РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11марта 2019 года <адрес>
Заводской районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Мормыло О.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-195/2019 по административному иску заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению Роскомнадзора по Чеченской Республике о признании страницы в сети «Интернет» запрещенной к просмотру на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в Заводской районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к Управлению Роскомнадзора по ЧР, в котором просил: признать страницу в сети Интернет https://www.wearhouse.ru/muzhchinam/muzhskaya-odezhda.html/, запрещенной к просмотру на всей территории Российской Федерации; решение суда направить в управление Роскомнадзора по ЧР для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено
При этом в обоснование своих требований прокурор ссылался на положения ст.1252 ГК РФ, определяющей понятие контрафактных товаров, нормы п.1 ст.1515 ГК РФ, указывающие о том, что контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, а также аналогичные нормы, содержащиеся в п.3 ст.1519 ГК РФ в отношении наименования мест происхождения товаров. Прокурор указывал на то, что использование без разрешения правообладателя в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках, ярмарках, или иным образом вводятся в граждански оборот на территории РФ, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ. Поэтому административный истец полагал, что предложение к продаже и реализация товаров с незаконно размещенным на них товарным знаком, в том числе их копии, то есть подделки, являются самостоятельными видами нарушений исключительных прав правообладателя. Ссылаясь на положения ч.1 ст.9, ч.1 ст.10, ч.1 ст.15.1, п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон №149-ФЗ), а также на ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), прокурор полагал необходимым признать информацию на указанном им Интернет-ресурсе запрещенной к распространению на территории РФ и ограничить доступ к данному ресурсу. При этом в обоснование необходимости отнесения размещенной на указанном Интернет-ресурсе информации к противозаконной прокурор ссылался на приложенный к административному иску акт осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ, составленный помощником прокурора ФИО3
В судебном заседанииучаствующий в качестве представителя административного истца – помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО4 на заявленных требованиях настаивал, подтвердил изложенные в иске обстоятельства, дополнительных объяснений не дал, дополнительных доказательств в суд не представил.
Представитель административного ответчика – Управления Роскомнадзора по ЧР, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, об уважительности причин своей неявки в суд не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил, а руководитель административного ответчика – Управления Роскомнадзора по ЧР ФИО5 направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем с согласия административного истца дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Выслушав административного истца, огласив заявление административного ответчика, исследовав иные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст.1Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, при этом перечень данных дел, приведенный в названной норме права, не является исчерпывающим.
В силу ст.17Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В соответствии со статьей29 КонституцииРФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Обеспечениедоступак информации, способствующей совершению уголовных и административно-наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами РФ, о нарушении прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в сфере распространения информации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 5 статьи15Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Федерального закона №149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется безограниченийпри условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограниченав порядке, на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст.10Федерального закона №149-ФЗ в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. В силу ч. 1 ст.9Федерального закона №149-ФЗ, ограничениедоступак информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ч. 2 ст. 3 названного Федерального закона правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, основывается на принципе установленияограниченийдоступак информации только федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статьи10Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.Несоблюдение требований федерального законодательства к охране объектов интеллектуальной собственности является одним из оснований для ограничения распространяемой информации в силу нормы ч.5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ.
Согласно протокола осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ годасоставленного помощником прокурора <адрес> ЧР ФИО3 с участием понятых ФИО6 и ФИО7 осуществлен осмотр информационно-коммуникационной сети «Интернет», в т.ч. осмотрен Интернет-ресурс с адресом https://www.wearhouse.ru/muzhchinam/muzhskaya-odezhda.html/, на котором, как указано в акте осмотра сайта, «осуществляется продажа контрафактных копий или подделок одежды и других товаров легкой промышленности ведущих брендовых фирм. Так, к примеру, на указанном сайте выставлены на продажу в интернет-магазине сумки, обувь с наименованием известных зарубежных фирм Lacoste,LouisVuitton».
Однако, в акте осмотра сайта отсутствует указание на точное количество листов, на которых в присутствии понятых производилась распечатка страниц осмотренного сайта, а приложенная к иску копия распечатки страницы Интернет-ресурса, имеющего элементы оформления интернет-магазина дистанционной продажи товаров (на двух идентичных листах) не содержит указанных в акте сведений, на изображениях предметов одежды отсутствуют какие-либо обозначения известных брендов, на которые ссылается в своем иске прокурор, имеется ссылка (надпись) со словом «франшиза», означающим условие использования торговой марки. В самом тексте акта осмотра сайта отсутствует точное описание осмотренного Интернет-ресурса, содержится ли вышеназванная характеристика с оценочными суждениями о заведомом отнесении размещенной на нем информации как «продажа контрафактных копий или подделок одежды и других товаров легкой промышленности». Ни в акте осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ, ни в копиях страницыИнтернет-ресурса не имеется прямого указания на то, что на данном Интернет-ресурсе осуществляется продажа копий или подделок товаров с торговыми марками без разрешения их правообладателей. Более того, в числе представленных прокурором как административным истцом в суд документов отсутствуют доказательства того, что указанный Интернет-ресурс не принадлежит правообладателям предлагаемых к продаже товаров, а равно их уполномоченному представителю, либо лицу, имеющему разрешение от правообладателей. Также не представлено доказательств обращения правообладателей или их уполномоченных представителей в государственные органы по поводу нарушения их исключительных прав при размещении информации на спорном Интернет-ресурсе, а равно доказательства привлечения владельцев указанного Интернет-ресурса к ответственности за нарушение авторских прав.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца дополнительных доказательств в подтверждение своих требований и сведений о владельце Интернет-ресурса и авторе размещенной на нем информации не представил. Руководитель административного ответчика – Управления Роскомнадзора по ЧР ФИО5 в своем заявлении в суд от ДД.ММ.ГГГГ также указал об отсутствии сведений об авторе оспариваемой информации и владельце интернет-ресурса не располагают, необходимости в привлечении и участии в деле заинтересованных лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный истец не выполнил, возложенную на него ч.1 ст.62 КАС РФ процессуальную обязанность доказывания заявленных в суде требований, а приложенные к административному иску акт осмотра сайта и копии распечаток страниц не содержат достоверных доказательств распространения через указанный Интернет-ресурс информации, нарушающей положения законодательства по охране авторских и смежных прав.
В связи с этим суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для ограничения предусмотренного ст.29 Конституции РФ права право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, применительно к указанному Интернет-ресурсу, невозможности принятия признания административным ответчиком заявленных административным истцом – прокурором требований, и необходимости отказа в удовлетворении заявленных прокурором в суд административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора <адрес> Республики – отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В.Мормыло