Дело № 2а-9932/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2017 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Краснова В.Б.,
при секретаре Лукониной Н.В.,
с участием Калинина С.А., представителя Военного комиссариата Республики Коми - Соловьева М.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Калинина С.А. к Призывной комиссии муниципального образования городского округа «Сыктывкар», Военному комиссариату Республики Коми по г. Сыктывкар, Сыктывдинскому и Корткеросскому районов о признании действий незаконным,
установил:
Калинин С.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату Республики Коми по г. Сыктывкар, Сыктывдинскому и Корткеросскому районов о признании незаконным решения о призыве на военную службу.
В обоснование административного иска указано, что решением призывной комиссии от 11.10.2017 Калинин С.А. призван на военную службу. Административный истец с указанным решением не согласен, поскольку он является педагогическим работником образовательного учреждения, которые призываются на военную службу с 01 мая по 15 июля, т.е. в весенний призыв.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Военный комиссариат Республики Коми.
Калинин С.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Военного комиссариата Республики Коми – Соловьев М.В. просил в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Призывная комиссия МО ГО «Сыктывкар», Военный комиссариат Республики Коми по г. Сыктывкар, Сыктывдинскому и Корткеросскому районов о времени и месте рассмотрения дела извещались судом в порядке, предусмотренном ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили.
Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, заинтересованного лица.
Выслушав административного истца, представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что решением от 11.10.2017 призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», созданной Распоряжением Главы Республики Коми от 20.09.2017 № 262-р, принятым по результатам медицинского освидетельствования, определившего категорию годности Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями), Калинин С.А. был призван на военную службу.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В силу положений статьи 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.
В соответствии Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия (п. 3), военный комиссариат организует призыв на военную службу посредством структурных подразделений (п. 2).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Статьи 28 данного Закона предусматривает, что решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с общим правилом, изложенным в пункте 1 ст. 25 названного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации, за некоторыми исключениями.
В частности, подпунктом «в» пункта 1 данной статьи предусмотрено, что граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций, призываются на военную службу с 01 мая по 15 июля.
На основании подпункта «а» указанной статьи граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 01 мая по 15 июля или с 01 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с Директивой Генерального штаба ВС РФ № 37 от 15.07.2004, в Республике Коми, за исключением г. Сыктывкара, призыв граждан на военную службу осуществляется 1 раз в год с 01 ноября по 31 декабря.
Следовательно, на административного истца распространяется положение пункта 1 ст. 25 Федерального закона, предусматривающего призыв граждан на военную службу проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 октября по 31 декабря.
Данная норма является специальной по отношению к подпункту «в» этой же статьи, регулирующей призыв на военную службу педагогических работников.
В силу изложенного отсутствуют основания как для признания решения призывной комиссии, так и действий Военного комиссариата по вручению повестки незаконными, поскольку в рассматриваемом случае нарушений в части осуществления мероприятий, связанных с призывом на военную службу административного истца не усматривается, таковые проведены в установленные законом сроки, в порядке, предусмотренном специальным законом, исходя из компетенции уполномоченных на то органов и прав призывника не нарушают.
Следовательно, заявленные требования Калинина С.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
Административное исковое заявление Калинина С.А. к Призывной комиссии муниципального образования городского округа «Сыктывкар», Военному комиссариату Республики Коми по г. Сыктывкар, Сыктывдинскому и Корткеросскому районов о признании незаконным решения о признании действий незаконными оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Б. Краснов
Копия верна В.Б. Краснов