Решение по делу № 33-115/2024 (33-1795/2023;) от 06.12.2023

Сат А.Е.         УИД 17RS0017-01-2023-004002-71Дело № 2-5817/2023 (33-115/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл                                       16 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Ховалыга Ш.А.,

судей Кочергиной Е.Ю., Ойдуп У.М.,

при секретаре Ондар А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ойдуп У.М. гражданское дело исковому заявлению Даваа О.В. к мэрии г. Кызыла, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилья по договору социального найма вне очереди, предоставлении субсидий для приобретения жилого помещения по апелляционной жалобе Даваа О.В. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 сентября 2023 года,

УСТАНОВИЛА:

Даваа О.В. обратился в суд с иском к мэрии г. Кызыла о предоставлении жилья по договору социального найма вне очереди, или предоставлении субсидии для приобретения жилого помещения указав, что является **. Заключением от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельного жилого помещения, основание – ст. 17 Федерального закона РФ, Жилищного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, Перечень форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире – Приказ Минздрава России от 30 ноября 2012 года № 991н. Согласно контрольной карточке истец поставлен на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении, как **. Неоднократно обращался с заявлениями в мэрию г. Кызыла, Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Аппарат Правительства Республики Тыва, Президенту Российской Федерации, но до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Просил обязать мэрию г. Кызыла предоставить жилое помещение или безвозмездную субсидию для приобретения жилого помещения по договору социального найма.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 мая 2023 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить принять новое судебное решение об удовлетворении иска. Считает, что судом не была дана оценка заключению ** от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что он состоит на учете ** По решению комиссии заболевание входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года № 991н. Инвалидам (в том числе инвалидам боевых действий) и семьям с детьми инвалидами, которые встали на учет после 01 января 2005 года, жилье предоставляется по договору социального найма согласно очередности исходя из времени принятия их на учет.

В заседании суда апелляционной инстанции истецДаваа Н.В. поддержал апелляционную жалобу. Просил учесть, что дети его выросли, образовывают свои семьи, не может с ними проживать в одной квартире, состояние здоровье такое, что создает им неудобства. Он инвалид **, обслуживает себя в быту сам, сын назначен лицом, ухаживающим за ним, считает, что имеет право на отдельное жилье. Пояснил суду, что квартиру, в которой проживали ранее он подарил сыну, и новую квартиру, предоставляемую взамен аварийного, ветхого жилья предоставили сыну. Он живет в квартире сына, прописан в ней.

Представитель ответчика мэрии г. Кызыла Трояков А.С. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая на законность и обоснованность решения суда.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины их неявки суду неизвестны, какие-либо ходатайства ими не заявлены, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 N 987н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно приложению.

Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 г. N 991н.

Положения ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которым малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном ЖК РФ порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда, направлены на реализацию вышеназванных конституционных положений.

Как следует из ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Однако для отдельных категорий граждан законодательством предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Так, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.

Вышеизложенная правовая позиция приведена в п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 г.) (ред. от 01.06.2022).

Для предоставления гражданам жилого помещения вне очереди, исходя из вышеуказанной нормы, необходимы такие условия, как принятие на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, признание малоимущим, наличие тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне; признание жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту, не подлежащим реконструкции.

При разрешении вопроса о правах инвалида на внеочередное обеспечение жилым помещением, юридически значимыми обстоятельствами являются наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, признание семьи малоимущей в случае постановки на учет после 1 марта 2005 г., а также наличие заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В Определении от 12 апреля 2011 года N 551-О-О Конституционный Суд Российской Федерации заметил, что Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма, равно как и их права на внеочередное предоставление жилья, а следовательно, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договорам социального найма на общих основаниях в порядке очередности. Это, однако, не исключает обеспечения жильем во внеочередном порядке инвалидов из числа имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 этого Кодекса, при соблюдении общих требований жилищного законодательства, включая постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как установлено судом и материалами дела подтверждается, что согласно справке , письмом ФКУ «**» от ДД.ММ.ГГГГ, что ДД.ММ.ГГГГ Даваа О.В. проходил первичное освидетельствование, где установлена **; ДД.ММ.ГГГГ повторно проходил освидетельствование, установлена **; ДД.ММ.ГГГГ проходил повторную экспертизу, установлена **.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, Даваа О.В. является получателем страховой пенсии по инвалидности.

В заключении врачебной комиссии ГБУЗ РТ «** от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Даваа О.В. состоит на учете **

ДД.ММ.ГГГГ Даваа О.В. обратился с заявлением в Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в котором просил принять его и его семью, состоящую из ** человек, включая заявителя на учет.

Постановлением мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ Даваа О.В. поставлен на учет граждан нуждающихся в жилом помещении под порядковым номером .

Контрольной карточкой учета лиц, нуждающихся в жилом помещенииот ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Даваа О.В. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, номер очереди **).

Согласно сведениям ЕГРН у Даваа О.В. отсутствуют объекты недвижимости.

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ между Даваа О.В. (истец) и Даваа Н.О. (сын истца) заключен договор дарения квартиры, расположенной по адресу: **

Указанная квартира признана аварийным и подлежащей сносу взамен которого сыну истца Даваа Н.О. предоставлено жилое помещение по адресу: **

В ответе на запрос суда мэрия г. Кызыла сообщает, что Даваа О.В. за получением статуса малоимущего не обращался в Департамент по социальной политике Мэрии г. Кызыла, малоимущим не признавался.

На запрос суда ГБУЗ РТ «» сообщает, что Даваа О.В. инвалид ДД.ММ.ГГГГ прикреплен в ГБУЗ РТ ** **. Он состоит на учете ** с диагнозом: ** Пациент действительно обращался ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по поводу последствия **. Действительно имеется заболевание с кодом **, ДД.ММ.ГГГГ проходил врачебную комиссию с целью разработки индивидуальной программы реабилитации.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции установил, что заболевания истца не входят в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание невозможно, поэтому оснований для возложения на ответчиков обязанности предоставить истцу жилое помещение вне очереди, предоставлении субсидии для приобретения жилого помещения, не имеется.

Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для их отмены. Указанные выводы суда первой инстанции, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и правильном применении норм материального права.

Суд первой инстанции правильно установил, что заболевание, которым страдает истец, и на основании которого ему назначена инвалидность ** не относится к заболеваниям тяжелой формы, при которых совместное проживание с членами семьи невозможно.

Истец неправильно применяет нормы материального права и ошибочно полагает, что если он признан инвалидом, то он обязательно должен обеспечиваться отдельным жильем вне очереди. Между тем к внеочередному получению жилья необходимы признаки: нуждаемость в жилье, и отнесение заболевания к тяжелым формам, при которых совместное проживание с членами семьи невозможно.

Само по себе признание истца нуждающимся в жилом помещении не может служить основанием для предоставления ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Заболевание, которым страдает истец не входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 г. N 991н.

Так, судом установлено, что в настоящий момент истец проживает у сына в квартире площадью 70 кв.м., то есть на всех членов семьи: сын Даваа Н.О., дочь Даваа А.О. площадь указанной квартиры достаточная, каждому приходится более 23 кв.м., при том, что норма предоставления по закону составляет 12 кв.м., следовательно, фактора нуждаемости истца в дополнительном жилье не установлено. Истец обладает правом пользования жилым помещением, принадлежащим сыну.

То, что его дети выросли и ему, поэтому нужно проживать отдельно не предусмотрено нормами закона.

Данных о том, что в квартире правом пользования на законных основаниях обладают иные лица, суду не представлено.

Суд первой инстанции правильно отметил, что истец подарил квартиру по адресу ** сыну Даваа Н.О., который в последующем при переселении из ветхого жилья в новое оформил его на свое имя. Тем самым истец ухудшил свои жилищные условия намерено.

Нарушений жилищных прав истца судом не усматривается, он состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ему определен номер очередности, реализация его прав на обеспечения жильем в силу его инвалидности наступит в порядке очереди.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трёх месяцев через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 января 2024 года

Председательствующий

Судьи:

33-115/2024 (33-1795/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Даваа Омак Владимирович
Ответчики
Мэрия г Кызыла
Министерство труда и социальной политики РТ
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Судья
Ойдуп Урана Михайловна
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
07.12.2023Передача дела судье
16.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2024Передано в экспедицию
16.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее