Дело № 2 -265/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Белая Глина 18 сентября 2018 года
Белоглинский районный суд
Краснодарского края в составе:
судьи Азовцевой Т.В.
при секретаре Хорольской Г.В.,
с участием прокурора Белоглинского района Нечитайло М.Т., представителей ответчиков Ионовой А.В., Зиборовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Белоглинского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 6 Белоглинского района» и Администрации муниципального образования Белоглинский район об устранении нарушений законодательства об образовании, охране жизни и здоровья детей, антитеррористического законодательства,
установил:
Прокурор Белоглинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 6 Белоглинского района» и Администрации муниципального образования Белоглинский район об устранении нарушений законодательства об образовании, охране жизни и здоровья детей, антитеррористического законодательства.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья детей, антитеррористического законодательства в деятельности дошкольного учреждения
Установлено, что образовательным учреждением нарушаются требования об образовании и охране жизни и здоровья детей, противодействии терроризму.
В соответствии с п. 7 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» среди целей государственной политики в интересах детей отмечены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Основным направлением Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761, является защита прав каждого ребенка, в связи с чем, органы государственной власти должны обеспечить реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятия необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав, на систематической основе осуществлять правовое просвещение.
Согласно ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закон) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с п.п. «е» п.21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относится организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
Между тем, в нарушение вышеуказанных требований, а также подпункта «л» п. 22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 (далее – Требования № 1235), вышеуказанные общеобразовательные организации района не оборудованы системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
В нарушение п. 27 Требований № 1235 количество дней хранения общеобразовательными организациями видеозаписи недостаточно для последующего установления и пресечения фактов возможных посягательств и иной противоправной деятельности.
Не разрабатывались и отсутствуют планы эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта (подпункт «д» п. 22 Требований № 1235).
Указанные недостатки свидетельствуют о нарушении прав обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.
С целью устранения выявленных нарушений закона прокуратурой района главе администрации МО Белоглинский район 16.02.2018 вносилось представление, однако до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены.
Собственником имущества образовательной организации является администрация муниципального образования Белоглинский район.
Источником формирования имущества образовательного учреждения, в том числе финансовых средств являются бюджетные средства.
Частью 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Федеральной программой развития образования, утвержденной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ, предусмотрено осуществление системы мер по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. К числу исполнителей данных мер отнесены органы местного самоуправления.
Следовательно, исходя из вышеуказанных положений закона, администрация МО Белоглинский район и образовательное учреждение обязаны принимать участие в проведении мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения.
Вышеизложенные нарушения и упущения не способствуют соблюдению требований законодательства о противодействии терроризму, основных принципов о приоритете мер профилактики терроризма, защите прав и свобод человека и гражданина. В результате чего цели, задачи и принципы законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму не достигаются, создается угроза безопасности учащихся и работников учреждения, не обеспечивается защищенность образовательного учреждения как места массового пребывания людей.
В судебном заседании прокурор Белоглинского района Нечитайло М.Т. поддержал требования иска и с учетом ходатайства представителя ответчика Ионовой А.В. настаивал на возложении на ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения в срок до 31 декабря 2018 года.
Представители ответчиков Ионова А.В., Зиборова О.С. исковые требования признали в полном объеме.
Усматривая, что признание иска ответчиком закону не противоречит, прав и охраняемых законом интересов других лиц не нарушает, суд принимает признание иска ответчиком.
Руководствуясь статьями, 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Белоглинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МБДОУ «Детский сад № 6 Белоглинского района» в срок до 31 декабря 2018 года устранить выявленные нарушения закона:
- оборудовать системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
- обеспечить архивирование и хранение данных, полученных в результате использования системы видеонаблюдения, в течение одного месяца;
- разработать и разместить планы эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
Обязать администрацию МО Белоглинский район в срок до 31 декабря 2018 года произвести финансирование образовательной организации, достаточное для устранения выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Белоглинский районный суд.
Судья Т.В.Азовцева