Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
г.Хасавюрт 05 мая 2015 г.
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего – судьи Азизова С.А.,
при секретаре Гаджиевой Г.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Хасавюртовского района Курчаева А.В.,
представителя ответчика – главы муниципального образования «село Моксоб» Хасавюртовского района Алиева А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хасавюртовского района РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «село Моксоб» Хасавюртовского района о признании бездействия администрации МО незаконным и возложении на администрацию МО обязанности по разработке и принятию муниципальной целевой программы, регламентирующей вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
Прокурор Хасавюртовского района обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации муниципального образования «село Моксоб» Хасавюртовского район РД (далее по тексту МО «село Моксоб») о признании бездействия администрации МО «село Моксоб», выразившегося в непринятии муниципальной целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования незаконным, обязании администрации МО «село Моксоб» разработать и принять муниципальную целевую программу, регламентирующую вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Хасавюртовского района Курчаев А.В. поддержал доводы искового заявления и просил признать бездействия администрации МО «село Моксоб», выразившегося в непринятии муниципальной целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования незаконным и обязать администрацию МО «село Моксоб» разработать и принять муниципальную целевую программу, регламентирующую вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований пояснил, что прокуратурой Хасавюртовского района проведена проверка исполнения законодательства об участии органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, в том числе в части издания органами местного самоуправления нормативных правовых актов по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Проведенной проверкой установлено, что органами местного самоуправления МО «село Моксоб» Хасавюртовского района с 2011 г. не утверждались целевые программы, направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по участию и профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, финансирование соответствующих целевых мероприятий в течение указанного периода не производилось. Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными объяснениями главы МО «село Моксоб», также изучением нормативно правовых актов изданных в МО «сельсовет Адильотарский». Исполнение органом местного самоуправления сельского поселения требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения, регламентированы нормами федерального законодательства. К компетенции администрации МО «село Моксоб» в соответствии с п.8 ч.1 ст.6 Устава муниципального образования «село Моксоб» отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории МО «село Моксоб». Неисполнение органом местного самоуправления требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципалитета, не использование предоставленных законом полномочий, проявление пассивности и незаинтересованности нарушает основные принципы противодействия терроризму, экстремизму, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на общественную безопасность, на профилактику экстремистской деятельности, интересов Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, поддержанию в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, на безопасность, что является недопустимым. Бездействие должностных лиц администрации МО «село Моксоб», выразившееся в не принятии целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования сельского поселения, является противоправным, а также нарушает права и интересы граждан.
Представитель ответчика – глава МО «село Моксоб» Алиев А.О. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, поскольку считает их необоснованными. При этом пояснил суду, что в администрации МО «село Моксоб» какие-либо нормативно-правовые акты, целевые программы, направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления по участию в профилактике терроризма и экстремизма в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений в период с 2011 г. по 2014 г. не принимались и не утверждались в связи с отсутствием финансовых средств. В настоящее время ими принимаются меры по устранению нарушений закона. По указанным основаниям представитель ответчика просит суд отказать в удовлетворении иска прокурора.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.5 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06 марта 2006 г. № 35-Ф3 федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Федеральным законом от 25.07.2002 г. №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (статья 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.
Это вытекает и из пп.7.1 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Органы местного самоуправления наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.6 Устава МО «село Моксоб» к вопросам местного значения отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах сельского поселения.
Как видно из материалов дела и установлено судом, органом местного самоуправления МО «село Моксоб» с 2011 г. не утверждались целевые программы, направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по участию и профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, финансирование соответствующих целевых мероприятий в течение указанного периода не производилось.
Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании не отрицал, что органами местного самоуправления МО «село Моксоб» Программа профилактики противодействия терроризму и экстремизму на территории муниципального образования не разработана и не принята.
Данные обстоятельства также подтверждаются справкой о результатах проверки исполнения органами местного самоуправления действующего законодательства по вопросам профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма и письменными объяснениями главы МО «село Моксоб».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела судом, указанные нарушения законодательства ответчиком не устранены.
С учетом изложенного, правовых оснований для отказа в иске прокурора Хасавюртовского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, у суда не имеется.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок
Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковое заявление прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «село Моксоб» Хасавюртовского района о признании бездействия администрации муниципального образования незаконным и возложении на администрацию муниципального образования обязанности по разработке и принятию муниципальной целевой программы, регламентирующей вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «село Моксоб» Хасавюртовского района, выразившиеся в непринятии муниципальной целевой программы, регламентирующей вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма.
Обязать администрацию муниципального образования «село Моксоб» Хасавюртовского района разработать и принять муниципальную целевую программу, регламентирующую вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий подпись С.А.Азизов