Решение по делу № 33-1483/2023 от 18.07.2023

Судья Лукьянова Л.В.

УИД 60RS0017-01-2023-000284-62

Дело № 2-759/2023 № 33-1483/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2023 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:

Председательствующего Ельчаниновой Г.А.,

судей Падучих С.А., Ефимовой С.А.,

с участием прокурора Петровой Н.М.,

при секретаре Победимской Д.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова к Зуевичу Дмитрию Петровичу, Зуевич Надежде Владимировне, Зуевичу Александру Дмитриевичу и Зуевич Анастасии Дмитриевне о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении и встречному исковому заявлению Зуевича Дмитрия Петровича и Зуевич Надежды Владимировны к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

по апелляционной жалобе Зуевича Дмитрия Петровича, поданной представителем Григорьевой Ниной Алексеевной, на решение Псковского городского суда Псковской области от 20 апреля 2023 года.

Выслушав доклад судьи Ефимовой С.Ю., объяснения Зуевича Д.П. и его представителя Григорьевой Н.А., заключение прокурора полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова (далее - Управление) обратилось в суд c иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Зуевичу Д.П., Зуевич Н.В., Зуевичу А.Д. и Зуевич А.Д. o признании их утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <****>, снятии Зуевича Д.П. и Зуевич Н.В. c регистрационного учета и выселении их из указанного жилого помещения.

B обоснование требований указано, что спорная квартира входит в состав муниципального жилого фонда. Постановлением Администрации г. Пскова от (дд.мм.гг.) (****) по договору найма служебного жилого помещения указанная квартира была предоставлена военнослужащему Зуевичу Д.П. на состав семьи из четырех человек, в том числе: супруга – Зуевич Н.В., дочь – Зуевич А.Д. и сын – Зуевич А.Д. (дд.мм.гг.) заключен соответствующий договор. (дд.мм.гг.) приказом командующего ВДВ (****) Зуевич Д.П. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Решением Псковского городского суда от (дд.мм.гг.) за Зуевичем Д.П. признано право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях на дату исключения из списков личного состава войсковой части – (дд.мм.гг.), с учетом членов семьи: супруги и двоих детей; а также признано право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ на дату исключения из списков личного состава войсковой части – (дд.мм.гг.). Согласно сведениям ТО «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» (дд.мм.гг.) Зуевичу Д.П. была перечислена жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно нотариально удостоверенным обязательствам Зуевич Д.П. и члены его семьи обязались в течение 4 месяцев с даты перечисления денежных средств жилищной субсидии сняться с регистрационного учета по адресу спорного жилого помещения и освободить квартиру. В настоящее время в квартире проживают Зуевич Д.П. и Зуевич Н.В., которым направлялись требования о снятии с регистрационного учета и освобождении квартиры. Однако, требования ими проигнорированы, что послужило основанием для обращения с иском в суд.

Ответчики Зуевич Д.П. и Зуевич Н.В. исковые требования не признали и предъявили встречные исковые требования к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова o признании права пользования жилым помещением по адресу: <****>, на условиях договора социального найма.

В обоснование встречных требований указано, что на момент заключения договора найма служебного жилого помещения от (дд.мм.гг.), ввиду отсутствия необходимой регистрации статуса жилого помещения, квартира служебной не являлась, в связи с чем постановление Администрации города Пскова о включении квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением его к служебным жилым помещениям является незаконным, а заключенный договор фактически является договором социального найма.

Кроме того, ответчик Зуевич Д.П. заявил ходатайство о применении к требованиям Управления по учету и распределении жилых помещений Администрации города Пскова последствий пропуска срока исковой давности, полагая, что указанный срок подлежит исчислению с даты его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава, то есть с (дд.мм.гг.).

Представитель истца Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Администрации г. Пскова Богданова У.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала и одновременно пояснила, что в настоящее время законные основания для занятия Зуевичем Д.П. и членами ее семьи спорной жилой площади отсутствуют. Оснований полагать, что ответчики занимают квартиру на условиях договора социального найма, не имеется, в связи с чем в удовлетворении встречного иска просила отказать. Относительно ходатайства о пропуске срока исковой давности, указала, что расторжение служебного контракта для истца является поводом для обращения в суд при нежелании бывшего работника освободить жилое помещение. Срок исковой давности необходимо исчислять с даты первого направленного требования ответчикам об освобождении квартиры.

Ответчик Зуевич Д.П. в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении в связи с пропуском истцом срока исковой давности. На удовлетворении встречных исковых требований настаивал.

Ответчики Зуевич Н.В., Зуевич А.Д. и Зуевич А.Д. при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, позиции по заявленным требованиям не представили.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 09.06.2022 исковые требования Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова удовлетворены.

Зуевич Д.П., Зуевич Н.В., Зуевич А.Д. и Зуевич А.Д. признаны утратившими право пользования жилым помещением (квартирой), расположенной по адресу: <****>.

Зуевич Д.П. и Зуевич Н.В. выселены из жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <****>, и сняты с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.

B удовлетворении встречных исковых требований Зуевичу Д.П. и Зуевич Н.В. о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма - отказано.

Полагая состоявшееся решение суда незаконным и не обоснованным, Зуевич Д.П., через представителя Григорьеву Н.А., подал апелляционную жалобу, в которой указал на несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам по делу, а также нарушение и неправильное применение норм процессуального права.

В обоснование жалобы указано, что спорное жилое помещение не может являться служебным в силу несоблюдения положений действующего законодательства об обязательности государственной регистрации решения об отнесении такого жилого помещения к служебному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. Единственным доказательством существования зарегистрированного права является регистрация, при отсутствии которой постановление Администрации города Пскова и предоставление квартиры как служебной не несли правовых последствий без соблюдения норм законодательства. Фактически Зуевичи пользовались спорной квартирой на условиях социального найма, поскольку имели в ней постоянную регистрацию по месту жительства, кроме того, указанная регистрация состоялась в период, когда Зуевич Д.П. уже не был военнослужащим.

Кроме того, апеллянт полагает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в применении последствий пропуска срока исковой давности к исковым требованиям Управления, поскольку такой срок начал течь с момента исключения Зуевича Д.П. из списков личного состава войсковой части – то есть с (дд.мм.гг.).

Апеллянт также указывает на неизвещение судом первой инстанции всех участников процесса о дате последнего судебного заседания, что является безусловным основанием для отмены судебного акта.

В представленных возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Пскова указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

В заседании суда апелляционной инстанции Зуевич Д.П. и его представитель Григорьева Н.А. доводы апелляционной жалобы подержали, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Управления отказать, а встречные исковые требования удовлетворить.

Представитель истца Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Администрации города Пскова Иванова Е.С. при надлежащем извещении в суд апелляционной инстанции не явилась, просила рассмотреть жалобу без их участия, указав, на законность и обоснованность суда первой инстанции.

Ответчики Зуевич Н.В., Павская (до смены фамилии Зуевич) А.Д. при надлежащем извещении в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайствовали о рассмотрении жалобы без их участия, указав, что поддерживают доводы апелляционной жалобы.

Ответчик Зуевич А.Д. извещался о месте и времени рассмотрения дела по месту регистрации и проживания, направленные судебные извещения возвращены в суд за истечением срока хранения. Информация о движении дела размещена на сайте суда в сети Интернет своевременно и в полном объеме.

Руководствуясь ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, РФ, ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы, с учетом пояснений лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, заключения прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что жилое помещение, расположенное по адресу: <****> является муниципальным имуществом г. Пскова.

Зуевич Д.П. с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.) проходил военную службу по контракту в войсковой части (****).

ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (дд.мм.гг.) приняло решение (****) о предоставлении военнослужащему Зуевичу Д.П. жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения, о чем направило соответствующее ходатайство в Администрацию города Пскова.

Постановлением Администрации города Пскова (****) от (дд.мм.гг.) спорное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебной жилой площади, принято решение о его предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения Зуевичу Д.П. на состав семьи 4 человека.

(дд.мм.гг.) между Управлением по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова и Зуевичем Д.П. был заключен договор найма служебного жилого помещения в отношении спорной квартиры. Договор заключен с учетом состава семьи из четырех человек, в том числе супруга – Зуевич Н.В., дочь – Зуевич А.Д. и сын – Зуевич А.Д.

Решением Псковского городского суда Псковской области от (дд.мм.гг.) за Зуевичем Д.П. признано право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях и право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на дату исключения его из списков личного состава войсковой части - (дд.мм.гг.).

Зуевич Д.П. реализовал свое право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии.

Из заявления Зуевича Д.П. от (дд.мм.гг.), удостоверенного нотариусом города Пскова, следует, что он обязался в течение четырех месяцев с момента перечисления денежных средств жилищной субсидии представленной в соответствии с порядком, утвержденным приказом МО РФ от (дд.мм.гг.) (****) освободить жилое помещение по адресу: <****>, сняться с регистрационного учета по указанному адресу.

Аналогичные обязательства (дд.мм.гг.) дали его супруга Зуевич Н.В., дочь Зуевич А.Д. и сын Зуевич А.Д.

(дд.мм.гг.) Зуевичу Д.П. перечислена жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения, что подтверждено сведениями Территориального отдела «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» (****).

(дд.мм.гг.) в адрес ответчиков направлено требование сняться с регистрационного учета и освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <****>, в связи с выплатой Зуевичу Д.П. жилищной субсидии.

Зуевич Анастасия Дмитриевна снялась с регистрационного учета по адресу спорной квартиры (дд.мм.гг.). Зуевич Александр Дмитриевич регистрации по адресу спорной квартиры не имеет.

Согласно выписке из лицевого счета (****) от (дд.мм.гг.) в квартире по адресу: <****>, зарегистрированы и проживают только Зуевич Д.П. и Зуевич Н.В.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 92, 93, 99, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» исходя из обстоятельств дела, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о законности и обоснованности требований Управления по учету и распределению жилой площади администрации города Пскова о признании Зуевича Д.П. и членов его семьи утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении, не установив обстоятельств, препятствующих выселению ответчиков без предоставления иного жилого помещения. Оснований для признания за Зуевичем Д.П. и Зуевич Н.В. права пользования спорным жилым помещением на правах социального найма, суд первой инстанции не нашел, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных ответчиками встречных исковых требований.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Согласно п. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Статьей 100 ЖК РФ установлен порядок заключения договора найма специализированного жилого помещения.

Так, в силу п.п. 1, 2, 6, 7 указанной статьи по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (п. 3 ст. 104 ЖК РФ).

В силу п. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 17 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 № 1768 военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете, в том числе, до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Согласно п. 10 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 № 510 (действовавшего в период возникших правоотношений) уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях и выдает копию решения о снятии с данного учета военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, членам их семей под роспись либо направляет иным способом, позволяющим установить факт получения военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, членами их семей копии решения о снятии с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

В силу положений п. 18 ст. 15.2 Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» утрата военнослужащими-гражданами и (или) членами их семей, проживающими в служебных жилых помещениях, жилых помещениях в общежитиях, права на обеспечение указанными жилыми помещениями является основанием для расторжения договоров найма служебных жилых помещений или договоров найма жилых помещений в общежитиях. Военнослужащие-граждане и (или) члены их семей, проживающие в служебных жилых помещениях, жилых помещениях в общежитиях, при возникновении у них основания для расторжения договоров найма указанных жилых помещений обязаны освободить такие жилые помещения в течение трех месяцев со дня наступления соответствующего основания.

Из системного толкования вышеуказанных норм, с учетом имеющихся сведений о выплате Зуевичу Д.П. (дд.мм.гг.) жилищной субсидии, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчиков статуса нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и утрате ими права пользования служебным жилым помещением.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение не имеет статус специализированного, поскольку сведения о включении жилого помещения в число служебных не были отражены в органе государственной регистрации недвижимости, не могут быть приняты во внимание.

Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.

Абзацем 3 пункта 14 указанных Правил предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Направление данного решения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носит уведомительный характер и вопреки доводам позиции апеллянта не является юридически значимым для целей придания или непридания жилому помещению статуса специализированного жилого помещения.

Более того, каких-либо положений, позволяющих даже в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, действующее законодательство не содержит (аналогичная позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 26.01.2016 № 41-КГ15-32 и от 11.09.2018 № 18-КГ18-147).

Длительность использования жилого помещения, предоставленного в качестве служебного, после прекращения трудовых отношений, а также регистрация в жилом помещении по месту жительства таковым основанием также не являются.

Также не имеет правового значения довод представителя Зуевича Д.П. – Григорьевой Н. А., высказанный в суде апелляционной инстанции об отсутствии государственной регистрации обременения жилого помещения, возникающего на основании договора найма такого жилого помещения на срок не менее года, поскольку сам по себе данный факт не изменяет и не порождает каких-либо изменений установленного статуса жилого помещения.

Решение органа местного самоуправления – Администрации города Пскова о включении спорного жилого помещения в состав служебных в установленном законом порядке не оспорено и недействительным не признано.

Исходя из положений ст. 15 ФЗ № 76 от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Одним из условий обеспечения военнослужащих-граждан жилым помещением, в том числе путем выплаты жилищной субсидии является сдача жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по прежнему месту жительства при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, ссылка апеллянта, выбравшего обеспечение жилым помещением в виде получения денежных средств на приобретение или строительства жилого помещения, о незаконности и принудительном порядке дачи Зуевичем Д.П. и членами его семьи обязательств об освобождении занимаемого помещение на основании договора найма служебного жилого помещения в течение четырех месяцев со дня перечисления денежных средств жилищной субсидии, является не состоятельной.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно отказал Зуевичу Д.П. в применении к заявленным Управлением по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова исковым требованиям срока исковой давности.

Как отметил Верховный суд Российской Федерации в своих Определениях от 16.08.2016 № 56-КГ16-8 и от 24.10.2017 № 22-КГ17-8 прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Таким образом, позиция Зуевича Д.П. об исчислении срока исковой давности с даты исключения его из списков части, то есть с 06.09.2014 основана на неверном толковании норм права.

Довод апелляционной жалобы о том, что участвующие в деле лица не были извещены надлежащим образом о судебном заседании 20.04.2023, подлежит отклонению.

Так, из материалов дела следует, что (дд.мм.гг.) судебное заседание было отложено на (дд.мм.гг.) года. Всем лицам, участвующим в деле были направлены извещения. Судебные извещения направленные Зуевич Н.В.., Зуевичу Александру Дмитриевичу и Зуевич Анастасии Дмитриевне, возвращены в суд за истечением срока хранения (т. 1 л.д. 161-185).

Юридически значимое сообщение считается доставленным в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

(дд.мм.гг.) Зуевич Д.П., представитель Управления и Администрации г. Пскова, а также прокурор принимали в участие в судебном заседании, в котором по ходатайству Зуевича Д.П. был объявлен перерыв до 10.00 часов (дд.мм.гг.) (т. 1 л.д. 200).

В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 157 ГПК РФ после окончания перерыва судебное заседание продолжается, суд не обязан извещать стороны об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.

Таким образом, судом первой инстанции не было допущено процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену судебного акта.

Вопреки позиции апеллянтов, разрешая спор, суд правильно определил правоотношения сторон и закон, подлежащий применению.

Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Псковского городского суда Псковской области от 20 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зуевича Дмитрия Петровича, поданную представителем Григорьевой Ниной Алексеевной, – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2023 года.

Председательствующий Г.А.Ельчанинова

Судьи С.А. Падучих

С.Ю.Ефимова

Судья Лукьянова Л.В.

