Дело № 2-289/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2020 года г. Бикин Хабаровского края
Бикинский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Добродеевой Л.И.,
при секретаре Черменевой ФИО15
с участием:
помощника Бикинского городского прокурора Лабцова ФИО16
представителя ответчика - администрации <адрес> муниципального района <адрес> Слободчиковой ФИО17 действующей на основании доверенности № от <дата>,
представителя соответчика – администрации <адрес> сельского поселения Кобзак ФИО18.., действующей на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исковому заявлению Бикинского городского прокурора, действующего в интересах Кашлюкова ФИО20, Машенцевой ФИО21 ее несовершеннолетних детей Ослопова ФИО19, Ослоповой ФИО23 Кашлюковой ФИО22 к администрации Бикинского муниципального района <адрес>, ФИО6 <адрес> по гражданской защите, администрации Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами, возложении обязанности по включению граждан в список на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Бикинский городской прокурор <адрес>, действующий в интересах Кашлюкова ФИО24 Машенцевой ФИО25 и ее несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, Кашлюковой ФИО26. обратился в суд с иском к администрации Бикинского муниципального района <адрес>, ФИО6 <адрес> по гражданской защите о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес>, возложении обязанности по включению в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в Бикинскую городскую прокуратуру поступило обращение Кашлюковых по вопросу защиты нарушенных прав на получение материальной помощи в связи с подтоплением земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> период подтопления земельных участков в селе Оренбургское Бикинского муниципального района в июле-сентябре 2019 года.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федерального закона № –ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право, в том числе: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на медицинское оборудование, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от <дата> №-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 названного Федерального закона, устанавливается законодательством РФ законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ № –ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом и мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключение чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением ФИО6 РФ от <дата> № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда ФИО6 РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда ФИО6 РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований и резервного фонда ФИО6 РФ на финансовое обеспечение вышеуказанных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и регионального характера.
Постановление ФИО6 РФ от <дата> № «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
пчерезвычайном положении"нного закона от 30.нсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаПостановлением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> № «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес> муниципального района» с <дата> на территории <адрес> сельского поселения Бикинского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации в результате выпадения осадков и повышения уровня воды в реках Бикин и Бира до отметок, близких к критическим.
Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> №-р «Об определении зон чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района» определены зоны чрезвычайной ситуации в границах домовладений (приусадебных участков) и земельных участков на территории Бикинского муниципального района.
Вместе с тем, земельный участок ФИО14, расположенный по адресу: <адрес> указанные границы не включен.
Кашлюковыми в администрацию Оренбургского сельского поселения подано заявление о проведении обследования подтопленного участка с целью составления Комиссией акта обследования и в последующем включении последнего в списки «пострадавших граждан» в августе 2019 года, которые администрацией Оренбургского сельского поселения передано вместе с остальными обращениями в администрацию Бикинского муниципального района.
Кашлюковы заявили о наличии последствий вызванных чрезвычайной ситуацией, просил включить его вместе с несовершеннолетним сыном в список «Пострадавших граждан».
Вместе с тем, администрация Бикинского муниципального района к заявлению Кашлюковых о включении в списки на оказание едином материальной помощи, отнеслась к ответу на заявление формально, не дала надлежащую оценку всем доводам, не разъяснила порядок получения единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, а также порядок действий для проведения обследования дома и земельного участка на предмет подтопления.
Кроме того, не составила соответствующие акты о том, что земельный участок Кашлюковых не пострадал от подтопления.
В связи с чем, неполный комплект документов стал возможным в результате формального отношения администрации Бикинского муниципального района к заявлению Кашлюковых, а не по вине последнего.
Таким образом, право Кашлюковых на получение социальной выплаты как граждан, пострадавших в результате паводка, нарушено.
Определением Бикинского городского суда <адрес> о принятии искового заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству от <дата> в качестве соответчика привлечена администрация Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес>.
В судебном заседании помощник Бикинского городского прокурора Лабцов ФИО27 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дал суду пояснения, соответствующие изложенному в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель администрацииБикинского муниципального района <адрес> Слободчикова ФИО28 действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Представила письменный отзыв на исковое заявление, дала пояснения в соответствии изложенному в отзыве.
В судебном заседании представитель соответчика администрации Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес> Кобзак ФИО34 возражала против удовлетворения искового заявления. Суду пояснила, что комиссия выезжала к ФИО14, однако они наотрез отказались от обследования земельного участка, поэтому их земельный участок не был обследован, однако в феврале 2020 года у них возникло желание получить выплаты, поскольку жители села стали получать выплаты.
В судебное заседание Кашлюкова ФИО29 Мешенцева ФИО30. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ослопова ФИО32 Ослоповой ФИО33 Кашлюковой ФИО31. не явились. О времени и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно и надлежащим образом.
Представитель ФИО6 <адрес> по гражданской защите в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из п. 1 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от <дата> №-фкз «О чрезвычайном положении».
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением ФИО6 РФ от <дата> № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда ФИО6 РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда ФИО6 РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда ФИО6 РФ на финансовое обеспечение вышеуказанных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Постановлением ФИО6 РФ от <дата> N 304 (ред. от <дата>) "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ПостановлениемПравительства РФ от <дата> №-пр утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории<адрес>.
Пунктом 3 Правил определено, что Бюджетные ассигнования, предусмотренные в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выделяются органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края (городских округов и муниципальных районов) (далее - органы местного самоуправления) для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, указанных в подпунктах.
Пунктом 5 Правил определено, что использование бюджетных средств на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктами 3, 4 Правил, запрещается.
На основании п. 8.2. Порядка оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением<адрес> от <дата> №-пр, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам Российской Федерации (далее также - граждане), постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства на дату введения режима ЧС в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления, за поврежденное частное жилое помещение;
гражданам, которые лишились урожая сельскохозяйственных культур на приусадебных земельных участках, предоставленных им и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, права на которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке, в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления (далее - приусадебный земельный участок, поврежденный в результате ЧС), а также совместно проживающим с ними и (или) совместно осуществляющим с ними ведение личного подсобного хозяйства на таком приусадебном участке членам их семей, указанным в похозяйственной книге.
При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания граждан в целях получения единовременной материальной помощи устанавливается в судебном порядке (п. 8.3. Порядка).
На основании п. 8.7. указанного Порядка, конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения, утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Как следует из п. 8.10. на основании заявлений граждан, пострадавших в результате ЧС, либо представителей заявителей на получение единовременной материальной помощи, составленных по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, и актов обследования, указанных в пункте 8.6 настоящего раздела, администрацией городского округа (муниципального района) подготавливается список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате ЧС.
В случае если у граждан, пострадавших в результате ЧС, повреждено частное жилое помещение и утрачен урожай сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, составляется один список на оказание ЕМП согласно актам обследований частного жилого помещения и утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке. При этом максимальный размер единовременной материальной помощи по каждому пострадавшему гражданину за счет средств межбюджетных трансфертов, предоставляемых из краевого бюджета, не может превышать размер, определенный подпунктом "г" пункта 3 Правил.
Как следует из материалов дела, распоряжением ФИО6 <адрес> №-рп от<дата> с <дата> на территории<адрес>, в том числе на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Бикинского муниципального района <адрес> № от <дата> «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района» с 16-00 часов <дата> до особого распоряжения на территории Бикинского муниципального района режим функционирования чрезвычайная ситуация для органов управления и сил <адрес> звена Хабаровской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Зонами чрезвычайной ситуации определены части территорий городского поселения «<адрес>», Лермонтовского сельского поселения, сельского поселения «<адрес>», а также земли сельскохозяйственного назначения, подтопленные паводковыми водами.
Постановлением администрации Бикинского муниципального района <адрес> № от <дата> «О внесении изменений в постановление администрации Бикинского муниципального района то <дата> № «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района» внесены следующие изменения: в п. 2 после слов «<адрес>» добавить слова «Оренбургского сельского поселения»
Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> <дата> №-р, внесены изменения в распоряжение администрации Бикинского муниципального района от <дата>№р «Об определении зон чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района»:
Подпункт 1.5 распоряжения изложен в новой редакции: «1.3. На территории Оренбургского сельского поселения земельные участки, расположенные по адресам, в том числе, <адрес> домовладения №
Распоряжением Правительства Российской Федерации от19.09.2019№-р. (далее распоряжение РФ) принято решение оказать разовую финансовую помощь гражданам, пострадавшим в результате паводка. Распоряжением РФ установлено, что в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам осуществляются выплаты: единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека; финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека.
Постановлением ФИО6 <адрес> от <дата>№-пр, установлено, что оказание помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется за счет средств, поступающих из резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых бюджету <адрес> в виде иных межбюджетных трансфертов с последующим предоставлением иных межбюджетных трансфертов бюджетам городских округов и муниципальных районов <адрес>, путем предоставления:
единовременного пособия гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, из расчета степени тяжести вреда (легкий вред - в размере 200 тыс. (двести тысяч) рублей на человека, тяжкий вред или вред средней тяжести - в размере 400 тыс. (четыреста тысяч) рублей на человека);
единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека;
финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека).
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона <дата>№-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Пунктом 2 ст. 3 данного Закона предусмотрено, что граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. При этом право на ведение личного подсобного хозяйства возникает у граждан, которым земельные участки предоставлены (приобретены) для ведения личного подсобного хозяйства, то есть при одновременном соблюдении следующих условий: в составе видов разрешенного использования предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства; в правоустанавливающих документах на земельный участок (акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, договоры аренды и др.) целевое использование земельного участка должно также предусматривать ведение личного подсобного хозяйства.
В силу п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Из материалов дела следует, что <дата> Кашлюкова ФИО35., Машенцева ФИО36. действуя в своих интересах и интересах членов своей семьи обратились с заявлением к Бикинскому городскому прокурору о защите нарушенных прав.
Как следует из материалов дела на основании договора купли – продажи части жилого дома от <дата> Ослопова ФИО37 <дата> года рождения является собственником 1/5 доли в праве на дом расположенный по адресу: <адрес>, ул. проходная, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> 27-АГ №.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <дата> 27-АГ № на основании договора купли – продажи от <дата> Ослопов ФИО38 является собственником 1/5 доли в праве на дом расположенный по адресу: <адрес>, ул. проходная, <адрес>.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <дата> 27-АГ № на основании договора купли – продажи от <дата> Кашлюкова ФИО39 является собственником 1/5 доли в праве на дом расположенный по адресу: <адрес>, ул. проходная, <адрес>.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <дата> 27-АГ № на основании договора купли – продажи от <дата> Кашлюков ФИО40 является собственником 1/5 доли в праве на дом расположенный по адресу: <адрес>, ул. проходная, <адрес>.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <дата> 27-АГ № на основании договора купли – продажи от <дата> Машенцева ФИО41 является собственником 1/5 доли в праве на дом расположенный по адресу: <адрес>, ул. проходная, <адрес>.
Согласно копии паспорта серия № № выданного отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> от <дата>, Кашлюков ФИО42. с <дата> зарегистрирован по адресу: <адрес>А-1.
Согласно копии паспорта серия № № выданного отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> от <дата>, Машенцева ФИО43. с <дата> зарегистрирована по адресу: <адрес>А-1.
Согласно копии паспорта серия № № выданного отделением УФМС России по <адрес> и ЕАО в <адрес> от <дата>, Ослопов ФИО44. с <дата> зарегистрирован по адресу: <адрес>А-1.
Согласно копии паспорта серия № № выданного отделением УФМС России по <адрес> от <дата>, Ослопова ФИО45 с <дата> зарегистрирован по адресу: <адрес>А-1.
Из свидетельства о рождении I-ДВ № выданного администрацией Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес> <дата> следует, что родителями Кашлюковой ФИО46, <дата> года рождения, уроженки <адрес> являются Кашлюков ФИО48. и Машенцева ФИО49
Согласно свидетельства о регистрации по месту жительства № Кашлюкова ФИО47 <дата> года рождения с <дата> зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>А <адрес>.
Согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В судебном заседании установлено, что к исковому заявлению не приложены доказательства, подтверждающие факт обращения заявителей в администрацию Оренбургского сельского поселения и администрацию Бикинского муниципального района о признании их пострадавшими в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле – сентябре 2019 года на территории Бикинского муниципального района, как доказательство того, что граждане пострадали в результате паводка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы изложенные в отзыве представленном представителем ответчика администрации Бикинского муниципального района нашли свое подтверждение.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковое заявление Бикинского городского прокурора, действующего в интересах Кашлюкова ФИО50, Машенцевой ФИО51 ее несовершеннолетних детей Ослопова ФИО52, Ослоповой ФИО53, Кашлюковой ФИО54 удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Бикинского городского прокурора, действующего в интересах Кашлюкова ФИО55, Машенцевой ФИО56 ее несовершеннолетних детей Ослопова ФИО57, Ослоповой ФИО58, Кашлюковой ФИО59 к администрации <адрес> муниципального района <адрес>, ФИО6 <адрес> по гражданской защите, администрации Оренбургского сельского поселения <адрес> муниципального района о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами, возложении обязанности по включению граждан в список на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд <адрес>.
Судья ФИО60
Решение суда в окончательной форме принято <дата>.