией администрации Лихачевского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Доказательств, опровергающих результаты прокурорской проверки, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, административным ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 39 ч. 1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.219 ч.1 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление к администрации МО «Лихачевское сельское поселение» Краснохолмского района Тверской области подано в суд 06.04.2017, т.е. в пределах срока, установленного законом.
Администрацией муниципального образования «Лихачевское сельское поселение» Краснохолмского района Тверской области, на которую Законом возложена обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, должных мер по содержанию муниципального кладбища, расположенного в <адрес>, указанных административным истцом, не предпринято, что говорит о бездействии администрации муниципального образования «Лихачевское сельское поселение» и административным ответчиком не оспаривается. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что непринятие своевременных мер по приведении территории действующего кладбища в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, а также не исключает угрозу экологической безопасности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика выразившееся в ненадлежащем содержании муниципального кладбища, расположенного в <адрес> и обязании администрации муниципального образования «Лихачевское сельское поселение» оборудовать кладбищев соответствии с п.п.6.6, 6.7 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и саодержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84 огороженными площадками для мусоросборников с твердым покрытием и установить урны, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок исполнения решения суда, заявленный прокурором, суд также находит обоснованным и подлежащим удовлетворению
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Краснохолмского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лихачевского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Лихачевское сельское поселение» Краснохолмского района, выразившееся в ненадлежащем содержании муниципального кладбища, расположенного по адресу: <адрес> и обязании администрации муниципального образования «Лихачевское сельское поселение» оборудовать кладбище, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с п.п.6.6., 6.7 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84 огороженными площадками для мусоросборников с твердым покрытием и установить урны, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «Лихачевское сельское поселение» Краснохолмского района Тверской области, выразившееся в ненадлежащем содержании муниципального кладбища, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Муниципального образования «Лихачевское сельское поселение» Краснохолмского района Тверской области оборудовать кладбище, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с п.п.6.6., 6.7 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84 огороженными площадками для мусоросборников с твердым покрытием и установить урны, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Краснохолмский районный суд Тверской области в течение 15 дней со дня получения копии решения.
Председательствующий подпись