УИД 60RS0017-01-2023-000284-62

Дело № 2-759/2023 № 33-1483/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2023 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:

Председательствующего Ельчаниновой Г.А.,

судей Падучих С.А., Ефимовой С.А.,

с участием прокурора Петровой Н.М.,

при секретаре Победимской Д.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова к Зуевичу Дмитрию Петровичу, Зуевич Надежде Владимировне, Зуевичу Александру Дмитриевичу и Зуевич Анастасии Дмитриевне о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении и встречному исковому заявлению Зуевича Дмитрия Петровича и Зуевич Надежды Владимировны к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

по апелляционной жалобе Зуевича Дмитрия Петровича, поданной представителем Григорьевой Ниной Алексеевной, на решение Псковского городского суда Псковской области от 20 апреля 2023 года.

Выслушав доклад судьи Ефимовой С.Ю., объяснения Зуевича Д.П. и его представителя Григорьевой Н.А., заключение прокурора полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова (далее - Управление) обратилось в суд c иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Зуевичу Д.П., Зуевич Н.В., Зуевичу А.Д. и Зуевич А.Д. o признании их утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <****>, снятии Зуевича Д.П. и Зуевич Н.В. c регистрационного учета и выселении их из указанного жилого помещения.

B обоснование требований указано, что спорная квартира входит в состав муниципального жилого фонда. Постановлением Администрации г. Пскова от (дд.мм.гг.) (****) по договору найма служебного жилого помещения указанная квартира была предоставлена военнослужащему Зуевичу Д.П. на состав семьи из четырех человек, в том числе: супруга – Зуевич Н.В., дочь – Зуевич А.Д. и сын – Зуевич А.Д. (дд.мм.гг.) заключен соответствующий договор. (дд.мм.гг.) приказом командующего ВДВ (****) Зуевич Д.П. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Решением Псковского городского суда от (дд.мм.гг.) за Зуевичем Д.П. признано право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях на дату исключения из списков личного состава войсковой части – (дд.мм.гг.), с учетом членов семьи: супруги и двоих детей; а также признано право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ на дату исключения из списков личного состава войсковой части – (дд.мм.гг.). Согласно сведениям ТО «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» (дд.мм.гг.) Зуевичу Д.П. была перечислена жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно нотариально удостоверенным обязательствам Зуевич Д.П. и члены его семьи обязались в течение 4 месяцев с даты перечисления денежных средств жилищной субсидии сняться с регистрационного учета по адресу спорного жилого помещения и освободить квартиру. В настоящее время в квартире проживают Зуевич Д.П. и Зуевич Н.В., которым направлялись требования о снятии с регистрационного учета и освобождении квартиры. Однако, требования ими проигнорированы, что послужило основанием для обращения с иском в суд.

Ответчики Зуевич Д.П. и Зуевич Н.В. исковые требования не признали и предъявили встречные исковые требования к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова o признании права пользования жилым помещением по адресу: <****>, на условиях договора социального найма.

В обоснование встречных требований указано, что на момент заключения договора найма служебного жилого помещения от (дд.мм.гг.), ввиду отсутствия необходимой регистрации статуса жилого помещения, квартира служебной не являлась, в связи с чем постановление Администрации города Пскова о включении квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением его к служебным жилым помещениям является незаконным, а заключенный договор фактически является договором социального найма.

Кроме того, ответчик Зуевич Д.П. заявил ходатайство о применении к требованиям Управления по учету и распределении жилых помещений Администрации города Пскова последствий пропуска срока исковой давности, полагая, что указанный срок подлежит исчислению с даты его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава, то есть с (дд.мм.гг.).

Представитель истца Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Администрации г. Пскова Богданова У.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала и одновременно пояснила, что в настоящее время законные основания для занятия Зуевичем Д.П. и членами ее семьи спорной жилой площади отсутствуют. Оснований полагать, что ответчики занимают квартиру на условиях договора социального найма, не имеется, в связи с чем в удовлетворении встречного иска просила отказать. Относительно ходатайства о пропуске срока исковой давности, указала, что расторжение служебного контракта для истца является поводом для обращения в суд при нежелании бывшего работника освободить жилое помещение. Срок исковой давности необходимо исчислять с даты первого направленного требования ответчикам об освобождении квартиры.

Ответчик Зуевич Д.П. в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении в связи с пропуском истцом срока исковой давности. На удовлетворении встречных исковых требований настаивал.

Ответчики Зуевич Н.В., Зуевич А.Д. и Зуевич А.Д. при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, позиции по заявленным требованиям не представили.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 09.06.2022 исковые требования Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова удовлетворены.

Зуевич Д.П., Зуевич Н.В., Зуевич А.Д. и Зуевич А.Д. признаны утратившими право пользования жилым помещением (квартирой), расположенной по адресу: <****>.

Зуевич Д.П. и Зуевич Н.В. выселены из жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <****>, и сняты с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.

B удовлетворении встречных исковых требований Зуевичу Д.П. и Зуевич Н.В. о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма - отказано.

Полагая состоявшееся решение суда незаконным и не обоснованным, Зуевич Д.П., через представителя Григорьеву Н.А., подал апелляционную жалобу, в которой указал на несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам по делу, а также нарушение и неправильное применение норм процессуального права.

В обоснование жалобы указано, что спорное жилое помещение не может являться служебным в силу несоблюдения положений действующего законодательства об обязательности государственной регистрации решения об отнесении такого жилого помещения к служебному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. Единственным доказательством существования зарегистрированного права является регистрация, при отсутствии которой постановление Администрации города Пскова и предоставление квартиры как служебной не несли правовых последствий без соблюдения норм законодательства. Фактически Зуевичи пользовались спорной квартирой на условиях социального найма, поскольку имели в ней постоянную регистрацию по месту жительства, кроме того, указанная регистрация состоялась в период, когда Зуевич Д.П. уже не был военнослужащим.

Кроме того, апеллянт полагает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в применении последствий пропуска срока исковой давности к исковым требованиям Управления, поскольку такой срок начал течь с момента исключения Зуевича Д.П. из списков личного состава войсковой части – то есть с (дд.мм.гг.).

Апеллянт также указывает на неизвещение судом первой инстанции всех участников процесса о дате последнего судебного заседания, что является безусловным основанием для отмены судебного акта.

В представленных возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Пскова указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

В заседании суда апелляционной инстанции Зуевич Д.П. и его представитель Григорьева Н.А. доводы апелляционной жалобы подержали, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Управления отказать, а встречные исковые требования удовлетворить.

Представитель истца Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Администрации города Пскова Иванова Е.С. при надлежащем извещении в суд апелляционной инстанции не явилась, просила рассмотреть жалобу без их участия, указав, на законность и обоснованность суда первой инстанции.

Ответчики Зуевич Н.В., Павская (до смены фамилии Зуевич) А.Д. при надлежащем извещении в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайствовали о рассмотрении жалобы без их участия, указав, что поддерживают доводы апелляционной жалобы.

Ответчик Зуевич А.Д. извещался о месте и времени рассмотрения дела по месту регистрации и проживания, направленные судебные извещения возвращены в суд за истечением срока хранения. Информация о движении дела размещена на сайте суда в сети Интернет своевременно и в полном объеме.

Руководствуясь ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, РФ, ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы, с учетом пояснений лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, заключения прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что жилое помещение, расположенное по адресу: <****> является муниципальным имуществом г. Пскова.

Зуевич Д.П. с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.) проходил военную службу по контракту в войсковой части (****).

ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (дд.мм.гг.) приняло решение (****) о предоставлении военнослужащему Зуевичу Д.П. жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения, о чем направило соответствующее ходатайство в Администрацию города Пскова.

Постановлением Администрации города Пскова (****) от (дд.мм.гг.) спорное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебной жилой площади, принято решение о его предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения Зуевичу Д.П. на состав семьи 4 человека.

(дд.мм.гг.) между Управлением по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова и Зуевичем Д.П. был заключен договор найма служебного жилого помещения в отношении спорной квартиры. Договор заключен с учетом состава семьи из четырех человек, в том числе супруга – Зуевич Н.В., дочь – Зуевич А.Д. и сын – Зуевич А.Д.

Решением Псковского городского суда Псковской области от (дд.мм.гг.) за Зуевичем Д.П. признано право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях и право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на дату исключения его из списков личного состава войсковой части - (дд.мм.гг.).

Зуевич Д.П. реализовал свое право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии.

Из заявления Зуевича Д.П. от (дд.мм.гг.), удостоверенного нотариусом города Пскова, следует, что он обязался в течение четырех месяцев с момента перечисления денежных средств жилищной субсидии представленной в соответствии с порядком, утвержденным приказом МО РФ от (дд.мм.гг.) (****) освободить жилое помещение по адресу: <****>, сняться с регистрационного учета по указанному адресу.

Аналогичные обязательства (дд.мм.гг.) дали его супруга Зуевич Н.В., дочь Зуевич А.Д. и сын Зуевич А.Д.

(дд.мм.гг.) Зуевичу Д.П. перечислена жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения, что подтверждено сведениями Территориального отдела «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» (****).

(дд.мм.гг.) в адрес ответчиков направлено требование сняться с регистрационного учета и освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <****>, в связи с выплатой Зуевичу Д.П. жилищной субсидии.

Зуевич Анастасия Дмитриевна снялась с регистрационного учета по адресу спорной квартиры (дд.мм.гг.). Зуевич Александр Дмитриевич регистрации по адресу спорной квартиры не имеет.

Согласно выписке из лицевого счета (****) от (дд.мм.гг.) в квартире по адресу: <****>, зарегистрированы и проживают только Зуевич Д.П. и Зуевич Н.В.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 92, 93, 99, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» исходя из обстоятельств дела, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о законности и обоснованности требований Управления по учету и распределению жилой площади администрации города Пскова о признании Зуевича Д.П. и членов его семьи утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении, не установив обстоятельств, препятствующих выселению ответчиков без предоставления иного жилого помещения. Оснований для признания за Зуевичем Д.П. и Зуевич Н.В. права пользования спорным жилым помещением на правах социального найма, суд первой инстанции не нашел, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных ответчиками встречных исковых требований.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Согласно п. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Статьей 100 ЖК РФ установлен порядок заключения договора найма специализированного жилого помещения.

Так, в силу п.п. 1, 2, 6, 7 указанной статьи по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (п. 3 ст. 104 ЖК РФ).

В силу п. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 17 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 № 1768 военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете, в том числе, до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Согласно п. 10 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 № 510 (действовавшего в период возникших правоотношений) уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях и выдает копию решения о снятии с данного учета военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, членам их семей под роспись либо направляет иным способом, позволяющим установить факт получения военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, членами их семей копии решения о снятии с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

В силу положений п. 18 ст. 15.2 Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» утрата военнослужащими-гражданами и (или) членами их семей, проживающими в служебных жилых помещениях, жилых помещениях в общежитиях, права на обеспечение указанными жилыми помещениями является основанием для расторжения договоров найма служебных жилых помещений или договоров найма жилых помещений в общежитиях. Военнослужащие-граждане и (или) члены их семей, проживающие в служебных жилых помещениях, жилых помещениях в общежитиях, при возникновении у них основания для расторжения договоров найма указанных жилых помещений обязаны освободить такие жилые помещения в течение трех месяцев со дня наступления соответствующего основания.

Из системного толкования вышеуказанных норм, с учетом имеющихся сведений о выплате Зуевичу Д.П. (дд.мм.гг.) жилищной субсидии, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчиков статуса нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и утрате ими права пользования служебным жилым помещением.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение не имеет статус специализированного, поскольку сведения о включении жилого помещения в число служебных не были отражены в органе государственной регистрации недвижимости, не могут быть приняты во внимание.

Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.

Абзацем 3 пункта 14 указанных Правил предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Направление данного решения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носит уведомительный характер и вопреки доводам позиции апеллянта не является юридически значимым для целей придания или непридания жилому помещению статуса специализированного жилого помещения.

Более того, каких-либо положений, позволяющих даже в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, действующее законодательство не содержит (аналогичная позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 26.01.2016 № 41-КГ15-32 и от 11.09.2018 № 18-КГ18-147).

Длительность использования жилого помещения, предоставленного в качестве служебного, после прекращения трудовых отношений, а также регистрация в жилом помещении по месту жительства таковым основанием также не являются.

Также не имеет правового значения довод представителя Зуевича Д.П. – Григорьевой Н. А., высказанный в суде апелляционной инстанции об отсутствии государственной регистрации обременения жилого помещения, возникающего на основании договора найма такого жилого помещения на срок не менее года, поскольку сам по себе данный факт не изменяет и не порождает каких-либо изменений установленного статуса жилого помещения.

Решение органа местного самоуправления – Администрации города Пскова о включении спорного жилого помещения в состав служебных в установленном законом порядке не оспорено и недействительным не признано.

Исходя из положений ст. 15 ФЗ № 76 от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Одним из условий обеспечения военнослужащих-граждан жилым помещением, в том числе путем выплаты жилищной субсидии является сдача жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по прежнему месту жительства при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, ссылка апеллянта, выбравшего обеспечение жилым помещением в виде получения денежных средств на приобретение или строительства жилого помещения, о незаконности и принудительном порядке дачи Зуевичем Д.П. и членами его семьи обязательств об освобождении занимаемого помещение на основании договора найма служебного жилого помещения в течение четырех месяцев со дня перечисления денежных средств жилищной субсидии, является не состоятельной.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно отказал Зуевичу Д.П. в применении к заявленным Управлением по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова исковым требованиям срока исковой давности.

Как отметил Верховный суд Российской Федерации в своих Определениях от 16.08.2016 № 56-КГ16-8 и от 24.10.2017 № 22-КГ17-8 прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Таким образом, позиция Зуевича Д.П. об исчислении срока исковой давности с даты исключения его из списков части, то есть с 06.09.2014 основана на неверном толковании норм права.

Довод апелляционной жалобы о том, что участвующие в деле лица не были извещены надлежащим образом о судебном заседании 20.04.2023, подлежит отклонению.

Так, из материалов дела следует, что (дд.мм.гг.) судебное заседание было отложено на (дд.мм.гг.) года. Всем лицам, участвующим в деле были направлены извещения. Судебные извещения направленные Зуевич Н.В.., Зуевичу Александру Дмитриевичу и Зуевич Анастасии Дмитриевне, возвращены в суд за истечением срока хранения (т. 1 л.д. 161-185).

Юридически значимое сообщение считается доставленным в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

(дд.мм.гг.) Зуевич Д.П., представитель Управления и Администрации г. Пскова, а также прокурор принимали в участие в судебном заседании, в котором по ходатайству Зуевича Д.П. был объявлен перерыв до 10.00 часов (дд.мм.гг.) (т. 1 л.д. 200).

В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 157 ГПК РФ после окончания перерыва судебное заседание продолжается, суд не обязан извещать стороны об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.

Таким образом, судом первой инстанции не было допущено процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену судебного акта.

Вопреки позиции апеллянтов, разрешая спор, суд правильно определил правоотношения сторон и закон, подлежащий применению.

Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Псковского городского суда Псковской области от 20 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зуевича Дмитрия Петровича, поданную представителем Григорьевой Ниной Алексеевной, – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2023 года.

Председательствующий Г.А.Ельчанинова

Судьи С.А. Падучих

С.Ю.Ефимова

33-1483/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Пскова
Гончарова Наталья Олеговна
Прокуратура Псковской области
Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова
Ответчики
Зуевич Анастасия Дмитриевна
Зуевич Надежда Владимировна
Зуевич Дмитрий Петрович
Зуевич Александр Дмитриевич
Другие
Григорьева Нина Алексеевна
Администрация города Пскова
Суд
Псковский областной суд
Судья
Ефимова Светлана Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.psk.sudrf.ru
18.07.2023Передача дела судье
22.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2023Передано в экспедицию
21.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее