<№ обезличен>
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Химки, Московская область 4 мая 2017 года
Химкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Букина Д.В.
при секретаре Фрейдине В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаевой Р. И., Исаева А. Ф. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об обязании предоставить жилое помещение по избранному месту жительства, взыскании расходов на приобретение лекарств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ
Исаева Р.И. и Исаев А.Ф. обратились в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об обязании предоставить в соответствии с нормами предоставления не менее 72 кв.м общей площади жилое помещение по избранному месту жительства в <адрес>, взыскания в возмещение вреда здоровью расходов на приобретение лекарств, компенсации морального вреда.
После оставления искового заявления определением судьи от <дата> без движения для исправления недостатков истцы уточнили требования в части возмещения вреда здоровью и компенсации морального вреда: просили взыскать в пользу Исаева А.Ф. 15 000 руб. в счет возмещения вреда и 60 000 руб. в счет компенсации морального вреда.
В обоснование указали, что Исаев А.Ф. имеет выслугу лет военной службы в календарном исчислении 18 лет 1 месяц, уволен с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, в настоящее время жилым помещением не обеспечен, со <дата> состоит в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на состав семьи из 4 (четырех) человек. Истец с семьей поставлены на учет нуждающихся в получении жилого помещения по последнему месту службы - <адрес> Республики Дагестан, с чем он не согласен, поскольку имеет право на получение жилья по избранному им месту жительства - в <адрес>. Семья истца не имеют постоянного места жительства, вынуждены брать жилье в коммерческий наем, что причиняет истцу страдания, выразившиеся в ухудшении состояния здоровья, вследствие чего пришлось приобретать лекарственные препараты.
В связи с чем просили обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации предоставить жилое помещение в <адрес> в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения не менее 72 кв.м, взыскать в пользу истца расходы на приобретение лекарственных средств в размере 15 000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 60 000 рублей.
Подсудность дела определена по правилам альтернативной подсудности на основании ч.5 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по месту временной регистрации истца по адресу: Московская область, г.Химки, <адрес>, в связи с предъявлением требования о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья.
В судебном заседании представитель Исаева А.Ф. требования поддержал, пояснил, что при постановке истца на учет нуждающихся ему не предложили выбора места жительства, был поставлен на учет по последнему месту службы в <адрес>. Истец не может считаться реализовавшим свое право на выбор места жительства для обеспечения жильем.
Исаева Р.И. не явилась, извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направил, возражения на иск не представил, был надлежащим образом извещен о времени и месте первого судебного заседания, что подтверждается распечаткой отчета об отслеживании отправления с сайта ФГУП «Почта России» в сети Интернет, а также телеграфом.
В соответствии со ч.2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Указанные лица несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Поскольку ответчик Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации был надлежащим образом извещен о начатом процессе и первом судебном заседании, состоявшимся <дата>, сведения об отложении судебного разбирательства на <дата> в 10:40 заблаговременно опубликованы на официальном сайте суда в сети Интернет, в связи с чем имел возможность принять меры по получению информации по движению дела, то не имеется оснований полагать право ответчика на участие в деле нарушенным.
Учитывая, что ответчик не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представил, настоящее дело при отсутствии возражений истца на основании ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает, в том числе, реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно п.3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
По смыслу ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» под избранным местом жительства понимается определенный населенный пункт.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года <№ обезличен> Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет распределение военнослужащим тех жилых помещений, которые были приобретены (построены) Министерством обороны Российской Федерации. Функции по приобретению и строительству жилых помещений осуществляет Департамент государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей (абз.7).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 Закона (абз.12).
В силу ст.15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года №1054 утвержден порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в соответствии с п.31 которого при определении размера предоставляемого жилья учитывается состав семьи гражданина, уволенного с военной службы, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и на основании выписки из личного дела о составе семьи.
В соответствии с п.5 ст. 2 Закона к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (ст.2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18).
В развитие данных конституционных положений ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод; данное конституционное право - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты, обеспечивающей эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости (Постановления от 11.05.2005 г. N 5-П, от 20.02.2006 г. N 1-П, от 05.02.2007 г. N 2-П и др.).
