УИД 63RS0045-01-2024-003082-19
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6343/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 октября 2024 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Фокина Артема Геннадьевича на вступившие в законную силу постановление судьи Промышленного районного суда города Самары от 8 мая 2024 года, решение судьи Самарского областного суда от 27 июня 2024 года, вынесенные в отношении президента Самарской общественной организации ЛГБТ + «Ирида» Фокина Артема Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи Промышленного районного суда города Самары от 8 мая 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Самарского областного суда от 27 июня 2024 года, Фокин Артем Геннадьевич (далее Фокин А.Г.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Фокин А.Г. просит отменить вынесенное в отношении него решение судьи Самарского областного суда от 27 июня 2024 года, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Фокина А.Г. к административной ответственности) непредставление или несвоевременное представление иностранным агентом в уполномоченный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации об иностранных агентах, либо представление в уполномоченный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 19.34 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в иностранных структурах без образования юридического лица, общественных объединениях, действующих без образования юридического лица, иных объединениях лиц, совершившие административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – Закон № 255-ФЗ) лица, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона включены в реестры, предусмотренные частью 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации», частью 4 статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», список, предусмотренный частью 3 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сохраняют (приобретают) статус иностранного агента и подлежат включению в реестр, предусмотренный статьей 5 названного Федерального закона.
Пунктом 1 части 8 статьи 9 Закона № 255-ФЗ установлено, что иностранный агент обязан представлять в уполномоченный орган или его территориальный орган следующие сведения:
1) отчет о своей деятельности, включающий отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе;
2) об учредителях (о членах, об участниках), о персональном составе руководящих органов и работников;
3) об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученном от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), о целях и об объеме распределения (расходования, использования), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников;
4) информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
5) заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий;
6) об изменениях в сведениях, указанных в пунктах 1 - 5 настоящей части.
Приказом Минюста России от 29 ноября 2022 года № 304 утверждены Порядок и формы представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Закона № 255-ФЗ (далее - Порядок).
Согласно названному Порядку представление отчетности осуществляется, в том числе по формам, приведенным в приложении № 3 (форма № ОИА001 и форма № ОИА007), один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля); в приложениях № 5 (форма № ОИА003), № 9 (форма № ОИА № 007) данного порядка, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября).
На основании части 4 статьи 1 Закона № 255-ФЗ статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее – уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о таком лице в реестре иностранных агентов.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2022 года № 1741-р Самарская общественная организация ЛГБТ+ «Ирида» включена в реестр, выполняющих функции иностранного агента.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Фокина А.Г. к административной ответственности на основании части 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в установленный законом срок изложенные выше обязанности иностранного агента организацией не исполнены, соответствующие сведения (отчеты по формам № ОИА001 и № ОИА002 за второе полугодие 2023 года, № ОИА003 и № ОИА007 за 2 и 3 кварталы 2023 года) в уполномоченный орган не представлены.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Правильность выводов судебных инстанций о виновности Фокина А.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.
Доводы заявителя признании решения судьи областного суда незаконным, поскольку жалоба рассмотрена в его отсутствие, он не мог явиться в судебное заседание ввиду избрания в отношении него меры пресечения в виде домашнего ареста, являются несостоятельными, не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно постановлению судьи Промышленного районного суда города Самары от 31 мая 2024 года в отношении Фокина А.Г. избрана мера пресечения в виде домашнего ареста сроком до 27 июля 2024 года.
Из указанного постановления следует, что Фокину А.Г. запрещено выходить за пределы жилого помещения без разрешения следователя и контролирующего органа, суда, за исключением необходимости явки по вызову следователя или суда для участия в следственных и процессуальных действиях, посещения в экстренных случаях учреждений здравоохранения для получения неотложной медицинской помощи в сопровождении контролирующего органа, имел возможность общаться с защитником.
14 мая 2024 года Фокиным А.Г. была подана жалоба на постановление судьи Промышленного районного суда города Самары от 8 мая 2024 года.
Подавая жалобу на указанное постановление судьи районного суда, Фокин А.Г. мог обратиться к следователю, контролирующему органу, суду за разрешением для участия в судебном заседании по его жалобе.
Однако, за указанным разрешением не обращался, об избрании в отношении него меры пресечения суду апелляционной инстанции не сообщил.
В связи с чем, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении обоснованно рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия Фокина А.Г. при наличии сведений о его надлежащем извещении.
Действия Фокина А.Г. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку, подробно приведенную в судебном решении.
Несогласие Фокина А.Г. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Фокина А.Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения названного лица к административной ответственности соблюден.
Право названного лица на защиту при производстве по делу не нарушено.
Административное наказание назначено Фокину А.Г. в пределах санкции части 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Промышленного районного суда города Самары от 8 мая 2024 года, решение судьи Самарского областного суда от 27 июня 2024 года, вынесенные в отношении президента Самарской общественной организации ЛГБТ + «Ирида» Фокина Артема Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Фокина А.Г. – без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова