№ 2-986/2013 г. Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2013 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Смирновой С.А.
при секретаре судебного заседания Бородкиной А.Н.
с участием представителя истца Ильмусевой М.А. Даниловой И.В., действующей на основании доверенности от,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильмусевой ФИО8 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании решения незаконным
У С Т А Н О В И Л:
Ильмусева М.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии о признании незаконным решения от 17 июня 2013 года № 318 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, об обязании включить в специальный медицинский трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном порядке за один год работы как один год и три месяца период с 16 декабря 1991 по 21 июля 1994 г.- в качестве заведующей <данные изъяты> фельдшерским пунктом <данные изъяты>; период обучения на курсах повышения квалификации с 01 августа 1988 года по 19 августа 1988 года, с 29 января 2002 года по 01 марта 2002 года, с 12 сентября 2007 года по 12 ноября 2007 года, с 03 апреля 2012 года по 05 мая 2012 года в календарном исчислении; период нахождения в отпуске по беременности и родам с 03 мая 1989 года по 21 августа 1989 года, с 22 августа 1989 года по 26 декабря 1990 года- отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет в льготном исчислении как один год и три месяца за один год работы и назначении досрочно трудовой пенсии в связ с осуществлением медицинской деятельности со дня обращения с 14 июня 2013 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения.
Иск мотивирован тем, что Решением Управления Пенсионного фонда в Чебоксарском районе Чувашской Республики от 17 июня 2013 года № 318 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Ильмусевой М.А. отказано в соответствии с подп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией 14 июня 2013 года. При этом в специальный стаж в указанном порядке не включены вышеуказанные периоды, Ильмусева М.А. считает отказ в этой части незаконным, просит обязать ответчика включить в специальный медицинский стаж указанные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения.
Истец Ильмусева М.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель истца Данилова И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привела их суду.
Представитель ответчика УПФ РФ в Чебоксарском районе, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, заслушав объяснения представителя истца Даниловой И.В, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела Ильмусевой М.А., приходит к следующему.
Положениями ст.ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, предусмотрено, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно имеющейся в деле справке № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Ильмусева М.А. работала акушеркой <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта <данные изъяты> с 01.08.1988 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), затем с 16.12.1991 г. переведена на должность заведующей <данные изъяты> фельдшерским пунктом- медицинской сестрой (приказ № от 16.12.1991г.), проработала в данной должности до ДД.ММ.ГГГГ и освобождена от занимаемой должности по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, требования о включении периода работы с 16 декабря 1991 по 21 июля 1994 г. в специальный стаж истицы подлежат удовлетворению, так как материалами дела подтверждается осуществление ею медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения в должности среднего медицинского персонала (фельдшера).
Суд находит также незаконным оспариваемое решение в части не включения в специальный стаж периоды обучения истца Ильмусевой М.А. на курсах повышения квалификации в силу следующего.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации составляют с 01 августа 1988 года по 19 августа 1988 года.
Согласно свидетельству о повышении квалификации (регистрационный №) Ильмусева М.А. в период с 29 января 2002 года по 01 марта 2002 года повышала квалификацию в <данные изъяты> отделение повышения квалификации по циклу «<данные изъяты>». Из свидетельства о повышении квалификации (регистрационный №) следует, что Ильмусева М.А. в период с 12 сентября 2007 года по 12 ноября 2007 года повышала квалификацию в <данные изъяты> отделение повышения квалификации по циклу «<данные изъяты>». А также в соответствии со свидетельством о повышении квалификации (регистрационный №), Ильмусева М.А. в период с 03 апреля 2012 года по 05 мая 2012 года повышала квалификацию в <данные изъяты> по циклу усовершенствования «<данные изъяты>».
В силу специальных нормативных актов для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что периоды обучения работника на курсах повышения квалификации приравниваются к трудовой деятельности и должны быть включены в трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пп. "а" п. 5 данных Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Согласно Перечню должность, с которой истец уходила в отпуск по беременности и родам входит в перечень должностей, к периодам работы на которых применяется льготный порядок исчисления стажа работы в учреждениях согласно Перечня.
В данной связи, период получения пособия по беременности и родам с 03 мая 1989 г. по 21 августа 1989 г. подлежит исчислению в льготном порядке и включению его в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ N 173-ФЗ.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ в период с 22 августа 1989 года по 26 июня 1990 года истица Ильмусева М.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, а в период с 27 декабря 1990 года по 26 декабря 1991 года - в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
В таком случае, при решении вопроса о том, подлежит ли включению в стаж для назначения пенсии отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, следует руководствоваться законодательством, действовавшим на период предоставления указанного отпуска, и исходить из того, включался ли указанный период в аналогичный стаж в момент предоставления отпуска.
По ранее действовавшему законодательству отпуск по уходу за ребенком включался в стаж работы по специальности для назначения пенсии за выслугу лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей", с 1 декабря 1989 года была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства" были внесены изменения в "Основы законодательства СССР и союзных республик о труде", утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года, в соответствии с которыми женщине по ее заявлению предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно п. 7 совместного Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Учитывая изложенное, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 27 декабря 1990 года по 26 декабря 1991 года подлежит включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.
Управлением Пенсионного фонда в Чебоксарском районе продолжительность специального стажа работы Ильмусевой М.А. установлена 25 года 08 месяцев 24 дня при требуемом 30 лет работы в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.
Поскольку истица Ильмусева М.А. претендует на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как работник учреждения здравоохранения в сельской местности, то для льготного назначения пенсии ей требуется специальный стаж работы не менее 25 лет.
При зачете вышеуказанных спорных периодов работы истицы Ильмусевой М.А. на дату обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости специальный трудовой стаж истицы в учреждениях здравоохранения составлял более 25 лет.
Истица просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Чебоксасрком районе Чувашской Республики назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, те есть с 14 июня 2013 года.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом удовлетворенной части исковых требований, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии 14 июня 2013 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Ильмусева М.А. имела необходимый 25-летний специальный стаж, следовательно, с указанного дня ей должна быть назначена выплата досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, понесенные истцом, суд относит на ответчика по правилам ст. 98 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец просит возместить судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты>.
В подтверждение понесенных расходов на оплату услуг представителя суду представлены: договор на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГг., заключенный истцом с Даниловой И.В., и квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.
Суд находит заявление истца о возмещении за счет ответчика расходов на оплату услуг представителя частичному удовлетворению и определяет его размер в размере <данные изъяты>, полагая, что указанная сумма отвечает требованиям разумности, соответствует объему совершенных представителем процессуальных действий, сложности и объему дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии № 318 от 17 июня 2013 года в части отказа Ильмусевой ФИО8 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, включения в специальный стаж период работы с 16 декабря 1991 по 21 июля 1994 г.- в качестве заведующей Кайревским фельдшерским пунктом Буинской ЦРБ; период обучения на курсах повышения квалификации с 01 августа 1988 года по 19 августа 1988 года, с 29 января 2002 года по 01 марта 2002 года, с 12 сентября 2007 года по 12 ноября 2007 года, с 03 апреля 2012 года по 05 мая 2012 года в календарном исчислении; период нахождения в отпуске по беременности и родам с 03 мая 1989 года по 21 августа 1989 года, с 22 августа 1989 года по 26 декабря 1990 года- отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Ильмусевой ФИО8 периоды:
- с 16 декабря 1991 по 21 июля 1994 г.- в качестве заведующей <данные изъяты> фельдшерским пунктом <данные изъяты> в льготном исчислении как один год и три месяца за один год работы;
- период обучения на курсах повышения квалификации с 01 августа 1988 года по 19 августа 1988 года, с 29 января 2002 года по 01 марта 2002 года, с 12 сентября 2007 года по 12 ноября 2007 года, с 03 апреля 2012 года по 05 мая 2012 года в календарном исчислении;
- период нахождения в отпуске по беременности и родам с 03 мая 1989 года по 21 августа 1989 года, с 22 августа 1989 года по 26 декабря 1990 года - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет в льготном исчислении как один год и три месяца за один год работы.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики назначить Ильмусевой ФИО8 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 14 июня 2013 года.
Взыскать с Управления ПФР в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии в пользу ФИО3 в возмещение расходов на оплату за составление искового заявления <данные изъяты>, расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение вынесено 26 августа 2013 года.
Председательствующий: С.А. Смирнова