Уникальный идентификатор дела № 65RS0001-01-2024-002975-03
Дело № 2-4045/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Южно-Сахалинск 26 сентября 2024 года
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Осколковой А.Н.,
при секретаре судебного заседания Пресняковой М.Н.,
с участием истца ФИО10, представителя истца ФИО12, представителя ответчика ГСК 64, действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ ФИО13, представителя третьего лица на стороне ответчика не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента землепользования города Южно-Сахалинска, администрации г. Южно-Сахалинска, действующего на основании доверенностей ФИО14,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО16 к Гаражно-строительному кооперативу «64» о признании права собственности на кооперативный гараж в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО18 обратился в суд с иском к Гаражно-строительному кооперативу «64» о признании права собственности на кооперативный гараж №, расположенный <адрес> в силу приобретательной давности. В обоснование заявленных требований истец указал, что 17 июня 1986 года по решению Южно-Сахалинского исполнительного комитета городского совета народных депутатов № 153 «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев» был организован ГСК-64, а именно кооператив по строительству и эксплуатации коллективных гаражей – стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев СМУ <данные изъяты>.
19 сентября 1986 года решением Южно-Сахалинского исполнительного комитета городского совета народных депутатов № 216 «О согласовании мест распоряжения объектов перспективного проектирования и об отводе земельных участков под государственную застройку» принято решение о согласовании ГСК 64 земельного участка №, расположенного <адрес>, для разработки проектно-сметной документации на строительство кооперативных гаражей на 50 мест стоянок ориентировочной площадью 0,3 га.
16 февраля 1987 года был выдан государственный акт ГСК 64 о том, что за Гаражно-строительным кооперативом № 64 закрепляются в бесплатное пользование 0,3 га земли в границах согласно плану землепользования на 50 мест-стоянок.
Указывает, что в 1986 году его знакомый ФИО20 был трудоустроен в тресте <данные изъяты> и лично принимал участие в возведении данного объекта. По окончании строительства гаражный бокс № был передан ФИО22 в пользование. В 2000 году в связи с переездом на другое место жительства ФИО21 предложил истцу выкупить у него данный гаражный бокс, после передачи денежных средств отдал истцу ключи от ворот, но никаких документов на гараж не предоставил. В период 2000 года истец добросовестно, открыто, непрерывно владеет данным гаражом как собственным.
Согласно протокольному определению суда от 24 апреля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора был привлечен ФИО23.
19 августа 2024 года согласно протокольному определению суда к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований была привлечена администрация г. Южно-Сахалинска.
Истец и представитель истца в ходе судебного разбирательства настаивали на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске, а именно признании права собственности на гараж именно в силу приобретательной давности.
Представитель ответчика ГСК «64» в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, пояснил, что прежний председатель ГСК 64 никакой деятельности не вел. Был избран председатель ГСК 64, который принял меры к оформлению юридического лица, а также оформлению гаражных боксов и земельного участка.
Представитель третьего лица на стороне ответчика не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента землепользования города Южно-Сахалинска, администрации г. Южно-Сахалинска, действующая на основании доверенностей ФИО15 в судебном заседании ссылаясь на доводы отзыва, просила в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо ФИО24 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, оценив представленные доказательства, как отдельности, так и в их совокупности, суд исходит из следующего.
Как следует из ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В ч. 1 ст. 8.1 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Согласно ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В силу ч. 4 ст. 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя.
С учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательской давности", заявляя требования о признании права собственности в порядке приобретательной давности, истец должен доказать одновременное наличие всех признаков приобретательной давности (добросовестность, открытость, непрерывность) на протяжении 15 лет. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
Способ приобретения права собственности в порядке ст. 234 ГК РФ относится к первоначальным, так как права приобретателя не основаны на прежней собственности, а зависят от совокупности пяти обстоятельств, указанных в пункте 1 указанной статьи. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
При этом в пункте 16 вышеназванного совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Как следует из справки к проекту решения о согласовании мест расположения объектов перспективного проектирования и об отводе земельных участков под государственную застройку от 16 сентября 1986 года, председателем ГСК № 64 являлся ФИО25
Решением Южно-Сахалинского городского совета народных депутатов исполнительного комитета от 19 сентября 1986 № 216 «О согласовании мест расположения объектов перспективного проектирования и об отводе земельных участков под государственную застройку» принято решение согласовать ГСК № 64 земельный участок <адрес>, для разработки проектно-сметной документации на строительство кооперативных гаражей на 50-мест стоянок (строительный № 11). Ориентировочной площадью участка - 0,3 га.
Решением Исполнительного комитета Южно-Сахалинского городского совета народных депутатов от 16 февраля 1987 года № 65 ГСК № 64 отведен земельный участок №, расположенный <адрес>, для строительства одного блока гаражей на 50 машино-мест (строительный № 11) в соответствии с разработанной и согласованной проектно-сметной документацией. Площадь участка в границах благоустройства – 0,3 га. Этим же решением ГСК № 64 и предписано совместно с ГСК №, гаражи которых расположены на смежных площадках, построить и постоянно содержать подъезды к гаражам на участке объездной автодороги до гаражей.
Государственным актом на право пользования землей от 16 марта 1987 № А-I № 665384 ГСК № 64 предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок для строительства одного блока кооперативных гаражей на 50 мест-стоянок, площадью 0,3 га на основании решения горисполкома от 16 февраля 1987 № 65.
Согласно выписке из ЕГРН от 15 апреля 2024 года, земельный участок с кадастровым номером № расположен <адрес>, земельный участок №, вид разрешенного использования «строительство кооперативных гаражей на 50-мест стоянок (строительный № 11)», площадь 3 000 кв.м., категория земель не установлена. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Согласно сведениям ГБУ Сахалинской области «Сахалинский центр государственной кадастровой оценки» по состоянию на 01 января 2013 года инвентарное дело в отношении ГСК № 64 на комплекс гаражей, расположенных <адрес>, земельный участок №, отсутствует.
Действующий ГСК № 64 правопреемником ГСК № 64, которому предоставлен в пользование земельный участок для строительства гаражей, не является, о чем свидетельствуют учредительные документы, из которых следует, что общество создано и поставлено на учет 10 августа 2022 года как самостоятельное юридическое лицо.
Председателем ГСК № 64, являющийся также лицом, уполномоченным действовать без доверенности, является ФИО26.
Из п. 1 Устава ГСК № 64 следует, утвержденного протоколом общего собрания учредителей №1 от 28 июля 2022 года, следует, что кооператив создан решением общего собрания учредителей, объединившихся на основе удовлетворения потребностей членов Кооператива в строительстве гаражей.
В соответствии со справкой №/с, выданной председателем ГСК № 64 ФИО27 07 декабря 2022 года, ФИО19 является членом кооператива, ему на праве собственности принадлежит помещение № площадью 20,7 кв.м., расположенное <адрес>, земельный участок №, в пределах которого расположены гаражные боксы. Объект построен в 1986 году, задолженности по членским и паевым взносам не имеется.
Какие-либо документы от прежнего председателя ГСК № 64 ФИО28 не передавались.
Из имеющихся в материалах дела фотографий видно, что гаражные боксы содержатся в надлежащем состоянии.
Размещение спорного объекта соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
Согласно материалам дела, в частности, заключению эксперта № кооперативные гаражи являются объектом недвижимости, имущество находится в технически исправном состоянии, соответствуют градостроительным, строительным, техническим и иным нормам и правилам, предусмотренным для объектов недвижимости, пригодны для эксплуатации, не создают угрозу жизни и здоровью людей.
У суда нет оснований сомневаться в объективности экспертного заключения, поскольку данное заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства; компетентным экспертом; представленное экспертное заключение является полными и достаточными для принятия его в качестве надлежащего доказательства.
Факт владения спорным гаражом, как своим собственным, ФИО29 добросовестно, открыто и непрерывно более 20 лет в судебном заседании не оспаривался. В период давностного владения истца прав на него со стороны третьих лиц не заявлялось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО11 о признании права собственности на спорный гаражный бокс в силу давностного владения им на основании ст. 234 ГК РФ.
Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРН.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО17 к Гаражно-строительному кооперативу «64» о признании права собственности на кооперативный гараж в силу приобретательной давности - удовлетворить.
Признать за ФИО30 (паспорт №) право собственности на гараж №, расположенный <адрес>, на земельном участке №, в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня постановления в окончательном виде.
Председательствующий А.Н. Осколкова
Дата составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий А.Н. Осколкова