В соответствии со ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при этом правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно материалам дела истец проходил военную службу по контракту, впервые заключенному 27.04.1998, в звании старшего сержанта в должности заместителя командира взвода - командира десантно-штурмового отделения десантно-штурмового взвода десантно-штурмовой роты в/ч 95152.
Приказом командующего Каспийской флотилией от 12.07.2016 <№ обезличен> уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограничено годным к военной службе (п/п.«г» п.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила более 18 лет.
Таким образом, истец, поступивший на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, будучи в сержантском звании, относился к категории военнослужащих, предусмотренных абз.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обеспечиваемых служебным помещением на весь срок военной службы служебным помещением, и в силу абз.12 ч.1 ст. 15 Закона в связи с увольнением по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы более 10 лет - к категории военнослужащих, которым гарантировано предоставление жилищной субсидии или жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Решением ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от <дата> <№ обезличен> (территориальное отделение, <адрес>) Исаев А.Ф. с составом семьи: супруга Исаева Р.И. и сын Исаев М.А., <дата> г.р., признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по месту жительства <адрес> с внесением в реестр.
Решением ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от <дата> <№ обезличен> (территориальное отделение, <адрес>) на учет нуждающихся в составе семьи Исаева А.Ф. принята дочь Исаева А.А., <дата> г.р.
Оспаривая включение в состав нуждающихся в предоставлении жилья на территории <адрес> Республики Дагестан, истец ссылается на то, что ему не было предоставлена возможность реализовать право на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы.
Действительно, из представленной копии рапорта Исаева А.Ф. от июня 2016 года на имя командира <№ обезличен> с резолюцией-ходатайством командира <№ обезличен> на имя командующего Каспийской флотилией усматривается, что истец просил уволить его с военной службы в запас по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограничено годным к военной службе и обеспечить его и членов семьи постоянным жилым помещением по установленным нормам предоставления жилой площади.
При этом из содержания рапорта не следует, что Исаев А.Ф. избрал <адрес> Республики Дагестан в качестве постоянного места жительства для обеспечения жилым помещением.
На запрос суда от ФГКУ «Югрегионжилье» поступил ответ, из которого следует, что при подаче заявления о принятии на учет нуждающихся Исаевым А.Ф. не был избран <адрес> Республики Дагестан и решение о признании нуждающимся в получении жилого помещения в <адрес> принято исходя из места прохождения службы.
В соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно требованиям ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств, принимая во внимание, что в соответствии с положениями действующего законодательства государство гарантирует военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставление жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, и на момент постановки на учет нуждающихся и увольнении с военной службы истцом не было реализовано право на выбор постоянного места жительства, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения по избранному месту жительства в <адрес> на семью из 4 человек (18 кв.м х 4 = 72 кв.м).
Что касается требований о взыскании расходов на лекарственные средства и компенсации морального вреда, то в силу ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст.12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Истец не представил доказательств причинения физических или нравственных страданий, вреда здоровью, повлекшего необходимость приобретения лекарственных средств, в связи с чем суд отказывает в требованиях о взыскании расходов на приобретение лекарств и компенсации морального вреда.
Что касается иска в части требований, предъявленных Исаевой Р.И., то суд отказывает в его удовлетворении, поскольку Исаева Р.И. не проходила военную службу, на момент постановки Исаева А.Ф. на учет нуждающихся и рассмотрении настоящего дела является членом его семьи, следовательно, не имеет самостоятельно права на предъявление иска к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении жилого помещения, поскольку ее право является производным от права Исаева А.Ф. и зависит от состава семьи Исаева А.Ф. на момент предоставления жилья. Каких-либо иных требований соистцом Исаевой Р.И. не заявлено.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ
В удовлетворении иска Исаевой Р. И. отказать.
Иск Исаева А. Ф. удовлетворить частично.
Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации предоставить Исаеву А. Ф. жилое помещение в <адрес> в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения не менее 72 кв.м общей площади.
В остальной части требований о взыскании расходов на приобретение лекарств и компенсации морального вреда иск оставить без удовлетворения.
Ответчик вправе подать в Химкинский городской суд Московской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Д.В. Букин