Решение вступило в законную силу: 26.02.2019 года.
Дело № 2-16/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2019 года г. Облучье
Облученский районный суд ЕАО в составе:
председательствующего судьи Суржиковой А.В.,
при секретаре судебного заседания Саяпиной О.В.,
с участием:
представителя истца-управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области – Галкиной А.Н.,
представителя ответчика – муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» Никулиной О.А.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Смирновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО в интересах неопределенного круга лиц потребителей к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 2 п. Теплоозерск», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО о понуждении к совершению определенных действий по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, финансировании данных мероприятий,
у с т а н о в и л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО (далее-Управление Роспотребнадзора по ЕАО) обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц потребителей к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» (далее-МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск»), администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО о понуждении к совершению определенных действий по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, финансировании данных мероприятий.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения Управлением Роспотребнадзора по ЕАО внеплановой проверки деятельности МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» установлено, что организация питания воспитанников производится с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Так, в нарушение п.п. 15.1, 15.3, 15.6, 15.7 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее по тексту - СанПиН 2.4.1.3049-13) в МКДОУ «Детский сад № 2 Теплоозерск» не соблюдается санитарное законодательства к количественной и качественной структуре питания обучающихся, питание воспитанников организовано без учета перспективного меню, утвержденного руководителем учреждения.
Обед включает первое блюдо (суп), второе блюдо (гарнир и блюдо из мяса птицы), напиток (компот, кисель), отсутствует закуска (салат или порционные овощи, сельдь с луком), отсутствуют салаты.
Ежедневно в питании детей отсутствует кисломолочные напитки, не включены 2-3 раза в неделю творог, сметана.
Производство готовых блюд осуществляется не в соответствии с технологическими картами.
Перспективное меню составлено без учета физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастов (приложение 10).
В нарушение п. 14.9. СанПиН 2.4.1.3049 в перечне технологического оборудования отсутствует 2 мясорубки для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов.
В нарушение п. 14.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 в дошкольном образовательном учреждении МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» содержание витамина С на основании перспективного меню в возрастной категории 1-3 года составило 30,49 мг при норме 35 мг, в возрастной категории 3-7 лет составило 31,6 мг при норме 50 мг.
В нарушение ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, положений ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» со стороны учредителя - администрации муниципального района «Облученский муниципальный район» не осуществляется.
Не проведение корректировки питания учащихся образовательного учреждения в соответствие с санитарными нормами, отсутствие надлежащей витаминизации воспитанников, а также необходимого оборудования в соответствии с нормативами прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает права неопределенного круга потребителей на качественные и безопасные условия и создает опасность их жизни и здоровью.
Просит обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» незамедлительно, с момента вступления решения суда в законную силу приобрести 2 мясорубки для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов и включить их в перечень технологического оборудования; привести в соответствие с нормативами искусственную С-витаминизацию в дошкольном образовательном учреждении: из расчета для детей от 1 - 3 лет - 35 мг, для детей 3-6 лет - 50,0 мг на порцию; произвести корректировку питания и составить перспективное меню с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастов по приложению № 10 СанПиН 2.4.1.3049-13, с предоставлением в Управление Роспотребнадзора по ЕАО утвержденного примерного меню; организовать питание воспитанников с учетом перспективного меню, включив в него закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком); включить в ежедневное питание воспитанников кисломолочные напитки и 2-3 раза в неделю творог, сметану; производство готовых блюд производить в соответствии с технологическими картами (завтрак, обед, ужин).
Обязать администрацию Облученского района ЕАО при недостаточности денежных средств у дошкольного образовательного учреждения осуществить финансирование МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» в целях обеспечения выполнения данных мероприятий.
В судебном заседании представитель истца Галкина А.Н. требования уточнила, просила обязать МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» незамедлительно, с момента вступления решения суда в законную силу приобрести две мясорубки для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов и включить их в перечень технологического оборудования, привести в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 перспективное меню по показателю содержания витамина С в блюдах: из расчета для детей от 1-3 лет-35 мг, для детей 3-7 лет- 50,0 мг на порцию, обеспечить питание детей в соответствии с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастов по приложению № 10 СанПиН 2.4.1.3049-13, включить в прием пищи «обед» закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), включить в ежедневное питание воспитанников кисломолочные напитки и 2-3 раза в неделю творог, сметану, производство готовых блюд осуществлять в соответствии с технологическими картами. Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО при недостаточности средств у МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» осуществить финансирование учреждения в целях обеспечения выполнения данных мероприятий. Уточненные требования обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика – МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» Никулина О.А. с требованиями истца согласилась частично. Не оспаривает, что учреждению необходимы, но отсутствуют две мясорубки для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов. По данному вопросу она неоднократно обращались к главе администрации Облученского муниципального района, но денежные средства на приобретение мясорубок до настоящего времени не выделены. В связи с тяжелым финансовым положением учреждения, большой задолженностью перед поставщиками продуктов, не всегда удается организовать питание воспитанников в соответствии с утвержденным перспективным меню, а именно включать салаты, кисломолочные напитки, творог. По этой же причине не всегда приготовление блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами. В учреждении организована искусственная С-витаминизация третьих блюд, как это предусмотрено пунктом 14.21 СанПиН 2.4.1.3049-13, данные о витаминизации блюд заносятся медицинским работником в журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд. Требования истца о нарушении учреждением п.14.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 основаны на данных перспективного меню, химический анализ третьего блюда на несоответствие его количеству витамина С истцом не проводился. По этим основаниям полагает требования истца в этой части необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Смирнова Т.А. исковые требования не признала. Пояснила, что иск Управления Роспотребнадзора по ЕАО фактически заявлен в интересах определенного круга лиц, поскольку круг воспитанников детского учреждения определен. По этим основаниям полагала необходимым производство по делу прекратить. Указала, что питание воспитанников дошкольного учреждения из бюджета района не финансируется, осуществляется за счет родительской платы, денежные средства для приобретения двух мясорубок для МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» в бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО не предусмотрены, в случае обязания администрации выделить учреждению денежные средства на данные цели изменения в бюджет могут быть внесены не ранее чем через шесть месяцев.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив эксперта, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей. Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Закона государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" среди прочего, являются государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Абзацами вторым и четвертым статьи 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
В силу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 названного выше федерального закона).
На охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, направлены СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее- СанПиН 2.4.1.3049-13)
Данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (пункт 1.4).
В соответствии с пунктом 14.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 в перечень технологического оборудования следует включать не менее 2 мясорубок для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов.
В соответствии с пунктами 15.1, 15.3, 15.6, 15.7 СанПиН 2.4.1.3049-13 питание должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии, питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (Приложение 10), производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий, завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки. В дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, примерным меню должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2 - 3 раза в неделю.
Как следует из письменных материалов дела предметом деятельности МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в интересах человека, семьи, в том числе, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Пунктом 2.3. Устава, утвержденного главой администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО 17.07.2015 определено, что Учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников, организации их питания.
В соответствии пунктом 3.6 Устава продолжительность работы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» установлена 12 часов ежедневно при пятидневной рабочей неделе.
В соответствии с п.1.3. Устава МКДОУ «Детский сад № 2 Теплоозерск», Учредителем и собственником имущества Учреждения является администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО.
Согласно п.3.17 Устава организация питания в Учреждении осуществляется администрацией Учреждения в соответствии с действующими натуральными нормами питания, нормативными актами по вопросам организации питания детей дошкольного возраста, требованиями законодательства в сфере санитарного благополучия населения.
Поставка продуктов питания в Учреждение осуществляется на условиях муниципального заказа. Оплата продуктов питания осуществляется за счет денежных средств (родительской платы), вносимых родителями (законными представителями) за присмотр и уход за детьми в Учреждении. Размер родительской платы устанавливается учредителем.
Судом также установлено, что в целях организации питания заведующей МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» Никулиной О.А. 09.01.2018 утверждено перспективное меню на 10 рабочих дней (2 недели).
На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по ЕАО Копылова П.В. от 12.11.2018 № 286 в отношении МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлено, что Учреждение осуществляет деятельность по организации питания воспитанников с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Как следует из акта проверки от 21.11.2018, основанного на экспертном заключении на проведенную санитарно-эпидемиологическую экспертизу, утвержденного главным врачом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО» в нарушение п.п. 15.1, 15.3, 15.6, 15.7 СанПиН 2.4.1.3049-13 питание воспитанников организовано без учета перспективного меню, утвержденного руководителем учреждения.
Так обед включает первое блюдо (суп), второе блюдо (гарнир и блюдо из мяса птицы), напиток (компот, кисель), отсутствует закуска (салат или порционные овощи, сельдь с луком), отсутствуют салаты.
Ежедневно в питании детей отсутствует кисломолочные напитки, не включены 2-3 раза в неделю творог, сметана.
Производство готовых блюд осуществляется не в соответствии с технологическими картами: на момент обследования в меню: завтрак: суп - лапша на курином бульоне, представлена технологическая карта № 2.29. в наименовании сырья указана морковь, которая в меню требовании на выдачу продуктов от 16.11.2018 отсутствует;
- на обед в меню указан свекольник с мясом и со сметаной технологическая карта № 5.10. в наименовании сырья имеется картофель, сметана с м.д.ж. не более 15 %, морковь в меню требовании на выдачу продуктов от 16.11.2018 картофель, сметана с м.д.ж. не более 15 %, морковь - отсутствует; плов из мяса говядины технологическая карта № 7.7. в наименовании сырья указана морковь, которая в меню требовании на выдачу продуктов от 16.11.2018 отсутствует;
- на ужин манный пудинг с киселем в наименовании сырья указана сметана, в меню требовании на выдачу продуктов от 16.11.2018 сметана отсутствует.
Кроме того, в нарушение п. 14.9. СанПиН 2.4.1.3049 в перечне технологического оборудования отсутствует 2 мясорубки для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов.
В нарушение п. 14.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 содержание витамина С на основании перспективного меню в возрастной категории 1-3 года составило 30,49 мг при норме 35 мг, в возрастной категории 3-7 лет составило 31,6 мг при норме 50 мг.
По факту выявленных нарушений МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» привлечено к административной ответственности 21.11.2018 в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, учреждению выдано предписание № 286 от 21.11.2018 об устранении выявленных нарушений.
Опрошенная в судебном заседании эксперт Черняускене Е.В. пояснила, что в соответствии с определением руководителя Управления Роспотребнадзора по ЕАО была проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза на предмет соответствия питания воспитанников МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. В ходе проведения экспертизы было установлено, что ежедневно воспитанникам в обед не дают салат либо порционные овощи либо сельдь с луком, отсутствуют кисломолочные напитки, 2-3 раза в неделю творог, сметана несмотря на то, что эти блюда включены в перспективное меню, утвержденное приказом заведующей учреждения. Кроме того, количество витамина С на основании перспективного меню менее, чем установлено СанПиН 2.4.1.3049-13 ежедневно для каждой возрастной категории детей.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с положениями санитарных правил об организации питания в дошкольных образовательных учреждений, суд считает обоснованными доводы истца о нарушении МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» при осуществлении образовательной деятельности п.п. 14.21, 15.1, 15.3, 15.6, 15.7 СанПиН 2.4.1.3049-13, что не оспаривалось в судебном заседании и представителем ответчика МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск».
Доказательств устранения выявленных нарушений ответчиками в судебное заседание представлено не было.
Отсутствие необходимого оборудования, предусмотренного санитарным законодательством, организация питания без учета перспективного меню противоречит принципу охраны здоровья несовершеннолетних воспитанников МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск».
В соответствии с частью первой статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Пунктом 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) установлено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322).
Согласно подпункту 7 пункта 4 статьи 40 Закона о защите прав потребителей должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Поскольку состав воспитанников МКДОУ «Детский сад № 2 п.Тепдлоозерск» может меняться в связи с выбытием детей и принятием новых воспитанников, круг лиц, права которых подлежат защите в данном деле, определить невозможно.
В связи с этим суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» обязанности приобрести две мясорубки для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов и включить их в перечень технологического оборудования, обеспечить питание детей в соответствии с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастов по приложению № 10 СанПиН 2.4.1.3049-13, включив в прием пищи «обед» закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), включив в ежедневное питание воспитанников кисломолочные напитки и 2-3 раза в неделю творог, сметану, производить готовые блюда в соответствии с технологическими картами.
Вместе с тем суд не соглашается с доводами представителя истца о нарушении МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» п.14.21 СанПиН 2.4.1.3049-13, исходя из следующего.
Как установлено пунктом 14.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 в целях профилактики недостаточности микронутриентов (витаминов и минеральных веществ) в питании детей используются пищевые продукты, обогащенные микронутриентами.
При отсутствии в рационе питания витаминизированных напитков проводится искусственная C-витаминизация. Искусственная C-витаминизация в дошкольных образовательных организациях (группах) осуществляется из расчета для детей от 1 - 3 лет - 35 мг, для детей 3 - 6 лет - 50,0 мг на порцию.
Препараты витаминов вводят в третье блюдо (компот или кисель) после его охлаждения до температуры 15 °C (для компота) и 35 °C (для киселя) непосредственно перед реализацией.
Витаминизированные блюда не подогреваются. Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника (при его отсутствии - иным ответственным лицом).
Данные о витаминизации блюд заносятся медицинским работником в журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд (таблица 2 Приложения N 8), который хранится один год.
В судебном заседании установлено, что МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» проводится ( в том числе и на дату проведения проверки) искусственная С-витаминизация в соответствии с вышеуказанными требованиями санитарных норм и правил, что подтверждается Журналом от 11.01.2016.
Суд также отмечает, что вывод о нарушениях дошкольным учреждением требований к проведению искусственной С-витаминизации основан истцом на данных о количестве витамина С в перспективном меню, то есть содержащегося в готовых блюдах, однако пунктом 14.21 СанПиН сведения о такой витаминизации подлежат отражению не в перспективном меню, а в журнале, оформленном в соответствии с Приложением № 8.
Заслуживает внимания и довод представителя ответчика МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» Никулиной О.А., что Журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд в ходе проверки не изучался, химический анализ третьего блюда (чай, компот) на содержание витамина С не проводился.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств нарушения МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» требований п. 14.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в данной части.
Согласно части 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 161 БК РФ предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Таким образом ответчик МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» является участником бюджетного процесса и получателем бюджетных средств, непосредственным распорядителем которых является администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО.
В связи с этим, соблюдение требований нормативно-правовых актов в части исполнения санитарно-эпидемиологических требований является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления как субъекта, обеспечивающего финансирование данного учреждения.
Материалами дела подтверждается, что МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» имеет большую задолженность перед поставщиками продуктов питания, о чем заведующая детским учреждением Никулина О.А. в течение 2018 года неоднократно уведомляла администрацию МО «Облученский муниципальный район», денежных средств на приобретение производственного инвентаря в смету дошкольного образовательного учреждения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов не заложено.
При таких обстоятельствах, суд также считает подлежащим удовлетворению требование Управление Роспотребнадзора по ЕАО об обязании администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозерск», выделить данному учреждению денежные средства на приобретение двух мясорубок для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов, а также на обеспечение питания детей в соответствии с учетом их физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах.
Определяя срок для исполнения ответчиками возлагаемой обязанности приобрести две мясорубки для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов и включить их в перечень технологического оборудования, а также выделить денежные средства на их приобретение суд, в соответствии со статьей 206 ГПК РФ, принимая во внимание порядок формирования бюджета, объем необходимых работ, требуемый для исполнения обязательства, полагает разумным и достаточным срок до 30.06.2019.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы)- по искам, предъявляемым в интересах неопределенного круга потребителей.
В связи с чем, с ответчика - муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в местный бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 103, 194-198, 199, 206 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО в интересах неопределенного круга лиц потребителей к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 2 п. Теплоозерск», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО о понуждении к совершению определенных действий по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, финансировании данных мероприятий, удовлетворить частично.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» в срок до 30.06.2019 приобрести две мясорубки для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов и включить их в перечень технологического оборудования.
Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 п. Теплоозерск» в срок до 30.06.2019 выделить данному учреждению денежные средства на приобретение двух мясорубок для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» обеспечить питание детей в соответствии с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастов по приложению № 10 СанПиН 2.4.1.3049-13, включив в прием пищи «обед» закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), включив в ежедневное питание воспитанников кисломолочные напитки и 2-3 раза в неделю творог, сметану, производить готовые блюда в соответствии с технологическими картами.
Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения«Детский сад № 2 п. Теплоозерск», выделить денежные средства для обеспечения учреждением питания детей в соответствии с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах.
В удовлетворении остальной части исковых требований Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО - отказать.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 п.Теплоозерск» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Суржикова