Дело №2а-825/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Выселки 10 мая 2018 года
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Прохоренко С.Н.,
при секретаре судебного заседания Кривуля Ж.А.,
с участием административного истца помощника прокурора Выселковского района Узденовой Т.Р.,
административного ответчика представителя администрации Выселковского сельского поселения Кравченко В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление по административному иску прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования Выселковское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Выселковского района обратился в Выселковский районный суд Краснодарского края с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Выселковского района проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Проверкой установлено, что на территории Выселковского сельского поселения Выселковского района находится 15 гидротехнических сооружений – дамб, представляющих собой земляные насыпи с встроенными трубами, через которые осуществляется проход воды. Из них 6 дамб никому не принадлежат, правоустанавливающие документы отсутствуют.
Таким образом, в настоящее время право собственности на 6 ГТС, расположенных на территории поселения, ни за кем не зарегистрировано, а так же учитывая тот факт, что сведения о бесхозяйных ГТС в названный выше орган исполнительной власти субъекта РФ администрацией поселения не направлялась, отсутствует возможность определения ответственного органа за обеспечение безопасности ГТС, что может привести к возникновению аварийных ситуаций с причинением ущерба окружающей природной среде, к нарушению условий жизнедеятельности людей.
Бездействие администрации муниципального образования Выселковское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район, выраженное в несоблюдение указанных требований, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на экологическую безопасность, может повлечь причинение ущерба окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей является чрезвычайной ситуацией.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Выселковское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район, выразившееся в неисполнении требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Обязать администрацию муниципального образования Выселковское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район устранить выявленные прокуратурой Выселковского района нарушения закона, а именно: направить информацию о выявленных на территории сельского поселения 6 гидротехнических сооружениях, которые не имеют собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, в Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Пом. прокурора Узденова Т.Р. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Административный ответчик представитель администрации МО Выселковского сельского поселения в составе МО Выселковский район Кравченко В.Н. в судебном заседании с требованиями прокурора согласен.
Суд, исследовав письменные документы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования законны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам охраны окружающей среды относятся, среди прочих, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Как определено в ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117-ФЗ), гидротехнические сооружения – это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Сооружения, являющиеся гидротехническими, предназначены, прежде всего, для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов, в связи с чем, их поддержание в технически исправном состоянии, осуществление регулярного контроля за их эксплуатацией и соблюдением норм безопасности является гарантией защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 3 Закона № 117-ФЗ авария гидротехнического сооружения, которая может повлечь ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей является чрезвычайной ситуацией.
Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Закона № 117-ФЗ обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Как определено ст. 5 Закона № 117-ФЗ безопасность ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых не известен, обеспечивают органы исполнительной власти субъекта РФ.
В свою очередь, в соответствии с п. 5 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 № 237, орган местного самоуправления при выявлении на территории муниципального образования гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, направляют в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта данные о таком гидротехническом сооружении в 5-дневный срок со дня выявления, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования Выселковское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район, выраженное в несоблюдение указанных требований, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на экологическую безопасность, может повлечь причинение ущерба окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей является чрезвычайной ситуацией.
Тем самым затрагиваются неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъектов административных правоотношений, что в соответствии со ст. 39 КАС РФ даёт право органам прокуратуры направить в суд административное исковое заявление о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить выявленные нарушения.
Вышеизложенное подтверждается рапортом помощника прокурора района Узденовой Т.Р., информацией администрации муниципального образования Выселковское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район, информацией Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 02.04.2018.
Совокупность представленных в судебное заседание доказательств, дает суду основания для удовлетворения исковых требованиях прокурора Выселковского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС
РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования Выселковское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Выселковское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район, выразившееся в неисполнении требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
Обязать администрацию муниципального образования Выселковское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район устранить выявленные прокуратурой Выселковского района нарушения закона, а именно: направить информацию о выявленных на территории сельского поселения 6 гидротехнических сооружениях, которые не имеют собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, в Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение одного месяца дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2018 года.
Судья: