Дело №2-5520/2019
Изготовлено 20 сентября 2019 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 сентября 2019 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего – судьи Матвеевой О.Н.,
при секретаре Саакян Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Жилспецстрой» к Кяльминой О.П., Шаташвили Л.П. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Жилспецстрой» обратилось в Ленинский районный суд г.Мурманска с иском к Кяльминой О.П. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Определениями суда от 27.06.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Шаташвили Л.П., дело передано на рассмотрение по подсудности в Октябрьский районный суд г.Мурманска.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Жилспецстрой» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> на основании договора управления, утвержденного решением общего собрания собственников, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, собственником жилого помещения в цокольном этаже на поэтажном плате I-IV общей площадью 190 кв.м (кадастровый номер №) дома <адрес> является Кяльмина О.П.
За период с 01.12.2017 по 31.08.2018 у должника сформировалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 54.490 рублей 89 копеек.
Просит суд взыскать с ответчиков в пользу истца задолженность в указанном выше размере, пени в размере 3.524 рублей 73 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1.940 рублей.
Представитель истца ООО «Жилспецстрой» Алымова Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала. Кроме того, указала, что задолженность подлежит взысканию именно с Кяльминой О.П., поскольку в силу п.2 ст.391 ГК РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным, в связи с чем соглашение, заключенное между Кяльминой О.П. и Шаташвили Л.П. является ничтожной сделкой.
Ответчик Кяльмина О.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, направила в суд своего представителя.
Представитель ответчика Кяльминой О.П. – Кяльмин А.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований к Кяльминой О.П., указав, что в период нахождения жилого помещения в собственности Кяльминой О.П. об имеющейся задолженности ей не было известно. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Шаташвили Л.П., поскольку с 15.02.2019 между Кяльминой О.П. и Шаташвили Л.П. заключен договор купли-продажи жилого помещения, который зарегистрирован в Управлении Росреестра по Мурманской области 26.02.2019. Согласно п.3.2 договора купли-продажи покупатель с даты с даты подписания передаточного акта в полном объеме принимает на себя любое материальное бремя (включая коммунальные платежи за содержание помещения, отопление, водоотведение, энергоснабжение и т.п.) за весь период нахождения помещения общежития в собственности продавца. Передаточный акт был подписан 15.02.2019. Просил в удовлетворении исковых требований к Кяльминой О.П. отказать.
Ответчик Шаташвили Л.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, направила в суд своего представителя.
Представитель ответчика Шаташвили Л.П. - Шаташвили В.Г. в судебном заседании подтвердил, что при заключении договора купли-продажи учитывалась вероятность наличия задолженности по коммунальным платежам, размер которой известен не был; условиями договора (п.3.2.) предусмотрена ответственность покупателя по долгам продавца. Не согласился с размером задолженности. При этом, пояснил, что в настоящее время оплата не производится, поскольку между Шаташвили Л.П. и ООО «Жилспецстрой» имеется спор по залитию помещения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу положений части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании части 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В судебном заседании установлено, что ООО «Жилспецстрой» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с 27.06.2014 по 26.02.2019 собственником жилого помещения, расположенного по <адрес> являлась ответчик Кяльмина О.П.
С 26.02.2019 собственником указанного жилого помещения является Шаташвили Л.П.
Согласно представленному истцом расчету, за период с 01.12.2017 по 31.08.2018 у собственника указанного жилого помещения образовалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 54.490 рублей 89 копеек.
Представленный истцом расчет задолженности судом проверен, соответствует требованиям закона, является верным.
Наличие и размер задолженности при рассмотрении спора по существу ответчиками фактически не оспорены, доказательств, с достоверностью опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено.
Определяя лицо, на которое надлежит возложить ответственность по оплате образовавшейся задолженности, суд исходит из следующего.
Согласно представленным документам, 15.02.2019 между Кяльминой О.П. и Шаташвили Л.П. заключен договор купли-продажи помещения общежития, расположенного в цокольном этаже жилого дома по <адрес>, площадью 190,7 кв.м.
Согласно п.3.2 указанного договора покупатель с даты подписания передаточного акта в полном объеме принимает на себя любое материальное бремя (включая коммунальные платежи за содержание помещения, отопление, водоотведение, электроснабжение и т.п.) по содержанию помещения общежития за весь период нахождения помещения общежития в собственности продавца.
В тот же день подписан передаточный акт.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 2 статьи 391 Гражданского кодекса РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным.
Указанная норма защищает имущественное положение кредитора, позволяя ему выразить обязательную для сторон волю относительно возможности или невозможности вступления в обязательство нового должника. При этом, кредитор вправе оценить с точки зрения добросовестности участников соглашения и возможных неблагоприятных имущественных последствий для самого кредитора имущественное положение этого должника, а также цель заключения соглашения о переводе долга.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу прямого указания закона к ничтожным сделкам, в частности, относятся: соглашение о переводе должником своего долга на другое лицо при отсутствии согласия кредитора (пункт 2 статьи 391 ГК РФ).
В судебном заседании также установлено, что в договоре купли-продажи не указана сумма задолженности, её наличие на момент заключения договора и подписания передаточного акта не устанавливалось; управляющая компания не была поставлена в известность о переводе долговых обязательств.
Исходя из вышеизложенного, судом признаются обоснованными доводы представителя истца о том, что Кяльмина О.П. при заключении договора купли-продажи, фактически содержащего условие о переводе долга по коммунальным платежам, согласие на перевод долга от управляющей компании не получила, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того, стороной ответчиков указывалось, что между Кяльминой О.П., и ООО «Жилспецстрой» имеется спор о взыскании ущерба, причиненного в результате залития помещения, в связи с чем возможно производство взаимозачета требований. Однако, в настоящее время вина управляющей компании в залитии судом не установлена, спор по существу не разрешен; согласно пояснениям представителя истца, вина управляющей компании в причинении ущерба помещению в результате залития не установлена, находится в споре. Указанные обстоятельства в судебном заседании не опровергнуты, в связи с чем, довод о взаимозачете требований не может быть принят во внимание.
При таких обстоятельствах, задолженность подлежит взысканию с Кяльминой О.П., поскольку с период, за который образовалась задолженность, она являлась собственником жилого помещения.
Истец просит также взыскать с ответчика неустойку в виде пени в размере 3.524 рублей 73 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу статьи 332 Гражданского кодекса РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (или иными нормативными актами), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Расчет пени, представленный истцом, в судебном заседании также не оспорен, соответствует требованиям закона и принимается судом.
Таким образом, с ответчика Кяльминой О.П. также подлежат взысканию пени в указанном размере.
В силу пункта 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В силу указанной нормы закона, с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 1.940 рублей.
В удовлетворении исковых требований к ответчику Шаташвили Л.П. надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Жилспецстрой» к Кяльминой О.П. – удовлетворить.
Взыскать с Кяльминой О.П. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилспецстрой» задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.12.2017 по 31.08.2018 в размере 54.490 рублей 89 копеек, пени в размере 3.524 рубля 73 копейки, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1.940 рублей, а всего 59.955 рублей 62 копейки.
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Жилспецстрой» к Шаташвили Л.П. – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Матвеева