Решение по делу № 2-8269/2022 от 23.03.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2022 года

Красногорский городской суд ФИО4 <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Пушкиной А.И.,

При секретаре ФИО5,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству социального развития ФИО4 <адрес>, ФИО1 <адрес> о признании прав нарушенными, возложении обязанности назначить доплату к пенсии, дополнительную социальную выплату, взыскании компенсации материального и морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с исковыми требованиями к Министерству социального развития ФИО4 <адрес>, ФИО1 <адрес> о признании прав нарушенными, возложении обязанности назначить доплату к пенсии, дополнительную социальную выплату, взыскании компенсации материального и морального вреда.

В обоснование заявленных требований указала, что 17.09.2018г обратилась в ОУЗСН Министерства социального развития ФИО4 <адрес> с заявлением о назначении региональной доплаты к пенсии.

20.09.2018г заместителем начальника Управления дан ответ, содержащий решение об отказе в удовлетворении просьбы истца по причине непредоставления пакета документов в соответствии с перечнем, содержащимся в Постановлении ФИО1 <адрес> от 19.01.2012г ; отсутствии регистрации у истца по месту жительства или пребывания в ФИО4 <адрес>.

Истец полагает, что данным отказом нарушены ее конституционные права и права человека.

Истец указывает, что действительно не приложила к заявлению необходимый пакет документов по причине отсутствия соответствующей информации, которая не была разъяснена сотрудником Управления соцзащиты, принявшей заявление истца. Также истец не обладала информацией, что заявление должно быть заполнено по форме, утвержденной Минсоцразвития ФИО4 <адрес>. Кроме того, истца не разъяснено где получить справки о размере дополнительного социального обеспечения, о размере денежных выплат, о размере компенсации оплаты жилья и коммунальных услуг,о денежных выплатах согласно ОЗ , о компенсации по оплате телефона, о компенсации оплаты проезда в транспорте, а также иных требуемых справок.

Также истец полагает незаконным решение об отказе в назначении доплаты по основанию отсутствия у истца регистрации по месту жительства или пребывания в ФИО4 <адрес>, поскольку данное не соответствует Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Помимо прочего, истец указывает на несогласие с Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденном Постановлением ФИО1 <адрес> от 19.01.2012г .

Полагает, что действиями ответчиков ей причинен моральный вред, а также материальный ущерб, который просит взыскать с ответчиков за счет казны.

Также, истец заявила требование о возложении на Министерство социального развития ФИО4 <адрес> назначить дополнительную социальную выплату, предусмотренную ФИО2 <адрес>.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом путем направления судебной повестки по адресу, указанному в исковом заявлении.

ФИО1 Министерства социального развития ФИО4 <адрес> по доверенности в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

ФИО1 <адрес> по доверенности в судебное заседание явилась, исковые требования просила оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

ФИО1 третьего лица – Министерства экономики и финансов ФИО4 <адрес> по доверенности в судебное заседание явилась, полагала требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 15 Закона ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в ФИО4 <адрес>" (далее-Закон МО ) лица, получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, при прекращении ими трудовой деятельности, предоставляется региональная социальная доплата к пенсии для доведения общей суммы их материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с законодательством ФИО4 <адрес>.

В соответствии с п. 1 Постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии определяет условия назначения и выплаты региональной социальной доплата к пенсии для доведения общей суммы материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с законодательством ФИО4 <адрес>.

Пунктом 3 Постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии» (далее - постановление ФИО1 МО ), действовавшего на момент спорных правоотношений, для назначения и выплаты региональной доплаты к пенсии представляются следующие документы:

а) заявление на имя руководителя территориального подразделения Министерства о назначении и выплате региональной доплаты к пенсии с указанием

способа ее получения (перечисление на лицевой счет, открытый в кредитной организации (филиале, структурном подразделении); перечисление на счет федерального почтового отделения связи или иного хозяйствующего субъекта) по форме, утвержденной Министерством социального развития ФИО4 <адрес>;

б)    паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в)    документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или пребывания в ФИО4 <адрес>, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);

г)    пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о пенсионном обеспечении;

д)    страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

е)    трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности или выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица;

ж)    справка о размере пенсий, в том числе суммы полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;

з)    справка о размере дополнительного материального (социального) обеспечения;

и)    справка о размере ежемесячной денежной выплаты, включая стоимость набора социальных услуг, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

к)    справка о размере ежемесячных денежных компенсаций по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;

л)    справка о размере ежемесячных денежных выплат, установленных Законом ФИО4 <адрес> N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в ФИО4 <адрес>";

м)    справка о размере ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате услуг местных телефонных соединений;

н)    справка о размере денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования ФИО4 <адрес>, ФИО4 метрополитене, Малом кольце ФИО4 железной дороги и железнодорожном транспорте пригородного сообщения;

о)    справка, подтверждающая обучение по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

п)    справка, выданная уполномоченным органом по месту жительства заявителя в другом субъекте Российской Федерации, о неполучении социальной доплаты к пенсии и предоставлении (непредоставлении) ежемесячных денежных выплат за счет средств субъекта Российской Федерации (в случае регистрации заявителя по месту пребывания в ФИО4 <адрес>);

р)    согласие субъектов персональных данных, указанных в заявлении, на обработку персональных данных (далее - согласие на обработку персональных данных).

Пунктом 7 Постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено: региональная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма материального обеспечения заявителя с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в ФИО4 <адрес> в целях установления социальной доплаты к пенсии.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подала в Окружное Управление социального развития Министерства социального развития ФИО4 <адрес> заявление о назначении социальной доплаты к пенсии, составленное от руки, без приложения каких-либо документов.

Заявление ФИО3 зарегистрировано Управлением в порядке Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Управлением заявителю дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ .50.ТГ-604/05, содержащий разъяснения действующего законодательства и рекомендации по порядку оформления региональной социальной доплаты к пенсии. Решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки Министерством социального развития ФИО4 <адрес> в лице ОУСР не выносилось.

Как следует из искового заявления и пояснений ФИО1 Министерства социального развития ФИО4 <адрес>, ФИО3 больше в Управление не обращалась, заявлений и документов не представляла. При этом, суд полагает, что истица не была лишена права на обращение установленном законом порядке для оформления региональной социальной доплаты к пенсии, однако фактически не использовала данное право.

Как установлено судом, поданное в Окружное УСЗН заявление не соответствовало обязательной форме, утвержденной Министерством социального развития ФИО4 <адрес> и требованиям законодательства МО, в связи с чем Управлением даны исчерпывающие разъяснения относительно порядка подачи такого заявления и необходимого комплекта документов для назначения социальной доплаты к пенсии.

Пунктом 3 Постановления ФИО1 МО от ДД.ММ.ГГГГ N 69/54 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ действовавшей на дату обращения) "Об утверждении Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии": для назначения и выплаты региональной доплаты к пенсии представляются в том числе следующие документы:

- заявление на имя руководителя территориального подразделения Министерства о назначении и выплате региональной доплаты к пенсии с указанием способа ее получения по форме, утвержденной Министерством социального развития ФИО4 <адрес>;

-    паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-    документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или пребывания в ФИО4 <адрес>, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);

-    пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о пенсионном обеспечении;

-    страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

-    справка о размере пенсий, в том числе суммы полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;

- согласие субъекта персональных данных, указанных в заявлении, на обработку персональных данных (далее - согласие на обработку персональных данных).

Документы (кроме заявления) представляются в копиях с предъявлением подлинников для сверки. Копии заверяются подписью работника и печатью территориального подразделения Министерства или подписью работника и печатью многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Согласие на обработку персональных данных, указанное в подпункте "р" пункта 3 настоящего Порядка, предоставляется в подлиннике.

Как следует из материалов дела, ни в самом заявлении не указаны, ни к нему не были приложены какие либо документы, содержащие персонифицированные данные (паспорт, СНИЛС, справка из пенсионного фонда о назначении пенсии, трудовая книжка и т.п.), отсутствовало согласие на обработку персональных данных, что не позволило идентифицировать дату рождения ФИО3, её категорию, наличие трудовых отношений, рассчитать общую сумму материального обеспечения и принять обоснованное решение о наличии, либо об отсутствии права на предоставление государственной услуги «назначение региональной социальной доплаты к пенсии».

Как неоднократно указывал в своих постановлениях КС РФ, ненадлежащее обращение, предоставление неполного комплекта документов, отсутствие у заявителя соответствующего статуса и т.д. выступают законными основаниями для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, если эти нормы содержатся в нормативных актах, регулирующих данный вопрос (Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014    ).

Между тем, Окружным Управлением социального развития решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки не принималось.

Также, согласно пояснениям ФИО1 Министерства социального развития ФИО4 <адрес>, в единой информационной системе СОЦ ЕАИС МО истец не числится, в связи с чем Управление было лишено возможности принять решение о назначении социальной доплаты к пенсии без предоставления истцом необходимых документов, поименованных в Порядке назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии.

Доводы истца о несогласии с принятым Постановлением ФИО1 <адрес> Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, не могут явиться основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку оспаривание нормативного правового акта ФИО1 <адрес> осуществляется в ином судебном порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Также, суд принимает во внимание, что Постановление утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления региональной социальной доплаты к пенсии».

Судом установлено, что ежемесячная пенсия, выплачиваемая истцу, действительно ниже прожиточного минимума, установленного для конкретной социальной группы на душу населения, однако данное обстоятельство без соблюдения установленного административного порядка подачи заявления не может явиться основанием для принятия решения о назначении социальной доплаты к пенсии.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения доводы истца о нарушении ответчиками конституционных прав истца и прав человека, в связи с чем данное требование удовлетворению не подлежит.

Оснований для возложения на Министерство социального развития ФИО4 <адрес> обязанности назначить истцу региональную доплату к пенсии до прожиточного минимума суд также не усматривает по вышеизложенным обстоятельствам.

Требование о возложении на Министерство социального развития ФИО4 <адрес> обязанности назначить истцу дополнительную социальную выплату, предусмотренную ФИО2 <адрес> истцом в иске не обосновываются, указаний на то, каким ФИО2 установлена социальная выплата и характер данной выплаты, не имеется.

Разрешая требования о взыскании за счет казны ФИО4 <адрес> компенсации материального ущерба и морального вреда, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.150 Гражданского кодекса РФ к числу нематериальных благ относятся жизнь, здоровье и достоинство личности.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Истцом не подтвержден факт причинения ей нравственных или физических страданий не подтверждена противоправность действий (бездействий) сотрудников Министерства социального развития ФИО4 <адрес>.

Согласно ст. 14 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Конституции РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Истцом не представлены какие-либо относимые, допустимые, достаточные доказательства умаления достоинства личности ФИО3

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.

В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Согласно статье 28 Устава ФИО4 <адрес> органы государственной власти ФИО4 <адрес> в пределах своей компетенции самостоятельны.

Согласно пункту 3 статьи 29 Устава ФИО4 <адрес> систему органов государственной власти ФИО4 <адрес> составляют:

а)    ФИО4 областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти ФИО4 <адрес>;

б)    ФИО2 <адрес> - высшее должностное лицо ФИО4 <адрес>;

в)    ФИО1 <адрес> - высший исполнительный орган государственной власти ФИО4 <адрес>;

г)    центральные исполнительные органы государственной власти ФИО4 <адрес>;

д)    территориальные исполнительные органы государственной власти ФИО4 <адрес>;

В соответствии со статьей 1 Закона ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О ФИО1 <адрес>» (далее – Закон ) ФИО1 <адрес> является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти ФИО4 <адрес>, наделенным общей компетенцией.

В соответствии с Положением о Министерстве социального развития ФИО4 <адрес>, утвержденным постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение о министерстве), Министерство социального развития ФИО4 <адрес> (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти ФИО4 <адрес> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно¬распорядительную деятельность на территории ФИО4 <адрес> в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения ФИО4 <адрес>, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти ФИО4 <адрес>, государственных органов ФИО4 <адрес> и государственных учреждений ФИО4 <адрес>, образованных для реализации отдельных функций государственного управления ФИО4 <адрес>ю.

В силу пункта 16.5. Положения о министерстве, Министерство, являясь в соответствии с законодательством ФИО4 <адрес> главным распорядителем средств бюджета ФИО4 <адрес>, может выступать в суде от имени ФИО4 <адрес> в качестве ФИО1 ответчика по искам к ФИО4 <адрес> о возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) Министерства или его должностных лиц, в    том числе    в результате    издания актов Министерства, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Относительно требований о взыскании компенсации причиненного ФИО1 <адрес> материального ущерба, суд принимает во внимание, что каких-либо правоотношений между истцом и ФИО1 <адрес> не сложилось, истец в ФИО1 <адрес> не обращалась, действиями (бездействием) ФИО1 какой-либо материальный ущерб истцу не причинен. Суд также учитывает, что Министерство социального развития ФИО4 <адрес> не является подконтрольным органом ФИО1 <адрес>.

Доводы ответчиков и третьего лица о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском в части нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, при этом, обстоятельства, на которые ссылается истец в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, не могут явиться основанием для его восстановления.

руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Министерству социального развития ФИО4 <адрес>, ФИО1 <адрес> о признании прав нарушенными, возложении обязанности назначить доплату к пенсии, дополнительную социальную выплату, взыскании компенсации материального и морального вреда– оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в ФИО4 областной суд через Красногорский городской суд в месячный срок.

Судья                                 А.И. Пушкина

2-8269/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Арсеньева Нина Николаевна
Ответчики
Правительство МО
Министерство социального развития МО
Другие
Министерство экономики и финансов Московской области
ОУСЗН Министерства социального развития Московской области
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Пушкина Алина Игоревна
Дело на странице суда
krasnogorsk.mo.sudrf.ru
23.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2022Передача материалов судье
25.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2022Подготовка дела (собеседование)
13.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2022Судебное заседание
24.11.2022Судебное заседание
24.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее