РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2016 года с.Кашары
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Ермоленко Г.П.,
с участием представителя истца помощника прокурора Кашарского района Ростовской области Ильиной М.Р.,
при секретаре Федоренко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кашарского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Поповская СОШ, Администрации муниципального образования «Кашарский район», Кашарскому отделу образования администрации Кашарского района, Администрации муниципального образования «Поповское сельское поселение» Кашарского района об обязании запретить школьный маршрут и обустроить участки дорог,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кашарского района Ростовской области обратился в Миллеровский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Поповская СОШ, Администрации муниципального образования «Кашарский район», Кашарскому отделу образования администрации Кашарского района, Администрации муниципального образования «Поповское сельское поселение» Кашарского района об обязании запретить школьный маршрут и обустроить участки дорог.
В обоснование исковых требований прокурор Кашарского района указал, что прокуратурой Кашарского района Ростовской области проведена проверка безопасности маршрута движения школьного автобуса МБОУ Поповская СОШ, а также исполнения администрацией Поповского сельского поселения Кашарского района требований законодательства, регламентирующего порядок содержания автомобильных дорог и улиц.
Проверкой установлено, что маршрут движения автобуса МБОУ Поповская СОШ, его расписание и схема опасных участков утверждены заведующим отделом образования администрации Кашарского района, заместителем главы администрации Кашарского района и директором МБОУ Поповской СОШ. На участке автодороги указанного школьного маршрута, расположенного по адресу: <адрес>, сл. <адрес> имеется автомобильный мост.
Проверкой состояния моста, расположенного по вышеуказанному адресу установлено следующее.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 4.4.1. ГОСТ Р 50597-93, опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
В соответствии с п. 3.11. ГОСТ Р 52289-2004, дорожным ограждением является устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
Однако, в ходе проверки установлено, что мостовое сооружение, расположенное на <адрес>, в <адрес> Поповского сельского поселения Кашарского района не соответствует вышеуказанным требованиям по причине отсутствия дорожного ограждения (удерживающего ограждения для автомобилей).
Согласно выписке из Реестра муниципального имущества Поповского сельского поселения, автомобильный мост, расположенный по вышеуказанному адресу находится в муниципальной собственности МО «Поповское сельское поселение».
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, бездействие должностных лиц администрации Поповского сельского поселения, выразившихся в непринятии мер по установлению соответствующего требованиям ГОСТ Р 52289-2004 удерживающего ограждения для автомобилей на мостовом сооружении, расположенном по вышеуказанному адресу, нарушает права неопределенного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, а также права и законные интересы учащихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении специальных (школьных) перевозок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (организациях).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Состояние указанной автомобильной дороги в настоящее время угрожает жизни и здоровью неопределенного круга граждан, в том числе несовершеннолетних, при осуществлении специальных (школьных) перевозок и не обеспечивает безопасность дорожного движения.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с чем, истец просил суд: Запретить МБОУ Поповской СОШ, отделу образования администрации Кашарского района, администрации Кашарского района использование для перевозки детей маршрут движения автобуса МБОУ Поповская СОШ; Обязать администрацию Поповского сельского поселения Кашарского района обустроить мостовое сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, сл. <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004.
В судебном заседании помощник прокурора Кашарского района Ильина М.Р. исковые требования уточнила в части наименования маршрута подлежащего закрытию, просила с учетом уточнения запретить МБОУ Поповской СОШ, отделу образования администрации Кашарского района, администрации Кашарского района использование для перевозки детей маршрут движения автобуса Школа- Степной – Б.Садовая- Школа и обязать администрацию Поповского сельского поселения Кашарского района обустроить мостовое сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, сл. <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004.
Представитель ответчика МБОУ Поповская СОШ - ФИО5 исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрация МО «Кашарский» район» по доверенности ФИО6 исковые требования признал в полном объеме.
Представитель ответчика – Кашарский отдел образования администрации Кашарского района по доверенности ФИО7 исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрация МО «Поповское сельское поселение» Кашарского района по доверенности ФИО8 исковые требования признала в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования.
В ходе рассмотрения гражданского дела судом было установлено, что прокуратурой Кашарского района Ростовской области была проведена проверка безопасности маршрута движения школьного автобуса МБОУ Поповская СОШ, а также исполнения администрацией Поповского сельского поселения Кашарского района требований законодательства, регламентирующего порядок содержания автомобильных дорог и улиц.
Проверкой установлено, что маршрут движения автобуса Школа- Степной – Б.Садовая- Школа, его расписание и схема опасных участков утверждены заведующим отделом образования администрации Кашарского района, заместителем главы администрации Кашарского района и директором МБОУ Поповской СОШ. (л.д.9,10,11).
На участке автодороги указанного школьного маршрута, расположенного по адресу: <адрес>, сл. <адрес> имеется автомобильный мост. Проверкой состояния мостового сооружения, расположенного по вышеуказанному адресу установлено, что оно не соответствует установленным требованиям по причине отсутствия дорожного ограждения (удерживающего ограждения для автомобилей) (л.д.7).
Согласно п. 4.4.1. ГОСТ Р 50597-93, опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
В соответствии с п. 3.11. ГОСТ Р 52289-2004, дорожным ограждением является устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
Согласно выписке из Реестра муниципального имущества Поповского сельского поселения, автомобильный мост, расположенный по адресу: <адрес>, сл. <адрес> находится в муниципальной собственности МО «Поповское сельское поселение» (л.д.8).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Таким образом, бездействие должностных лиц администрации Поповского сельского поселения, выразившихся в непринятии мер по установлению соответствующего требованиям ГОСТ Р 52289-2004 удерживающего ограждения для автомобилей на мостовом сооружении, расположенном по вышеуказанному адресу, нарушает права неопределенного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, а также права и законные интересы учащихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении специальных (школьных) перевозок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (организациях).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
На основании вышеизложенного, суд соглашается с истцом, что состояние автомобильного моста, расположенного по адресу: <адрес> в настоящее время угрожает жизни и здоровью неопределенного круга граждан, в том числе несовершеннолетних, при осуществлении специальных (школьных) перевозок и не обеспечивает безопасность дорожного движения.
Руководствуясь ст.173,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Кашарского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Поповская СОШ, Администрации муниципального образования «Кашарский район», Кашарскому отделу образования администрации Кашарского района, Администрации муниципального образования «Поповское сельское поселение» Кашарского района об обязании запретить школьный маршрут и обустроить участки дорог, удовлетворить в полном объеме.
Запретить МБОУ Поповской СОШ, отделу образования администрации Кашарского района, администрации Кашарского района использование для перевозки детей маршрут движения автобуса Школа- Степной – Б.Садовая- Школа.
Обязать администрацию Поповского сельского поселения Кашарского района обустроить мостовое сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, сл. <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский облсуд через Миллеровский райсуд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Миллеровского райсуда: Г.П.Ермоленко.