Судья Болотова Ж.Т. № гражданского дела 2-4199/20
Поступило ... г. 33-4238
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 20 января 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Васильевой С.Д. и Чупошева Е.Н., при секретаре Ангушевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Ивановой Л.А. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 октября 2020 года, которым исковые требования Ивановой ЛА к ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии, возложении обязанностей оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к ответчикам 6 отделу ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, истец Иванова Л.А. просила:
признать право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии;
обязать 6 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в г. Улан-Удэ признать Иванову Л.А. нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии, поставить Иванову Л.А. на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии, с 22 ноября 2019 г.;
обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ г. Хабаровск предоставить Ивановой Л.А. жилищную субсидию для приобретения жилого помещения в 2020 г.;
взыскать с ответчика судебные расходы на оплату госпошлины в размере 300 руб.
Иск мотивирован тем, что истец Иванова с 10.02.1987 г. по 24.04.2002 г. проходила военную службу в войсковой части, дислоцирующейся на территории Заиграевского района Республики Бурятия. 27.12.2001 г. уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, с 24.04.2002 г. исключена из Списков личного состава воинской части и поставлена на учет в военный комиссариат Заиграевского района РБ. Имеет выслугу лет в календарном исчислении 15 лет. Во время прохождения военной службы сначала проживала с семьей в аварийном жилом помещении, затем с 2011 г. в служебной квартире по адресу: ... на основании договора найма № ... от 31.10.2011 г. В связи с тем, что она не имеет жилого помещения как на условиях договора социального найма, так и в собственности, и полагая, что имеет право на обеспечение жильем по месту прохождения военной службы, она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения для постоянного проживания в избранном после увольнения постоянном месте жительства в г. Улан-Удэ, однако в удовлетворении данного заявления ей было отказано, с чем она не согласна, так как она до настоящего времени проживает в служебной квартире, жилого помещения в пользовании по договору социального найма либо на праве собственности не имеет. Полагает, что само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище гарантированного ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего».
В судебном заседании истец Иванова Л.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчиков 6 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ и ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ по доверенности Каурова О.Б. исковые требования не признала.
Представитель ответчика Министерства Обороны РФ не явился, извещен надлежаще.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласилась истец Иванова Л.А., в апелляционной жалобе ее представитель по доверенности Миронов Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, указывая на те же доводы, что и заявленных требованиях, дополнительно обращает внимание на то, что дом, принадлежащий истцу на праве собственности в СНТ «Солнечный» являлся неблагоустроенным, был без удобств, не было магазина, медпункта, почты, общественного транспорта. Ссылаясь на определение Верховного Суда РФ от 27.05.2015 г. по делу №67-КГ15-2, Конституционного Суда РФ, решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15.10.2020 г., ФЗ «О статусе военнослужащих», Жилищный Кодекс РФ, апеллянт полагает, что Иванова умышленно не ухудшала свои жилищные условия в 2014 г. Кроме этого на момент подачи заявления в 2019 г. пятилетний срок прошел. Автор жалобы, ссылаясь на ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», указывает, что какого-либо пресекательного срока для обращения по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления установлено не было. Апеллянт отмечает, что истец сразу после увольнения работала в воинской части, расположенной по месту жительства в пос. Онохой-3, имела служебное жилье, документы в органы местного самоуправления по избранному после увольнения месту жительства не подавала. Впервые с вопросом о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Иванова обратилась в 2009 г. в Администрацию г. Улан-Удэ, ей было разъяснено, что данным вопросом занимается Министерство Обороны РФ. В Министерство Обороны РФ Иванова обратилась в 2017 г., но получила отказ, так как в ее собственности имелось жилое помещение, которая она продала в 2014 г. и что согласно ст. 53 ЖК РФ не может быть признана нуждающейся в течении 5 лет со дня продажи жилья, так как умышленно ухудшила жилищные условия. В декабре 2019 г. истец снова обратилась в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в г. Улан-Удэ и снова получила отказ. Апеллянт обращает внимание, что судом не учтены нормы постановления Пленума Верховного Суда РФ №14 от 2 июля 2009 г. пункт 4, который гласит, что в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям ЖК РФ должны применяться нормы этого кодекса. Также автор жалобы отмечает, что законность и обоснованность требований подтверждается определением Верховного Суда РФ от 27.06.2018 г. №73-КГ18-3, определением Верховного Суда Республики Бурятия от 14.10.2020 г. по иску Тютрина Ю.А.
В суде апелляционной инстанции истец Иванова Л.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчиков по доверенности Каурова О.Б. возражала против отмены судебного решения.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив данные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований истцу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Жилищного кодекса РФ, Правил учета, оценив установленные обстоятельства и собранные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска, поскольку Иванова Л.А. на момент увольнения с военной службы на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла, и не могла быть признана таковой, поскольку в собственности имела жилой дом, которым распорядилась 27.08.2014 г. по своему усмотрению.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на нормах материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, а также подтверждены исследованными доказательствами.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998, согласно которых (п. 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
На основании ст. 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2005, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" было установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
С 01.01.2011 абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в приведенной выше редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 405-ФЗ, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Вышеуказанные положения в своей совокупности определяют, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий, а также наличие оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Соответственно истцом по настоящему спору должно быть доказано, что она встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту службы до своего увольнения, либо до 01.01.2005 г. - в органе местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Иванова Л.А. проходила военную службу в Вооруженных Силах РФ с 10.02.1987 г. по 19.11.1998 г. (по призыву) и с 20.11.1998 г. по 27.12.2001 г. (по контракту).
Приказом командира ... Армейского корпуса № ... от 27 декабря 2001 г. Иванова уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
С 24.04.2002 г. исключена из Списков личного состава воинской части и поставлена на учет в военный комиссариат Заиграевского района РБ.
25.01.2017 г. решением начальника отделения территориального г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» №... истцу Ивановой Л.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ, ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Кроме того, сообщением ФГКУ "Востокрегионжилье" от 25.01.2017 г. №... Ивановой Л.А. разъяснено, что обеспечение жилыми помещениям от Министерства Обороны за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания производится только для военнослужащих, увольняемых (уволенных) с 01.01.2005 г., а поскольку она уволена 24.02.2002 г., не имеет статуса военнослужащей, и 01.09.2014 г. произвела отчуждение жилого дома и земельного участка по адресу: Заиграевский район, СНТ Солнечный, то оснований для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеется.
19.12.2019 г. Иванова Л.А. вновь обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Письмом начальника отделения территориального г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» №... Ивановой разъяснено, что она не имеет правовых оснований для признания нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, поскольку до увольнения с военной службы не состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и по аналогичному заявлению ранее 25.01.2018 г. учреждением выносилось решение об отказе в принятии на такой учет.
Из пояснений истца в суде апелляционной инстанции следует, что с 1958 г. по 1987 г. она проживала вместе с родителями, с 1987 г. по 2011 г. с семьей проживала в <...>, с 2011 г. она проживала в <...> при этом служебное жилое помещение по адресу: <...> изначально выделялось ей, а в марте 2002 г. она переоформила ордер на мужа.
Суду апелляционной инстанции истец Иванова предоставила копию ордера № ... от 11.03.2002 г., согласно которого жилое помещение из трех комнат площадью 44 кв.м. было предоставлено супруге истца – военнослужащему Иванову А.А. с учетом членов его семьи: жены Ивановой Л.А. и сына, Иванова А.А., 1974 г.р. на основании решения жилищной комиссии гарнизона. При этом в ордере не указан адрес жилого помещения.
Из указанного следует, что Иванова на момент прохождения военной службы (с 10.02.1987 г. по 27.12.2001 г. (по контракту) в установленном порядке не была обеспечена служебной жилой площадью. Служебное жилое помещение, на которое истец предоставила ордер, 11.03.2002 г., то есть после увольнения истца с военной службы, выделялось супруге истца – военнослужащему Иванову А.А. Каких-либо сведений, что ордер был переоформлен истцом на супруга Иванова А.А. в связи с заявлением данный документ не содержит.
Из материалов личного дела Ивановой следует, что последняя 23.10.2000 г. обращалась с рапортом о продлении срока военной службы сроком на один год до 23.11.2001 г. в связи с отсутствием жилой площади. При этом командир кадрового управления 46 бригады материального обеспечения 04.11.2000 г. провел с ней беседу по вопросу продления срока военной службы из-за отсутствия у нее жилья. Из указанного следует, что Иванова знала о своих правах на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и до своего увольнения с военной службы имела возможность подать соответствующее заявление о своих правах на обеспечение жильем, либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства.
Таким образом, достоверно установлено, что истец нуждающейся в получении жилого помещения в установленном порядке как в период прохождения военной службы, так и при увольнении с нее не признавалась, в период военной службы не была обеспечена служебным жилым помещением, на соответствующем учете не состояла и в течение длительного времени с таким заявлением не обращалась. На момент же обращения с соответствующим заявлением истец утратила статус военнослужащего в связи с увольнением с военной службы, в связи с чем решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ №... от 25.01.2017 г. истцу было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ истец не представила суду первой инстанции доказательств того, что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее она обращалась с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию воинской части, либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства, для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения либо для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий. Не представлено истцом и доказательств того, что до 1 января 2005 года она была принята органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении либо что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы признавалась нуждающейся в получении жилого помещения.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что после увольнения с военной службы истец была обеспечена жильем для постоянного проживания, в связи с чем не нуждалась в улучшении жилищных условий и не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Так, постановлением администрации муниципального образования «Заиграевский район» от 08.08.2013 г. № ... Ивановой Л.А. бесплатно предоставлен земельный участок площадью 600 кв.м. из земель МО сельского поселения «Телецкое» по адресу: <...> Данным земельным участком Иванова пользовалась ранее, так как из технической документации жилого дома следует, что до 11.05.1992 г. Ивановой Л.А. на данном земельном участке был возведен жилой дом, площадью 39,9 кв.м. При этом данный жилой дом являлся капитальным строением, так как был возведен на фундаменте, стены выполнены из строительного материала - арбалит, перегородки кирпичные, перекрытия деревянные, окна двойные. Исходя из указанной характеристики данное строение нельзя отнести к дачному строению, как на то ссылается истец в своих пояснениях суду апелляционной инстанции. Данный жилой дом в Порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, садовым домом не признавался. Право собственности на данный жилой дом Иванова оформила 22.07.2014 г. и продала его 27.08.2014 г., что следует из Договора купли-продажи жилого дома и земельного участка.
При этом, возникновение в настоящее время нуждаемости в улучшении жилищных условий в результате действий истца по распоряжению принадлежавшим ей недвижимым имуществом не является основанием для реализации права истца на обеспечение жильем в соответствии с положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что она имеет право на обеспечение жилым помещением, как уволенная с военной службы по достижении предельного возраста, независимо от даты увольнения с военной службы, поскольку жилым помещением для постоянного проживания обеспечена не была, и в настоящее время проживает в служебной квартире, судебной коллегией признаются несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.
Сама по себе продолжительность службы и увольнение по достижении предельного возраста с военной службы в отсутствие факта признания ее нуждающейся в жилых помещениях уполномоченным органом на основании соответствующего заявления, не влечет возникновение права на обеспечение жилым помещением в порядке статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих". Более того, в соответствии с ст. 2 вышеуказанного Закона "О статусе военнослужащих", статус военнослужащих граждане приобретают с началом военной службы и утрачивают с окончанием военной службы.
Служебная квартира, в которой истец проживает в настоящее время на основании найма служебного жилого помещения от 31 октября 2011 г. было предоставлено ей после окончании военной службы взамен жилого помещения, которое было признано аварийным и подлежащим сносу, а не в связи с отношениями по службе.
По настоящему делу положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ о последствиях намеренного ухудшения гражданами жилищных условий не применимы.
Ссылка истца о сложившейся судебной практике подлежат отклонению, поскольку при разрешении спора учитывается конкретные обстоятельства дела по каждому делу.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 октября 2020 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий: В.А.Иванова
Судьи: Е.Н.Чупошев
С.Д.Васильева