дело № 2а-799/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2017 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кочанова Александра Юрьевича к Администрации Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» об оспаривании решения органа местного самоуправления,
установил:
Кочанов А.Ю. обратился в суд по тем основаниям, что постановлением Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» № 626 от 17.10.2016 ему отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении, что повлекло отказ в постановке на учет для обеспечения жилыми помещениями как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Мать умерла в 1987 году, отец был лишен родительских прав решением Медвежьегорского районного суда от 05.02.1999, с 2000 года за ним было закреплено жилое помещение в п. Сергиево Медвежьегорского района, установлена опека. С 22.11.2007 по 15.04.2011 он находился в местах лишения свободы, что препятствовало обращению по вопросам предоставления жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просит признать незаконным постановление Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 17.10.2016 № 626 «Об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении», признать незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, обязать административного ответчика поставить его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании Кочанов А.Ю. административные исковые требования по изложенным основаниям поддержал. Дополнил, что впервые с письменным заявлением по вопросам обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда обратился к ответчику 17.10.2016. Ранее закрепленное за ним жилое помещение по адресу <адрес> признано непригодным для проживания. Зарегистрирован по месту жительства у родственницы. Жилья в собственности не имеет. Вынужден снимать квартиру. В 2017 году обращался в суд с заявлением об оспаривании постановления от 17.10.2016, заявление было оформлено с недостатками и впоследствии возвращено.
Представитель административного ответчика по доверенности Деревягина Е.Ю. в судебном заседании против административного иска возражала. Пояснила, что по смыслу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам и лицам из их числа, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет. Полагала, что право на обеспечение жилым помещением в порядке Федерального закона № 159-ФЗ Кочановым А.Ю. реализовано быть не может, поскольку на момент обращения 28.09.2016 с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении и включении в «Список детей-сирот и лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» Кочанову А.Ю. исполнилось 30 лет. Соответственно, истец не может быть отнесен к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Кроме того, на момент обращения в Администрацию ранее закрепленное за Кочановым А.Ю. жилое помещение не было признано непригодным для проживания. Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район» не осуществляет постановку граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях. Список детей-сирот и лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формируется и утверждается Министерством социальной защиты, труда и занятости РК. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия. В письменном отзыве указывает, что правовые основания для отнесения административного истца к категории детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, отсутствуют. На момент обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении Кочанову А.Ю. исполнилось 30 лет. Меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ распространяются на лиц в возрасте от 18 до 23 лет. В связи с этим основания для признания оспариваемого постановления незаконным отсутствуют. Кроме того, административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица Администрации Челмужского сельского поселения не явился, извещен, разрешение административного иска оставил на усмотрение суда.
С учетом надлежащего извещения, суд на основании ст. 150 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
Положения статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, закрепляют для целей данного Закона понятия «дети-сироты», "дети, оставшиеся без попечения родителей", «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К категории «дети-сироты» относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. К категории «дети, оставшиеся без попечения родителей» относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке. К категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Из преамбулы указанного Федерального закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.В соответствии с ч. 1 ст. 8 данного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, либо являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению указанных лиц в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу указанных положений гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами и лицами из их числа возраста 23 лет, и указанный срок является пресекательным сроком, истечение которого прекращает право лица. Соответственно, пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п.п. 1,4 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 6 ст. 3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Установление факта невозможности такого проживания возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (ч. 1 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК, п. 3 Порядка установления факта невозможности проживания, утвержденного постановлением Правительства РК от 19.03.2013 № 99-П).
Судом установлено, подтверждается исследованными доказательствами, что Кочанов Александр Юрьевич родился ДД.ММ.ГГГГ, его мать Кочанова М.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец Кочанов Ю.И. решением Медвежьегорского районного суда от 05.02.1999 был лишен родительских прав, постановлением главы местного самоуправления Медвежьегорского района № 652 от 22.11.1994 Кочанову А.Ю. был назначен опекун. Постановлением главы местного самоуправления Медвежьегорского района № 220 от 28.03.2000 за Кочановым А.Ю. было закреплено жилое помещение по адресу <адрес>, до совершеннолетия. Административный истец имеет регистрацию по месту жительства с 30.08.2002 по адресу: Карелия, <адрес> Согласно выписке Управления Росреестра по РК за истцом не зарегистрированы прав на объекты недвижимости.
Объяснениями представителя ответчика, материалами дела подтверждается и не оспаривалось истцом, что впервые с заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением Кочанов А.Ю. обратился в Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» 28.09.2016. В заявлении просил установить факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и включить в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда. Указанное заявление рассматривалось комиссией Администрации по установлению факта невозможности проживания, что подтверждается протоколом заседания от 13.10.2016 и письменным ответом и.о. главы администрации района от 17.10.2016 № 1138-к по обращению Кочанова А.Ю. Как следует из указанных документов, комиссия установила, что на момент подачи заявления Кочанову А.Ю. исполнилось 30 лет, в связи с чем пришла к выводу об отсутствии оснований для отнесения заявителя к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Кроме того, комиссии не были представлены предусмотренные п. 2 Порядка установления факта документы, в том числе подтверждающие, что ранее занимаемое жилое помещение непригодно для проживания или не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам. Решением комиссии Кочанову А.Ю. отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении. Указанное решение послужило основанием к вынесению Администрацией МО «Медвежьегорский муниципальный район» постановления № 626 от 17.10.2016 об отказе в установлении факта невозможности проживания.
Оценивая представленные доказательства, с учетом вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление является законным, прав заявителя не нарушает, поскольку несмотря на нахождение в несовершеннолетнем возрасте под опекой, Кочанов А.Ю. не может претендовать на получение жилого помещения в рамках Федерального закона № 159-ФЗ. По смыслу статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ административный истец в связи с достижением на момент обращения возраста более чем 23 года не может быть признан лицом, оставшимся без попечения родителей, соответственно в рамках социальных гарантий, установленных указанным Законом, отсутствуют правовые основания для отнесения Кочанова А.Ю. к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Кроме того, суду не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у административного истца объективных препятствий к своевременному обращению за испрашиваемыми мерами социальной поддержки.
При установленных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Кочанову Александру Юрьевичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелии через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Ерохова
Решение в окончательной форме составлено 10 декабря 2017 года.