Решение по делу № 2-395/2023 (2-7143/2022;) от 25.10.2022

Дело № 2-395/2023

УИД: 39RS0002-01-2022-001506-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2023 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Ивонинской И.Л.,

при секретаре Моздыган М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Т. к УМВД России по Калининградской области, 3-е лицо Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России о перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Т. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что проходил службу в органах внутренних дел, является пенсионером МВД России. Согласно приказа командира войсковой части № 3025 от 30 апреля 2001 года № 122, истец принимал участие в контртеррористической операции в апреле 2001 года, в связи с чем, имеет право на надбавку к пенсии. Перерасчет пенсии истцу был произведен ответчиком с 13.07.2020 года по 12.07.2021 года. Вместе с тем, ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 установлено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе на лиц, рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ. Часть вторая статьи 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 предусматривает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

На основании изложенного, с учетом уточнения иска, просил суд обязать УМВД России по Калининградской области произвести перерасчет пенсии Т. с 25.10.2011 по 13.07.2020 г.

В судебное заседание истец Т. не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Пояснил, что не знал о том, что имеет право на надбавку к пенсии. А когда узнал, то запросил выписку из приказа и обратился с соответствующим заявлением об установлении надбавки, а также о перерасчете размера пенсии с момента ее назначения, поскольку статусом ветерана боевых действий обладал на момент выхода на пенсию. Пояснил, что расчет выслуги лет при выходе на пенсию не перепроверял, подписал, доверяя кадровому подразделению.

Представитель истца по доверенности Носов А.Л. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика УМВД России по Калининградской области Дзигунская К.К. возражала против удовлетворения заявленных требованияй. Пояснила, что отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Калининградской области ведется работа по установлению правомерности выдачи Т. удостоверения ветерана боевых действий. В случае принятия в установленном порядке решения об изъятии неправомерно выданного удостоверения, пенсионные выплаты Т., связанные со статусом ветерана боевых действий будут прекращены. Указанную позицию мотивировала тем, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Т. на основании выписки из приказа в/ч 5475 от < Дата > л/с, в связи с тем, что Т. осуществлял фактическое выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях в 1995 году (протокол заседания комиссии ГУВД < адрес > по выдаче удостоверения ветерана боевых действий от < Дата >). Вместе с тем, установлено, что Т. действительно направлялся в 1995 году в служебные командировки в < адрес > Республики Ингушетия, сведений о выполнении боевых задач в указанный период в Чеченской Республике не представлено. В соответствии с абз. 2 части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территории Республики Ингушетия отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах в период с октября – ноября 1992 года.

Представитель третьего лица Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России по доверенности Мороз А.И. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. При увольнении истца в 2011 году со службы был подготовлен и направлен в пенсионный отдел УМВД России по Калининградской области расчет выслуги лет. С расчетом истец ознакомился и согласился. Полагая, что истцом пропущен срок исковой давности, просила отказать в удовлетворении иска.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» данным законом определяются условия и порядок пенсионного обеспечения, в числе прочих, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР.

Частью первой статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В силу пункта "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах, а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 этого Федерального закона "О ветеранах", на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 этого Закона.

Тем самым п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определен круг лиц, которым повышаются размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет. В то же время данная норма не устанавливает самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 возможно только в системной связи с подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 и иными положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.

Подпункты 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.

Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 1 января 2004 г. изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 1 января 2004 г.

В силу п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перерасчет размеров пенсий производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

По общему правилу, установленному пунктом "а" части первой статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, лицам, указанным в статье 1 названного закона, пенсии в соответствии с этим законом назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (часть первая статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец Т., < Дата > года рождения проходил службу в органах внутренних дел.

Приказом от 18.10.2011 № 273 л/с уволен из органов внутренних дел по п. «е» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по сокращению штатов с 24.10.2011 года.

25.10.2011 обратился в пенсионный отдел УМВД по Калининградской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.

При увольнении истца в 2011 году со службы в органах внутренних дел кадровым подразделением Калининградского юридического института МВД России (в настоящее время – Калининградским филиалом Санкт-Петербургского университета МВД России) был подготовлен и направлен в пенсионный отдел УМВД России по Калининградской области расчет выслуги лет. С расчетом истец ознакомился и согласился. Указанный расчет содержит информацию о выполнении обязанностей по охране общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с массовыми антиобщественными проявлениями на территории Северная Осетия- г.Назрань в 1995 году (с 11.01.1995 по 13.02.1995, с 22.05.1995 по 25.06.1995, с 14.08.1995 по 18.08.1995 г.

В 2021 году в связи с обращением истца и предоставлением архивной выписки из приказа командира войсковой части 3025 об участии Т. в контртеррористической операции в 2001 году на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации от 30.04.2001 № 122, направленной истцу Центральным архивом войск национальной гвардии Российской Федерации 11.03.2021, кадровым подразделением филиала был подготовлен новый расчет выслуги лет, включающий период в 1 день с 18.04.2001 по 19.04.2001. Указанный период пенсионным отделом УМВД России по Калининградской области учтен при расчете доплаты к пенсии истца как ветерану боевых действий в соответствии с пунктом «г» части первой статьи 45 Закона о пенсионном обеспечении, а также осуществлен перерасчет пенсии истца за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Однако с таким перерасчетом истец не согласен, просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии в связи с указанными выше обстоятельствами с 25.10.2011 по 13.07.2021.

Установлено, что Т. имеет удостоверение серии РМ , выданное < Дата > Главным Управлением внутренних дел Ставропольского края, дающее права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

ГУ МВД России по < адрес > на запрос суда предоставлена информация от 12.12.2022 № 2/6830, согласно которой Т. удостоверение ветерана боевых действий серии РМ от < Дата > выдано на основании выписки из приказа в/ч 5475 внутренних войск МВД России от 25.06.1995 № 56 л/с, подтверждающей фактическое выполнение задач Т. в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в 1995 году (протокол заседания комиссии ГУВД Ставропольского края по выдаче удостоверения ветерана боевых действий № 45 от 28.12.2004 г. Копия приказа на запрос суда не была представлена.

Согласно ответа ФГКУ «Центральный архив войск национальной гвардии Российской Федерации» от 06.03.2023 № 953/2-1346, в архивных документах войсковой части 5475 за 1995 год приказа от 25.06.1995 № 56 л/с не имеется.

Центральным архивом войск национальной гвардии Российской Федерации на запрос суда представлена Архивная выписка из Приказа Командира войсковой части 3025 от < Дата > «О льготном исчислении выслуги лет и дополнительной денежной выплате военнослужащим, принимавшим участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», согласно которой заместитель командира батальона майор Т. фактически принимал участие в контртеррористической операции < Дата >.

Доводы представителя ответчика о том, что выполнение Т. задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации в 1995 году документально не подтверждено, а периоды командировок в г. Назрань Республики Ингушетия не относятся законодательно установленным периодам выполнения задач при вооруженных конфликтах, поскольку данная территория в этот период не отнесена к зонам боевых действий и сам факт нахождения в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, и не могут с учетом всех обстоятельств служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с частью второй статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой данной статьи.

По смыслу приведенных норм, назначение пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов. При этом, если заявитель приложил к заявлению не все необходимые документы, то пенсионный орган должен ему разъяснить, какие документы следует представить дополнительно.

Приказом МВД от 27.05.2005 № 418 (действовавшего до 2018 года в момент обращения истца за назначением пенсии) утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД Российской Федерации, согласно п. 8 которой, кадровым подразделением по последнему месту военной службы (службы) военнослужащего, сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.

Согласно ответа Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России от 30.01.2023 № 73, в архивном личном деле Т., проходившего службу в Калининградском юридическом институте МВД России, имеется копия удостоверения ветерана боевых действий.

При таком положении дел, при подготовке расчета выслуги лет при назначении пенсии, кадровой службе во исполнение п. 8 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, необходимо было осуществить проверку всех сведений, имеющихся в личном деле, а именно: удостоверения ветерана боевых действий; при необходимости следовало истребовать документы из архива. Либо следовало разъяснить Т. необходимость предоставления дополнительных документов, подтверждения чего также суду не представлено.

Однако, сведения об истребовании приказов о направлении в зону контртеррористической операции на Северном Кавказе в отношении Т. отсутствуют. Доказательств, подтверждающих, что проверка кадровой службой была проведена и установлено отсутствие права Т. на получение надбавки суду не представлено.

Удостоверение серии РМ , выданное < Дата > Главным Управлением внутренних дел < адрес > Т., дающее права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» не изъято, факт неправомерной выдачи не установлен.

Более того, судом подтвержден факт участия Т. в контртеррористической операции 18.04.2001 года, что подтверждается выпиской из Приказа Командира войсковой части 3025 от 30.04.2001 № 122.

Иные доводы ответчика признаны судом несостоятельными.

Доводы третьего лица, в том числе об истечении срока исковой давности, признаны судом несостоятельными, поскольку истец не заявляет требований об оспаривании расчета выслуги лет.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).

Граждане, имеющие права на назначение пенсии по выслуге лет, при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии имеют право на получение от этого органа в соответствии с законом разъяснений их прав (включая право на получение надбавки к пенсии за выслугу лет и то, какие документы следует представить дополнительно) и этому праву корреспондирует обязанность органов провести с ними разъяснительную работу.

В случае невыполнения пенсионным органом (кадровым подразделением) названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, в пенсионный орган с заявлением о назначении надбавки к пенсии за выслугу лет данный гражданин имеет право на выплату неполученной надбавки к пенсии за выслугу лет за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных со службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, уволенный со службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Принимая во внимание, что с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет Т. обратился в пенсионный отдел УМВД по Калининградской области 25.10.2011, то и перерасчет размера пенсии с учетом надбавки следует осуществлять с этой даты и до 12.07.2020 года (даты перерасчета), поскольку на дату назначения пенсии истец имел право на получение надбавки.

При таких обстоятельствах дела, исковые требования Т. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Т. удовлетворить.

Обязать УМВД России по Калининградской области произвести перерасчет размера пенсии с учетом надбавки к пенсии, как ветерану боевых действий в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 за период с 25.10.2011 по 12.07.2020 г.

Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 30 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья И.Л. Ивонинская

Мотивированное решение изготовлено 28.04.2023 г.

Дело № 2-395/2023

УИД: 39RS0002-01-2022-001506-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2023 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Ивонинской И.Л.,

при секретаре Моздыган М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Т. к УМВД России по Калининградской области, 3-е лицо Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России о перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Т. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что проходил службу в органах внутренних дел, является пенсионером МВД России. Согласно приказа командира войсковой части № 3025 от 30 апреля 2001 года № 122, истец принимал участие в контртеррористической операции в апреле 2001 года, в связи с чем, имеет право на надбавку к пенсии. Перерасчет пенсии истцу был произведен ответчиком с 13.07.2020 года по 12.07.2021 года. Вместе с тем, ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 установлено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе на лиц, рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ. Часть вторая статьи 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 предусматривает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

На основании изложенного, с учетом уточнения иска, просил суд обязать УМВД России по Калининградской области произвести перерасчет пенсии Т. с 25.10.2011 по 13.07.2020 г.

В судебное заседание истец Т. не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Пояснил, что не знал о том, что имеет право на надбавку к пенсии. А когда узнал, то запросил выписку из приказа и обратился с соответствующим заявлением об установлении надбавки, а также о перерасчете размера пенсии с момента ее назначения, поскольку статусом ветерана боевых действий обладал на момент выхода на пенсию. Пояснил, что расчет выслуги лет при выходе на пенсию не перепроверял, подписал, доверяя кадровому подразделению.

Представитель истца по доверенности Носов А.Л. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика УМВД России по Калининградской области Дзигунская К.К. возражала против удовлетворения заявленных требованияй. Пояснила, что отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Калининградской области ведется работа по установлению правомерности выдачи Т. удостоверения ветерана боевых действий. В случае принятия в установленном порядке решения об изъятии неправомерно выданного удостоверения, пенсионные выплаты Т., связанные со статусом ветерана боевых действий будут прекращены. Указанную позицию мотивировала тем, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Т. на основании выписки из приказа в/ч 5475 от < Дата > л/с, в связи с тем, что Т. осуществлял фактическое выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях в 1995 году (протокол заседания комиссии ГУВД < адрес > по выдаче удостоверения ветерана боевых действий от < Дата >). Вместе с тем, установлено, что Т. действительно направлялся в 1995 году в служебные командировки в < адрес > Республики Ингушетия, сведений о выполнении боевых задач в указанный период в Чеченской Республике не представлено. В соответствии с абз. 2 части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территории Республики Ингушетия отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах в период с октября – ноября 1992 года.

Представитель третьего лица Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России по доверенности Мороз А.И. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. При увольнении истца в 2011 году со службы был подготовлен и направлен в пенсионный отдел УМВД России по Калининградской области расчет выслуги лет. С расчетом истец ознакомился и согласился. Полагая, что истцом пропущен срок исковой давности, просила отказать в удовлетворении иска.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» данным законом определяются условия и порядок пенсионного обеспечения, в числе прочих, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР.

Частью первой статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В силу пункта "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах, а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 этого Федерального закона "О ветеранах", на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 этого Закона.

Тем самым п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определен круг лиц, которым повышаются размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет. В то же время данная норма не устанавливает самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 возможно только в системной связи с подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 и иными положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.

Подпункты 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.

Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 1 января 2004 г. изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 1 января 2004 г.

В силу п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перерасчет размеров пенсий производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

По общему правилу, установленному пунктом "а" части первой статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, лицам, указанным в статье 1 названного закона, пенсии в соответствии с этим законом назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (часть первая статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец Т., < Дата > года рождения проходил службу в органах внутренних дел.

Приказом от 18.10.2011 № 273 л/с уволен из органов внутренних дел по п. «е» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по сокращению штатов с 24.10.2011 года.

25.10.2011 обратился в пенсионный отдел УМВД по Калининградской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.

При увольнении истца в 2011 году со службы в органах внутренних дел кадровым подразделением Калининградского юридического института МВД России (в настоящее время – Калининградским филиалом Санкт-Петербургского университета МВД России) был подготовлен и направлен в пенсионный отдел УМВД России по Калининградской области расчет выслуги лет. С расчетом истец ознакомился и согласился. Указанный расчет содержит информацию о выполнении обязанностей по охране общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с массовыми антиобщественными проявлениями на территории Северная Осетия- г.Назрань в 1995 году (с 11.01.1995 по 13.02.1995, с 22.05.1995 по 25.06.1995, с 14.08.1995 по 18.08.1995 г.

В 2021 году в связи с обращением истца и предоставлением архивной выписки из приказа командира войсковой части 3025 об участии Т. в контртеррористической операции в 2001 году на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации от 30.04.2001 № 122, направленной истцу Центральным архивом войск национальной гвардии Российской Федерации 11.03.2021, кадровым подразделением филиала был подготовлен новый расчет выслуги лет, включающий период в 1 день с 18.04.2001 по 19.04.2001. Указанный период пенсионным отделом УМВД России по Калининградской области учтен при расчете доплаты к пенсии истца как ветерану боевых действий в соответствии с пунктом «г» части первой статьи 45 Закона о пенсионном обеспечении, а также осуществлен перерасчет пенсии истца за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Однако с таким перерасчетом истец не согласен, просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии в связи с указанными выше обстоятельствами с 25.10.2011 по 13.07.2021.

Установлено, что Т. имеет удостоверение серии РМ , выданное < Дата > Главным Управлением внутренних дел Ставропольского края, дающее права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

ГУ МВД России по < адрес > на запрос суда предоставлена информация от 12.12.2022 № 2/6830, согласно которой Т. удостоверение ветерана боевых действий серии РМ от < Дата > выдано на основании выписки из приказа в/ч 5475 внутренних войск МВД России от 25.06.1995 № 56 л/с, подтверждающей фактическое выполнение задач Т. в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в 1995 году (протокол заседания комиссии ГУВД Ставропольского края по выдаче удостоверения ветерана боевых действий № 45 от 28.12.2004 г. Копия приказа на запрос суда не была представлена.

Согласно ответа ФГКУ «Центральный архив войск национальной гвардии Российской Федерации» от 06.03.2023 № 953/2-1346, в архивных документах войсковой части 5475 за 1995 год приказа от 25.06.1995 № 56 л/с не имеется.

Центральным архивом войск национальной гвардии Российской Федерации на запрос суда представлена Архивная выписка из Приказа Командира войсковой части 3025 от < Дата > «О льготном исчислении выслуги лет и дополнительной денежной выплате военнослужащим, принимавшим участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», согласно которой заместитель командира батальона майор Т. фактически принимал участие в контртеррористической операции < Дата >.

Доводы представителя ответчика о том, что выполнение Т. задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации в 1995 году документально не подтверждено, а периоды командировок в г. Назрань Республики Ингушетия не относятся законодательно установленным периодам выполнения задач при вооруженных конфликтах, поскольку данная территория в этот период не отнесена к зонам боевых действий и сам факт нахождения в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, и не могут с учетом всех обстоятельств служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с частью второй статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой данной статьи.

По смыслу приведенных норм, назначение пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов. При этом, если заявитель приложил к заявлению не все необходимые документы, то пенсионный орган должен ему разъяснить, какие документы следует представить дополнительно.

Приказом МВД от 27.05.2005 № 418 (действовавшего до 2018 года в момент обращения истца за назначением пенсии) утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД Российской Федерации, согласно п. 8 которой, кадровым подразделением по последнему месту военной службы (службы) военнослужащего, сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.

Согласно ответа Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России от 30.01.2023 № 73, в архивном личном деле Т., проходившего службу в Калининградском юридическом институте МВД России, имеется копия удостоверения ветерана боевых действий.

При таком положении дел, при подготовке расчета выслуги лет при назначении пенсии, кадровой службе во исполнение п. 8 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, необходимо было осуществить проверку всех сведений, имеющихся в личном деле, а именно: удостоверения ветерана боевых действий; при необходимости следовало истребовать документы из архива. Либо следовало разъяснить Т. необходимость предоставления дополнительных документов, подтверждения чего также суду не представлено.

Однако, сведения об истребовании приказов о направлении в зону контртеррористической операции на Северном Кавказе в отношении Т. отсутствуют. Доказательств, подтверждающих, что проверка кадровой службой была проведена и установлено отсутствие права Т. на получение надбавки суду не представлено.

Удостоверение серии РМ , выданное < Дата > Главным Управлением внутренних дел < адрес > Т., дающее права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» не изъято, факт неправомерной выдачи не установлен.

Более того, судом подтвержден факт участия Т. в контртеррористической операции 18.04.2001 года, что подтверждается выпиской из Приказа Командира войсковой части 3025 от 30.04.2001 № 122.

Иные доводы ответчика признаны судом несостоятельными.

Доводы третьего лица, в том числе об истечении срока исковой давности, признаны судом несостоятельными, поскольку истец не заявляет требований об оспаривании расчета выслуги лет.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).

Граждане, имеющие права на назначение пенсии по выслуге лет, при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии имеют право на получение от этого органа в соответствии с законом разъяснений их прав (включая право на получение надбавки к пенсии за выслугу лет и то, какие документы следует представить дополнительно) и этому праву корреспондирует обязанность органов провести с ними разъяснительную работу.

В случае невыполнения пенсионным органом (кадровым подразделением) названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, в пенсионный орган с заявлением о назначении надбавки к пенсии за выслугу лет данный гражданин имеет право на выплату неполученной надбавки к пенсии за выслугу лет за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных со службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, уволенный со службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Принимая во внимание, что с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет Т. обратился в пенсионный отдел УМВД по Калининградской области 25.10.2011, то и перерасчет размера пенсии с учетом надбавки следует осуществлять с этой даты и до 12.07.2020 года (даты перерасчета), поскольку на дату назначения пенсии истец имел право на получение надбавки.

При таких обстоятельствах дела, исковые требования Т. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Т. удовлетворить.

Обязать УМВД России по Калининградской области произвести перерасчет размера пенсии с учетом надбавки к пенсии, как ветерану боевых действий в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 за период с 25.10.2011 по 12.07.2020 г.

Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 30 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья И.Л. Ивонинская

Мотивированное решение изготовлено 28.04.2023 г.

2-395/2023 (2-7143/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Титов Вячеслав Валерьевич
Ответчики
УМВД России по Калининградской области
Другие
Носов Андрей Леонидович
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Ивонинская Ирина Леонидовна
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
25.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.10.2022Передача материалов судье
25.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2022Судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Судебное заседание
22.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
12.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее