Решение по делу № 33-1289/2017 от 17.11.2017

Председательствующий – Айманова Е.В.      Дело № 33-1289

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 ноября 2017 года           г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Солоповой И.В.,

судей – Шинжиной С.А., Ялбаковой Э.В.,

при секретаре – Абашкиной А.Ф.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе Нуримановой НФ на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 26 сентября 2017 года, которым

отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Улаганского района в интересах Нуримановой НФ к Администрации МО «Улаганский район» о признании незаконным пункта 2 постановления Администрации МО «Улаганский район» от 27.02.2017 года об обязании восстановить Нуриманову Н.Ф. в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Север и приравненных к ним местностей.

Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Улаганского района в интересах Нуримановой Н.Ф. обратился в суд с иском к Администрации МО «Улаганский район» о признании незаконным пункта 2 постановления, об обязании восстановить Нуриманову Н.Ф. в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Требования мотивированы тем, что постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 23.07.2001 года Нуриманов Л.О. поставлен на учет для улучшения жилищных условий в категорию «Инвалиды». Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 23.12.2014 года очередь Нуриманова Л.О. в связи со смертью, переоформлена на имя его супруги Нуримановой Н.Ф. Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 27.02.2017 года Нуриманова Н.Ф. исключена из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно письма Министерства регионального развития от 13.02.2017 года . Основанием для снятия явился факт предоставления субсидии в размере 974 385 рублей на приобретение жилья, утраченного в результате землетрясения, произошедшего в 2003-2004 годы. Вместе с тем факт получения данной субсидии документами не подтвержден. Данная социальная выплата на приобретение жилья имела иной характер (взамен утраченного в результате землетрясения) и не направлена на реализацию прав граждан в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Суд вынес вышеизложенное решение, с которым Нуриманова Н.Ф. в апелляционной жалобе выражает несогласие, просит отменить решение суда, указывая на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Жалоба мотивирована тем, что основания возникновения права для получения субсидии на приобретение жилья гражданам, лишившимся жилья в результате землетрясения, произошедшего в сентябре-октябре 2003 года, носят иной характер, чем основания возникновения и предмет социальных выплат на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Вопрос об участии Нуримановой Н.Ф. в подпрограмме «Жилище» на 2015-2020 годы жилищной комиссией МО «Улаганский район» не рассматривался, в постановлении Администрации МО «Улаганский район» от 27.02.2017 года и в исковом заявлении не указан и соответственно не был предметом рассмотрения. Получение гражданином субсидии на приобретение жилья, утраченного в результате землетрясения к социальной выплате для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера отношения не имеет и не может быть основанием для снятия гражданина с регистрационного учета в порядке и по основаниям, предусмотренным п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, содержащего исчерпывающий перечень оснований для снятия с учета граждан признанных нуждающимися в получении социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, которым должен был руководствоваться суд при разрешении спора. Отсутствие соответствующих записей в государственных реестрах прав на недвижимое имущество, вопреки выводам суда, свидетельствует об отсутствии жилых помещений у Нуримановой Н.Ф. и членов ее семьи за пределами МО «Улаганский район». Вывод суда о получении Нуримановой Н.Ф и членами ее семьи субсидии на приобретение жилья, утраченного в результате землетрясения основан на показаниях Юрина В.И. При этом факт получения денег Нуримановой Н.Ф. доказательствами не подтвержден. Также, суд в качестве доказательства получения субсидии указывает договор купли-продажи от 11.02.2005 года, однако договор продажи жилого дома не прошедший государственную регистрацию считается не заключенным и не может быть основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. Кроме того, договор представлен в копии, поэтому не может являться доказательством по делу. Жилищной комиссией МО «Улаганский район» нарушен порядок принятия решения о снятии Нуримановой Н.Ф. с очереди на получение социальной субсидии. Ходатайство по данному вопросу судом надлежащим образом не рассмотрено, определение в адрес Нуримановой Н.Ф. не направлено.

В дополнениях к апелляционной жалобе Нуриманова Н.Ф. указывает на то, что оригинал договора купли-продажи квартиры суду не предоставлялся.

В возражениях на апелляционную жалобу глава администрации МО «Улаганский район» Санин Н.А. указывает на законность и обоснованность решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной и дополнительной апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав прокурора Дедина А.С., поддержавшего жалобу Нуримановой Н.Ф., представителя администрации МО «Улаганский район» Белееву А.А. и представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Николаеву М.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, в связи со следующим.

    Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации МО «Улаганский район» от 23.07.2001 г. на основании ФЗ от 25.07.1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Нуриманов ЛО поставлен на учет для улучшения жилищных условий по категории «инвалиды» с 23.07.2001г. с составом семьи 4 человека.

Согласно повторного свидетельства о заключении брака от <дата> года, Негодова НИ и Нуриманов ЛО заключили брак <дата> года, после заключения брака присвоены фамилии: Нуриманов, Нуриманова.

<дата> года Нуриманова НИ переменила фамилию, имя и отчество на Байрамову НФ, что следует из свидетельства о перемене имени. В запись акта о заключении брака от <дата> года внесены изменения о том, что Байрамова НФ и Нуриманов ЛО заключили брак, после заключения брака присвоены фамилии: Нуриманов, Нуриманова, что подтверждается повторным свидетельством о заключении брака от <дата> года.

14 апреля 2011 года Нуриманова Н.Ф. обратилась в Администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Нуриманов Л.О. умер <дата> года (свидетельство о смерти от <дата>).

21 октября 2014 года Нуриманова Н.Ф. обратилась в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, вместо умершего мужа Нуриманова Л.О.

Согласно постановлению администрации МО «Улаганский район» от 23.12.2014 года решением жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» от 22.12.2014г. постановлено переоформить очередь Нуриманова Л.О. в связи с его смертью на имя супруги Нуримановой Н.Ф. в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 27.02.2017 года на основании протокола заседания жилищной комиссии Администрации МО «Улаганский район» от 27.02.2017 №3 Нуриманова Н.Ф. снята из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку согласно письма Министерства регионального развития Республики Алтай в июне 2005 года Нуримановой НИ перечислена субсидия в размере 974 385 рублей на приобретение жилья, утраченного в результате землетрясения, произошедшего на территории Улаганского района в 2003-2004 годы.

Судом первой инстанции установлено, что на основании свидетельства от 04.02.2005 года о праве гражданина на приобретение жилья лишившегося его в результате землетрясения, произошедшего в сентябре-октябре 2003 года на территории Республики Алтай, Нуриманова Н.И. является получателем субсидии на приобретения жилья за счет средств бюджета в размере 974 385 рублей.

Основанием для перечисления денежных средств явился договор купли-продажи от 11.02.2005 года, по условиям которого ЮВИ, именуемый «продавец», и Нуриманова Н.И., Нуриманов Л.О., Нуриманова Э.Л., Нуриманов Р.Л., именуемые «покупатель» заключили договор, согласно которого продавец обязуется передать, а покупатель обязуется принять в собственность и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора ? жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Указанная ? жилого дома приобретается покупателем за 974 385 рублей. Расчет между сторонами производится следующим образом: 365 000 рублей покупатель оплачивает наличными сразу после заключения договора, оставшуюся сумму путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный продавцом: счет ИСМ. На договоре имеется регистрационный штамп Томского областного регистрационного центра от 11.02.2005 года о государственной регистрации сделки.

Из заявления, удостоверенного нотариусом 01.03.2005 года, следует, что Нуримановы получили свидетельство от 04.02.2005 года на приобретение жилья, на основании свидетельства заключили договор купли-продажи жилого дома, стоимостью за 974 385 рублей. Разница между утраченной площадью 110,1 кв.м. и фактически приобретенным жильем составляет 45,8 кв.м. В связи с чем, заявили, что отказываются от каких-либо претензий на разницу площади 45,8 кв.м. или в их денежном выражении, если продавец ЮВИ получит за жилье 64,3 кв.м. 974 385 рублей.

Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай на счет Администрации Улаганского района перечислены денежные средства в сумме 974 385 рублей, что подтверждается карточкой счета .

Из книги текущих счетов распорядителей кредитов и кассовых расходов за 2005 год следует, что 07.07.2005 года Администрация Улаганского района перечислила денежные средства в сумме 974385 рублей на счет ИСМ. (платежное поручение от 07.07.2005 года).

Согласно информации ПАО «Сбербанк России» от 14.07.2017 года, на счет ИСМ., открытый в Томском отделении ПАО «Сбербанк России» 07.07.2005 года зачислены денежные средства в размере 974 385 рублей.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ФЗ от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материально права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что отпали основания для признания Нуримановой Н.Ф. нуждающейся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющей право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, в связи с тем, что в 2005 году Нуриманова Н.Ф. уже реализовала свое право на получение субсидии на приобретение жилья, получив 974385 рублей из средств федерального бюджета, на которые приобрела ? долю жилого дома по адресу: <адрес>

Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Доводы жалобы о том, что основания возникновения права для получения субсидии на приобретение жилья гражданам, лишившимся жилья в результате землетрясения, произошедшего в сентябре-октябре 2003 года носят иной характер, чем основания возникновения и предмет социальных выплат на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку истец была снята с учета в связи с предоставлением субсидии на приобретение жилья, утраченного в результате землетрясения, произошедшего на территории Улаганского района в 2003-2004 годах, тогда как одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии является отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.

По смыслу ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, пп. «в, и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879, граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств. Учитывая характер и назначение указанных выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, наличие жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей влечет безусловную утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение социальных выплат.

Ст.1 Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", устанавливающая, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, вступила в действие с 01 января 2012 года.

Положениями ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. от Федерального закона от 17.07.2011 года № 212-ФЗ предусмотрено, что право на получение жилищных субсидий сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов, приравненных к районам Крайнего Севера, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, изначально установил условия возникновения этого права, связанные либо с отсутствием у граждан, желающих выехать из районов, приравненных к районам Крайнего Севера, других жилых помещений на территории РФ за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Доводы жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании закона.

Указание в жалобе на то, что отсутствие соответствующих записей в государственных реестрах прав на недвижимое имущество, вопреки выводам суда свидетельствует об отсутствии жилых помещений у Нурмановой Н.Ф. и членов ее семьи за пределами МО «Улаганский район», не может быть принято во внимание, поскольку как верно указал суд первой инстанции регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.

Из совокупности представленных доказательств следует, что Нуриманова Н.И. (Нуриманова Н.Ф.) являясь получателем субсидии на приобретение жилья за счет средств бюджета в размере 974 385 рублей, как гражданин имеющий право на приобретение жилья лишившегося его в результате землетрясения, произошедшего в сентябре-октябре 2003-2004 годов приобрела совместно с членами своей семьи жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. С учетом данного вывода следует признать не имеющим правового значения довод жалобы о том, что предоставленная копия договора купли-продажи является ненадлежащим доказательством.

Доводы жалобы на то, что факт получения денежных средств Нуримановой Н.Ф. не подтвержден, опровергается материалами дела.

Прочие доводы апеллянта были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, сомневаться в которой оснований не имеется.

Дело рассмотрено судом первой инстанций полно и всесторонне, выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны, нормы материального и процессуального права не нарушены, в том числе, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, которые являются безусловным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, и изменению либо отмены принятого по данному делу судебного акта не имеется.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным, постановленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 26 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нуримановой НФ – без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Солопова

Судьи С.А. Шинжина

Э.В. Ялбакова

33-1289/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор
Нуриманова Н.Ф.
Ответчики
администрация МО "Улаганский район"
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
29.11.2017Судебное заседание
29.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее