Решение по делу № 33-243/2024 от 12.03.2024

Судья Юртаева О.А.

Дело № 13-296/2024; (2-258/2022);

Дело № 33-243/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 марта 2024 г.                                                                                 г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Белоусовой И.А.,

при секретаре Корсуковой Т.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по представлению исполняющего обязанности Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Лескова О.А. на определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 31.01.2024, которым постановлено:

Заявление департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области об отсрочке исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.03.2022 - удовлетворить частично.

Предоставить департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области отсрочку исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.02.2022 по гражданскому делу № 2-258/2022 по иску Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании совершить определенные действия - до 31.12.2024.

У С Т А Н О В И Л:

Департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области (далее - департамент управления лесами правительства ЕАО, департамент) обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 22.03.2022.

Требования мотивированы тем, что в целях исполнения решения суда в части создания лесопожарных станций I, II, III типа, департамент приказом
№ <...> от <...> <...> реорганизовал с <...> пожарно-химические станции ПХС I типа ОГАУ <...> ПХС II типа ОГАУ <...>, ПХС III типа ОГАУ <...> в лесопожарные станции (далее - ЛПС): ЛПС I типа - ОГАУ <...> ЛПС II типа - ОГАУ <...>, ЛПС III типа - ОГАУ <...> и <...>. В части укомплектования штатного личного состава департаментом издан приказ от <...> № <...> <...>, в котором, в том числе, установлена штатная численность ЛПС (Приложение № <...>,3 к настоящему приказу).

Согласно приложению № <...> Сводного плана тушения лесных пожаров на территории <...> на период пожароопасного сезона 2023 года, утвержденного распоряжением губернатора <...> от <...> № <...> (с изменениями от <...>
№ <...>) количество лесопожарных групп на территории <...> составляет - 23 (нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р (далее - нормативы № 1605-р) установлено не менее 20), численность лесопожарных формирований - 123 (Нормативами № 1605-р установлено не менее 120 человек), в том числе: лесных пожарных - 96 человек (Нормативами № 1605-р установлено не менее 96 человек), десантников-пожарных и парашютистов-пожарных - 27 человек (Нормативами № 1605-р установлено не менее 24 человек).

В установленный срок до 31.12.2023 решение суда не исполнено в части организации укомплектования ЛПС лесопожарной техникой и инвентарем, в соответствии с требованиями распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р, в связи с отсутствием дополнительного финансирования.

В 2022-2023 гг. направлены письма в <...> и в <...>, в которых указан необходимый объём финансирования для укомплектования лесопожарных станций.

Согласно полученных ответов от <...>, возможность дополнительного финансирования для укомплектования лесопожарных формирований лесопожарной техникой, оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарём за счёт нераспределенного резерва средств субвенций в соответствии с правилами расходовании и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...>, не предусмотрена. Учитывая сложную экономическую ситуацию и значительную нагрузку на федеральный бюджет, субъектам РФ необходимо рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств из регионального бюджета или за счёт приносящей доход деятельности подведомственных учреждений.

Вместе с тем, в региональном бюджете в связи с его дотационностью средства на приобретение лесопожарной техники и оборудования на 2023 и последующие годы не предусмотрены, однако регион готов взять на себя расходы по софинансированию в размере 10 % от стоимости приобретаемой техники, однако для решения данного вопроса необходимо положительное решение со стороны <...> и <...> о выделении дополнительного финансирования на приобретение лесопожарной техники и оборудования.

В 2023 году в рамках реализации на территории области федерального проекта «Сохранение лесов» департаментом управления лесами произведена закупка 2 единиц лесопожарной техники на сумму <...> млн. рублей (1 автомобиль грузовой, 1 автобус).

Оснащенность региона лесопожарной техникой и оборудованием составляет 93 % от минимальных нормативов, установленных распоряжением правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р. Фактически для тушения лесных пожаров на территории области используются <...> единицы техники, амортизационный износ которых доходит до 100 процентов (60 процентов от общего количества), то есть требуется замена изношенной лесопожарной техники, а также приобретение более современной, усовершенствованной техники.

<...> письмом от <...>
№ <...> «О прогнозе доходов и предельных лимитов на 2023-2026 годы» изменены предельные лимиты средств субвенций из федерального бюджета на 2024 год и плановый 2025-2026 годов на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе и на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в рамках федерального проекта «Сохранение лесов».

<...> на 2024 год будет выделено <...> тыс. рублей (было <...> тыс. рублей), на 2025 год - <...> тыс. рублей
(было <...> тыс. рублей), на 2026 год - <...> тыс. рублей. Однако, даже с учётом изменения федеральных лимитов на 2024-2026 гг. департамент не имеет возможности исполнить решение в полном объеме.

Заявитель просил отсрочить исполнение решения суда от 22.03.2022 на срок до 31.12.2028.

Суд постановил указанное определение.

В представлении исполняющий обязанности Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Лесков О.А. просит определение отменить.

Требования мотивировал тем, что департаментом не представлено доказательств объективности и уважительности причин его неисполнения, подтверждающих принятие реальных мер к исполнению вступившего в законную силу судебного акта. Решение суда не исполнялось, департамент не понес никаких затрат для исполнения решения суда

На землях лесного фонда Еврейской автономной области в 2023 году зарегистрировано 127 лесных пожаров на площади 186 509,2 га., что больше на 4,4 % по площади в сравнении с 2022 году.

Учитывая положения постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2022 № 1409 «Об утверждении методик расчёта целевых показателей сокращения площади лесных пожаров на землях лесного фонда до 2030 года», которым определены целевые показатели ежегодного сокращения площади лесных пожаров на землях лесного фонда для субъектов Российской Федерации, в том числе для Еврейской автономной области установлен показатель не превышающий в 2023 году площадь
66015, 25 га., целевой показатель превышен на 120 494 га. или в 28 раз.

По оценке Рослесхоза Еврейская автономная область не была готова к началу пожароопасного периода 2023 года, в том числе по причине не укомплектованности штата лесопожарных формирований в соответствии со сводным планом тушения лесных пожаров в 2023 году (на момент проверки готовности региона к пожароопасному периоду 2023 года Рослесхозом установлено, что по состоянию на <...> штатная численность лесопожарных формирований составляла 83 %, то есть 105 человек из 123). При выездных проверках лесопожарных формирований у 13 единиц лесопожарной техники отсутствовал техосмотр.

Также департаментом подтверждается тот факт, что для тушения лесных пожаров на территории области используется 52 единицы техники, амортизационный износ которой доходит до 100 процентов, то есть требуется её замена, а также приобретение более современной, усовершенствованной техники.

Наличие дополнительного финансирования не является безусловным основанием для предоставления такой исключительной меры, как отсрочка исполнения решения суда.

Более того, департаментом не представлено доказательств, свидетельствующих о реальной возможности исполнения решения суда по истечении времени, на которое заявитель просит предоставить отсрочку.

Таким образом, неисполнение решения суда длительное время нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Возражений относительно доводов представления не поступило.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) представление рассмотрено без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив доводы представления, суд апелляционной инстанции пришёл к следующему.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению.

В силу статьи 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения (статья 203 ГПК РФ).

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статьи 434 ГПК РФ, основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учётом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжёлое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов дела следует, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.03.2022 удовлетворены исковые требования Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании совершить определённые действия. На департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области возложена обязанность в срок до 31.12.2022 создать лесопожарные станции I, II, III типа, а также упразднить все ранее созданные на территории области пожарно-химические станции I, II, III типа, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарём, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», а также в срок до 31.12.2023 организовать укомплектование штатного личного состава, а также лесопожарной техникой и инвентарём, в соответствии с требованиями распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарём, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Решение суда сторонами не оспаривалось, вступило в законную силу 06.05.2022, но до настоящего времени не исполнено в полном объеме, что заявитель не оспаривает.

Частично удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришёл к выводу, что заявителем принимаются меры для исполнения решения суда, бездействий с его стороны не имеется, имеются обстоятельства, носящие исключительный характер, которые в соответствии со ст. 203 ГПК РФ, могут служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении указанных заявлений с учётом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьёзных препятствиях к совершению исполнительных действий. При этом лицо, ходатайствующее об отсрочке исполнения судебного акта, должно доказать не только затруднительность исполнения судебного акта в настоящее время, но и реальную возможность его исполнения в течение срока, на который указанное лицо просит отсрочить исполнение судебного акта.

Как следует из представленных материалов, в настоящее время заявителем не приобретено:

- для лесопожарной станции 1 типа: вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжёлого класса в комплекте с транспортным прицепом - 1 единица, модуль прицепной - 1 единица, ранцевый лесной огнетушитель - 15 единиц, мобильные пожарные резервуары открытого типа - 1 единица, портативный тепловизор - 1 единица, метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 1 единица, комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи - 2 единицы, радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи - 5 единиц, радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи - 15 единиц;

- для лесопожарной станции 2 типа: вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжёлого класса в комплекте с транспортным прицепом - 1 единица, модуль прицепной - 1 единица, ранцевый лесной огнетушитель - 4 единицы, мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в комплекте - 2 единицы, мобильный пожарный резервуар (ёмкость) открытого типа - 2 единицы, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) - 3 единицы, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, п-1.00 или аналоги) - 1 единица, ствол пожарный - 2 единицы, комплект технологической оснастки - 2 единицы, портативный тепловизор - 2 единицы, метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 1 единица, комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи - 5 единиц, радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи - 6 единиц, комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации - 2 единицы, средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - 4 единицы, индивидуальный полевой (тактический) рюкзак - 6 единиц, контейнер съёмный для перевозки пожарного инвентаря - 1 единица, комплект сигнальных лент или флажков (знаков) - 1 единица, ручные комбинированные лесопожарные орудия - 3 единицы;

- для лесопожарной станции 3 типа: вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжёлого класса в комплекте с транспортным прицепом - 1 единица, модуль прицепной - 1 единица, автомобиль для перевозки людей с индивидуальным снаряжением - 1 единица, ранцевый лесной огнетушитель - 12 единиц, зажигательный аппарат - 8 единиц, бензомоторная пила в комплекте - 3 единицы, установка высокого давления (переносная в комплекте) - 1 единица, мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в комплекте - 1 единица, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) - 12 единиц, комплект технологической оснастки - 4 единицы, портативный тепловизор - 4 единицы, метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 2 единицы, комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом - 2 единицы, набор спутниковой навигации (навигатор) - 2 единицы, звуковещательное устройство - 1 единица, средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - 11 единиц, индивидуальный полевой (тактический) рюкзак -16 единиц, палатка - 1 единица, контейнер съёмный для перевозки пожарного инвентаря - 7 единиц, комплект ёмкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях суммарным объёмом не менее 20 литров - 1 единица, комплект сигнальных лент или флажков (знаков) - 4 единицы, топор - 10 единиц;

- для авиаотделения: вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжёлого класса в комплекте с транспортным прицепом - 1 единица, автомобиль для перевозки людей с индивидуальным снаряжением - 1 единица, зажигательный аппарат - 5 единиц, мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в комплекте - 3 единиц, мобильный пожарный резервуар открытого типа - 2 единицы, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) - 15 единиц, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, п-1.00 или аналоги) - 6 единиц, напорные пожарные рукава - 600 метров, комплект технологической оснастки - 2 единицы, водосливное устройство для вертолёта - 1 единица, портативный тепловизор - 4 единицы, метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 1 единица, звуковещательное устройство - 1 единица, средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - 3 единицы, индивидуальный полевой (тактический) рюкзак - 3 единицы, палатка - 30 единиц, комплект для оказания первой помощи - 5 единиц, контейнер съёмный для перевозки пожарного инвентаря - 5 единиц, лодка надувная грузоподъёмностью не менее 350 кг. - 2 единицы, комплект сигнальных лент или флажков (знаков) - 1 единица, пристрелочные лены - 50 единиц, ветроуказатель - 1 единица, укладочное полотнище - 2 единицы, комплект для укладки парашютных систем - 1 единица, весы напольные грузовые с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг. - 1 единица, транспортный грузовой контейнер (десантный) в комплекте - 10 единиц, сеть грузовая для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолёта - 2 единицы, топор - 5 единиц.

Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению решение суда в полном объёме, и влекущих предоставление отсрочки.

Вопреки доводам заявителя, отсутствие финансирования нельзя признать исключительным обстоятельством, препятствующим исполнению решения суда. Отсутствие финансирования или его недостаточный объём не освобождает должника от исполнения установленной решением суда обязанности.

Кроме того, сама по себе недостаточность финансирования не может являться основанием для неисполнения обязанностей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возложенных на него решением суда.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу
статьи 42 Конституции Российской Федерации. Длительное неисполнение решения суда по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по укомплектованию требуемым количеством лесопожарной техникой и инвентарём может повлечь в пожароопасные периоды снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, то есть нарушения статей 1, 51 Лесного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует что нарушения законодательства в сфере охраны лесов, устранение которых возложено решением суда на заявителя, выявлены в мае 2021 года. Таким образом, у заявителя было достаточно времени для принятия мер с целью устранения выявленных нарушений в срок до 31.12.2023. Однако доказательств невозможности исполнения решения в установленный срок, суду не представлено.

Направление заявителем обращений в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также в адрес руководителя Федерального агентства лесного хозяйства об увеличении объёмов финансирования, не свидетельствует о принятии заявителем всех возможных мер, направленных на исполнение судебного решения.

Более того, заявителем не представлены достоверные доказательства, свидетельствующее, что в случае предоставления отсрочки на указанный в заявлении срок, решение суда будет исполнено в полном объеме.

В данном случае предоставление заявителю отсрочки не соответствует принципу исполнения судебного решения в разумный срок, а непринятие своевременных мер к устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере охраны лесов от пожаров влечёт причинение ущерба лесному фонду и нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При указанных обстоятельствах определение суда подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в определении, обстоятельствам дела.

Принимая во внимание отсутствие оснований исключительного характера, приведенных в статье 203 ГПК РФ, при наличии которых возможно предоставление отсрочки исполнения решения суда, суд апелляционной инстанции считает необходимым отказать в удовлетворения заявления департамента управления лесами правительства ЕАО в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

О П Р Е Д Е Л И Л:

Определение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области 31.01.2024 отменить, вынести новое определение, которым:

«Заявление департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области об отсрочке исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.03.2022 по гражданскому делу № 2-258/2022 по иску Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения».

Представление исполняющего обязанности Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора считать удовлетворённым.

Председательствующий                              И.А. Белоусова

Судья Юртаева О.А.

Дело № 13-296/2024; (2-258/2022);

Дело № 33-243/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 марта 2024 г.                                                                                 г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Белоусовой И.А.,

при секретаре Корсуковой Т.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по представлению исполняющего обязанности Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Лескова О.А. на определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 31.01.2024, которым постановлено:

Заявление департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области об отсрочке исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.03.2022 - удовлетворить частично.

Предоставить департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области отсрочку исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.02.2022 по гражданскому делу № 2-258/2022 по иску Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании совершить определенные действия - до 31.12.2024.

У С Т А Н О В И Л:

Департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области (далее - департамент управления лесами правительства ЕАО, департамент) обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 22.03.2022.

Требования мотивированы тем, что в целях исполнения решения суда в части создания лесопожарных станций I, II, III типа, департамент приказом
№ <...> от <...> <...> реорганизовал с <...> пожарно-химические станции ПХС I типа ОГАУ <...> ПХС II типа ОГАУ <...>, ПХС III типа ОГАУ <...> в лесопожарные станции (далее - ЛПС): ЛПС I типа - ОГАУ <...> ЛПС II типа - ОГАУ <...>, ЛПС III типа - ОГАУ <...> и <...>. В части укомплектования штатного личного состава департаментом издан приказ от <...> № <...> <...>, в котором, в том числе, установлена штатная численность ЛПС (Приложение № <...>,3 к настоящему приказу).

Согласно приложению № <...> Сводного плана тушения лесных пожаров на территории <...> на период пожароопасного сезона 2023 года, утвержденного распоряжением губернатора <...> от <...> № <...> (с изменениями от <...>
№ <...>) количество лесопожарных групп на территории <...> составляет - 23 (нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р (далее - нормативы № 1605-р) установлено не менее 20), численность лесопожарных формирований - 123 (Нормативами № 1605-р установлено не менее 120 человек), в том числе: лесных пожарных - 96 человек (Нормативами № 1605-р установлено не менее 96 человек), десантников-пожарных и парашютистов-пожарных - 27 человек (Нормативами № 1605-р установлено не менее 24 человек).

В установленный срок до 31.12.2023 решение суда не исполнено в части организации укомплектования ЛПС лесопожарной техникой и инвентарем, в соответствии с требованиями распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р, в связи с отсутствием дополнительного финансирования.

В 2022-2023 гг. направлены письма в <...> и в <...>, в которых указан необходимый объём финансирования для укомплектования лесопожарных станций.

Согласно полученных ответов от <...>, возможность дополнительного финансирования для укомплектования лесопожарных формирований лесопожарной техникой, оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарём за счёт нераспределенного резерва средств субвенций в соответствии с правилами расходовании и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...>, не предусмотрена. Учитывая сложную экономическую ситуацию и значительную нагрузку на федеральный бюджет, субъектам РФ необходимо рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств из регионального бюджета или за счёт приносящей доход деятельности подведомственных учреждений.

Вместе с тем, в региональном бюджете в связи с его дотационностью средства на приобретение лесопожарной техники и оборудования на 2023 и последующие годы не предусмотрены, однако регион готов взять на себя расходы по софинансированию в размере 10 % от стоимости приобретаемой техники, однако для решения данного вопроса необходимо положительное решение со стороны <...> и <...> о выделении дополнительного финансирования на приобретение лесопожарной техники и оборудования.

В 2023 году в рамках реализации на территории области федерального проекта «Сохранение лесов» департаментом управления лесами произведена закупка 2 единиц лесопожарной техники на сумму <...> млн. рублей (1 автомобиль грузовой, 1 автобус).

Оснащенность региона лесопожарной техникой и оборудованием составляет 93 % от минимальных нормативов, установленных распоряжением правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р. Фактически для тушения лесных пожаров на территории области используются <...> единицы техники, амортизационный износ которых доходит до 100 процентов (60 процентов от общего количества), то есть требуется замена изношенной лесопожарной техники, а также приобретение более современной, усовершенствованной техники.

<...> письмом от <...>
№ <...> «О прогнозе доходов и предельных лимитов на 2023-2026 годы» изменены предельные лимиты средств субвенций из федерального бюджета на 2024 год и плановый 2025-2026 годов на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе и на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в рамках федерального проекта «Сохранение лесов».

<...> на 2024 год будет выделено <...> тыс. рублей (было <...> тыс. рублей), на 2025 год - <...> тыс. рублей
(было <...> тыс. рублей), на 2026 год - <...> тыс. рублей. Однако, даже с учётом изменения федеральных лимитов на 2024-2026 гг. департамент не имеет возможности исполнить решение в полном объеме.

Заявитель просил отсрочить исполнение решения суда от 22.03.2022 на срок до 31.12.2028.

Суд постановил указанное определение.

В представлении исполняющий обязанности Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Лесков О.А. просит определение отменить.

Требования мотивировал тем, что департаментом не представлено доказательств объективности и уважительности причин его неисполнения, подтверждающих принятие реальных мер к исполнению вступившего в законную силу судебного акта. Решение суда не исполнялось, департамент не понес никаких затрат для исполнения решения суда

На землях лесного фонда Еврейской автономной области в 2023 году зарегистрировано 127 лесных пожаров на площади 186 509,2 га., что больше на 4,4 % по площади в сравнении с 2022 году.

Учитывая положения постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2022 № 1409 «Об утверждении методик расчёта целевых показателей сокращения площади лесных пожаров на землях лесного фонда до 2030 года», которым определены целевые показатели ежегодного сокращения площади лесных пожаров на землях лесного фонда для субъектов Российской Федерации, в том числе для Еврейской автономной области установлен показатель не превышающий в 2023 году площадь
66015, 25 га., целевой показатель превышен на 120 494 га. или в 28 раз.

По оценке Рослесхоза Еврейская автономная область не была готова к началу пожароопасного периода 2023 года, в том числе по причине не укомплектованности штата лесопожарных формирований в соответствии со сводным планом тушения лесных пожаров в 2023 году (на момент проверки готовности региона к пожароопасному периоду 2023 года Рослесхозом установлено, что по состоянию на <...> штатная численность лесопожарных формирований составляла 83 %, то есть 105 человек из 123). При выездных проверках лесопожарных формирований у 13 единиц лесопожарной техники отсутствовал техосмотр.

Также департаментом подтверждается тот факт, что для тушения лесных пожаров на территории области используется 52 единицы техники, амортизационный износ которой доходит до 100 процентов, то есть требуется её замена, а также приобретение более современной, усовершенствованной техники.

Наличие дополнительного финансирования не является безусловным основанием для предоставления такой исключительной меры, как отсрочка исполнения решения суда.

Более того, департаментом не представлено доказательств, свидетельствующих о реальной возможности исполнения решения суда по истечении времени, на которое заявитель просит предоставить отсрочку.

Таким образом, неисполнение решения суда длительное время нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Возражений относительно доводов представления не поступило.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) представление рассмотрено без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив доводы представления, суд апелляционной инстанции пришёл к следующему.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению.

В силу статьи 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения (статья 203 ГПК РФ).

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статьи 434 ГПК РФ, основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учётом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжёлое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов дела следует, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.03.2022 удовлетворены исковые требования Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании совершить определённые действия. На департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области возложена обязанность в срок до 31.12.2022 создать лесопожарные станции I, II, III типа, а также упразднить все ранее созданные на территории области пожарно-химические станции I, II, III типа, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарём, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», а также в срок до 31.12.2023 организовать укомплектование штатного личного состава, а также лесопожарной техникой и инвентарём, в соответствии с требованиями распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарём, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Решение суда сторонами не оспаривалось, вступило в законную силу 06.05.2022, но до настоящего времени не исполнено в полном объеме, что заявитель не оспаривает.

Частично удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришёл к выводу, что заявителем принимаются меры для исполнения решения суда, бездействий с его стороны не имеется, имеются обстоятельства, носящие исключительный характер, которые в соответствии со ст. 203 ГПК РФ, могут служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении указанных заявлений с учётом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьёзных препятствиях к совершению исполнительных действий. При этом лицо, ходатайствующее об отсрочке исполнения судебного акта, должно доказать не только затруднительность исполнения судебного акта в настоящее время, но и реальную возможность его исполнения в течение срока, на который указанное лицо просит отсрочить исполнение судебного акта.

Как следует из представленных материалов, в настоящее время заявителем не приобретено:

- для лесопожарной станции 1 типа: вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжёлого класса в комплекте с транспортным прицепом - 1 единица, модуль прицепной - 1 единица, ранцевый лесной огнетушитель - 15 единиц, мобильные пожарные резервуары открытого типа - 1 единица, портативный тепловизор - 1 единица, метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 1 единица, комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи - 2 единицы, радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи - 5 единиц, радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи - 15 единиц;

- для лесопожарной станции 2 типа: вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжёлого класса в комплекте с транспортным прицепом - 1 единица, модуль прицепной - 1 единица, ранцевый лесной огнетушитель - 4 единицы, мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в комплекте - 2 единицы, мобильный пожарный резервуар (ёмкость) открытого типа - 2 единицы, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) - 3 единицы, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, п-1.00 или аналоги) - 1 единица, ствол пожарный - 2 единицы, комплект технологической оснастки - 2 единицы, портативный тепловизор - 2 единицы, метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 1 единица, комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи - 5 единиц, радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи - 6 единиц, комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации - 2 единицы, средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - 4 единицы, индивидуальный полевой (тактический) рюкзак - 6 единиц, контейнер съёмный для перевозки пожарного инвентаря - 1 единица, комплект сигнальных лент или флажков (знаков) - 1 единица, ручные комбинированные лесопожарные орудия - 3 единицы;

- для лесопожарной станции 3 типа: вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжёлого класса в комплекте с транспортным прицепом - 1 единица, модуль прицепной - 1 единица, автомобиль для перевозки людей с индивидуальным снаряжением - 1 единица, ранцевый лесной огнетушитель - 12 единиц, зажигательный аппарат - 8 единиц, бензомоторная пила в комплекте - 3 единицы, установка высокого давления (переносная в комплекте) - 1 единица, мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в комплекте - 1 единица, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) - 12 единиц, комплект технологической оснастки - 4 единицы, портативный тепловизор - 4 единицы, метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 2 единицы, комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом - 2 единицы, набор спутниковой навигации (навигатор) - 2 единицы, звуковещательное устройство - 1 единица, средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - 11 единиц, индивидуальный полевой (тактический) рюкзак -16 единиц, палатка - 1 единица, контейнер съёмный для перевозки пожарного инвентаря - 7 единиц, комплект ёмкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях суммарным объёмом не менее 20 литров - 1 единица, комплект сигнальных лент или флажков (знаков) - 4 единицы, топор - 10 единиц;

- для авиаотделения: вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжёлого класса в комплекте с транспортным прицепом - 1 единица, автомобиль для перевозки людей с индивидуальным снаряжением - 1 единица, зажигательный аппарат - 5 единиц, мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в комплекте - 3 единиц, мобильный пожарный резервуар открытого типа - 2 единицы, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) - 15 единиц, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, п-1.00 или аналоги) - 6 единиц, напорные пожарные рукава - 600 метров, комплект технологической оснастки - 2 единицы, водосливное устройство для вертолёта - 1 единица, портативный тепловизор - 4 единицы, метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 1 единица, звуковещательное устройство - 1 единица, средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - 3 единицы, индивидуальный полевой (тактический) рюкзак - 3 единицы, палатка - 30 единиц, комплект для оказания первой помощи - 5 единиц, контейнер съёмный для перевозки пожарного инвентаря - 5 единиц, лодка надувная грузоподъёмностью не менее 350 кг. - 2 единицы, комплект сигнальных лент или флажков (знаков) - 1 единица, пристрелочные лены - 50 единиц, ветроуказатель - 1 единица, укладочное полотнище - 2 единицы, комплект для укладки парашютных систем - 1 единица, весы напольные грузовые с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг. - 1 единица, транспортный грузовой контейнер (десантный) в комплекте - 10 единиц, сеть грузовая для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолёта - 2 единицы, топор - 5 единиц.

Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению решение суда в полном объёме, и влекущих предоставление отсрочки.

Вопреки доводам заявителя, отсутствие финансирования нельзя признать исключительным обстоятельством, препятствующим исполнению решения суда. Отсутствие финансирования или его недостаточный объём не освобождает должника от исполнения установленной решением суда обязанности.

Кроме того, сама по себе недостаточность финансирования не может являться основанием для неисполнения обязанностей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возложенных на него решением суда.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу
статьи 42 Конституции Российской Федерации. Длительное неисполнение решения суда по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по укомплектованию требуемым количеством лесопожарной техникой и инвентарём может повлечь в пожароопасные периоды снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, то есть нарушения статей 1, 51 Лесного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует что нарушения законодательства в сфере охраны лесов, устранение которых возложено решением суда на заявителя, выявлены в мае 2021 года. Таким образом, у заявителя было достаточно времени для принятия мер с целью устранения выявленных нарушений в срок до 31.12.2023. Однако доказательств невозможности исполнения решения в установленный срок, суду не представлено.

Направление заявителем обращений в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также в адрес руководителя Федерального агентства лесного хозяйства об увеличении объёмов финансирования, не свидетельствует о принятии заявителем всех возможных мер, направленных на исполнение судебного решения.

Более того, заявителем не представлены достоверные доказательства, свидетельствующее, что в случае предоставления отсрочки на указанный в заявлении срок, решение суда будет исполнено в полном объеме.

В данном случае предоставление заявителю отсрочки не соответствует принципу исполнения судебного решения в разумный срок, а непринятие своевременных мер к устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере охраны лесов от пожаров влечёт причинение ущерба лесному фонду и нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При указанных обстоятельствах определение суда подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в определении, обстоятельствам дела.

Принимая во внимание отсутствие оснований исключительного характера, приведенных в статье 203 ГПК РФ, при наличии которых возможно предоставление отсрочки исполнения решения суда, суд апелляционной инстанции считает необходимым отказать в удовлетворения заявления департамента управления лесами правительства ЕАО в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

О П Р Е Д Е Л И Л:

Определение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области 31.01.2024 отменить, вынести новое определение, которым:

«Заявление департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области об отсрочке исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.03.2022 по гражданскому делу № 2-258/2022 по иску Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения».

Представление исполняющего обязанности Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора считать удовлетворённым.

Председательствующий                              И.А. Белоусова

Судья Юртаева О.А.

Дело № 13-296/2024; (2-258/2022);

Дело № 33-243/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 марта 2024 г.                                                                                 г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Белоусовой И.А.,

при секретаре Корсуковой Т.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по представлению исполняющего обязанности Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Лескова О.А. на определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 31.01.2024, которым постановлено:

Заявление департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области об отсрочке исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.03.2022 - удовлетворить частично.

Предоставить департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области отсрочку исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.02.2022 по гражданскому делу № 2-258/2022 по иску Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании совершить определенные действия - до 31.12.2024.

У С Т А Н О В И Л:

Департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области (далее - департамент управления лесами правительства ЕАО, департамент) обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 22.03.2022.

Требования мотивированы тем, что в целях исполнения решения суда в части создания лесопожарных станций I, II, III типа, департамент приказом
№ <...> от <...> <...> реорганизовал с <...> пожарно-химические станции ПХС I типа ОГАУ <...> ПХС II типа ОГАУ <...>, ПХС III типа ОГАУ <...> в лесопожарные станции (далее - ЛПС): ЛПС I типа - ОГАУ <...> ЛПС II типа - ОГАУ <...>, ЛПС III типа - ОГАУ <...> и <...>. В части укомплектования штатного личного состава департаментом издан приказ от <...> № <...> <...>, в котором, в том числе, установлена штатная численность ЛПС (Приложение № <...>,3 к настоящему приказу).

Согласно приложению № <...> Сводного плана тушения лесных пожаров на территории <...> на период пожароопасного сезона 2023 года, утвержденного распоряжением губернатора <...> от <...> № <...> (с изменениями от <...>
№ <...>) количество лесопожарных групп на территории <...> составляет - 23 (нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р (далее - нормативы № 1605-р) установлено не менее 20), численность лесопожарных формирований - 123 (Нормативами № 1605-р установлено не менее 120 человек), в том числе: лесных пожарных - 96 человек (Нормативами № 1605-р установлено не менее 96 человек), десантников-пожарных и парашютистов-пожарных - 27 человек (Нормативами № 1605-р установлено не менее 24 человек).

В установленный срок до 31.12.2023 решение суда не исполнено в части организации укомплектования ЛПС лесопожарной техникой и инвентарем, в соответствии с требованиями распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р, в связи с отсутствием дополнительного финансирования.

В 2022-2023 гг. направлены письма в <...> и в <...>, в которых указан необходимый объём финансирования для укомплектования лесопожарных станций.

Согласно полученных ответов от <...>, возможность дополнительного финансирования для укомплектования лесопожарных формирований лесопожарной техникой, оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарём за счёт нераспределенного резерва средств субвенций в соответствии с правилами расходовании и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...>, не предусмотрена. Учитывая сложную экономическую ситуацию и значительную нагрузку на федеральный бюджет, субъектам РФ необходимо рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств из регионального бюджета или за счёт приносящей доход деятельности подведомственных учреждений.

Вместе с тем, в региональном бюджете в связи с его дотационностью средства на приобретение лесопожарной техники и оборудования на 2023 и последующие годы не предусмотрены, однако регион готов взять на себя расходы по софинансированию в размере 10 % от стоимости приобретаемой техники, однако для решения данного вопроса необходимо положительное решение со стороны <...> и <...> о выделении дополнительного финансирования на приобретение лесопожарной техники и оборудования.

В 2023 году в рамках реализации на территории области федерального проекта «Сохранение лесов» департаментом управления лесами произведена закупка 2 единиц лесопожарной техники на сумму <...> млн. рублей (1 автомобиль грузовой, 1 автобус).

Оснащенность региона лесопожарной техникой и оборудованием составляет 93 % от минимальных нормативов, установленных распоряжением правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р. Фактически для тушения лесных пожаров на территории области используются <...> единицы техники, амортизационный износ которых доходит до 100 процентов (60 процентов от общего количества), то есть требуется замена изношенной лесопожарной техники, а также приобретение более современной, усовершенствованной техники.

<...> письмом от <...>
№ <...> «О прогнозе доходов и предельных лимитов на 2023-2026 годы» изменены предельные лимиты средств субвенций из федерального бюджета на 2024 год и плановый 2025-2026 годов на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе и на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в рамках федерального проекта «Сохранение лесов».

<...> на 2024 год будет выделено <...> тыс. рублей (было <...> тыс. рублей), на 2025 год - <...> тыс. рублей
(было <...> тыс. рублей), на 2026 год - <...> тыс. рублей. Однако, даже с учётом изменения федеральных лимитов на 2024-2026 гг. департамент не имеет возможности исполнить решение в полном объеме.

Заявитель просил отсрочить исполнение решения суда от 22.03.2022 на срок до 31.12.2028.

Суд постановил указанное определение.

В представлении исполняющий обязанности Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Лесков О.А. просит определение отменить.

Требования мотивировал тем, что департаментом не представлено доказательств объективности и уважительности причин его неисполнения, подтверждающих принятие реальных мер к исполнению вступившего в законную силу судебного акта. Решение суда не исполнялось, департамент не понес никаких затрат для исполнения решения суда

На землях лесного фонда Еврейской автономной области в 2023 году зарегистрировано 127 лесных пожаров на площади 186 509,2 га., что больше на 4,4 % по площади в сравнении с 2022 году.

Учитывая положения постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2022 № 1409 «Об утверждении методик расчёта целевых показателей сокращения площади лесных пожаров на землях лесного фонда до 2030 года», которым определены целевые показатели ежегодного сокращения площади лесных пожаров на землях лесного фонда для субъектов Российской Федерации, в том числе для Еврейской автономной области установлен показатель не превышающий в 2023 году площадь
66015, 25 га., целевой показатель превышен на 120 494 га. или в 28 раз.

По оценке Рослесхоза Еврейская автономная область не была готова к началу пожароопасного периода 2023 года, в том числе по причине не укомплектованности штата лесопожарных формирований в соответствии со сводным планом тушения лесных пожаров в 2023 году (на момент проверки готовности региона к пожароопасному периоду 2023 года Рослесхозом установлено, что по состоянию на <...> штатная численность лесопожарных формирований составляла 83 %, то есть 105 человек из 123). При выездных проверках лесопожарных формирований у 13 единиц лесопожарной техники отсутствовал техосмотр.

Также департаментом подтверждается тот факт, что для тушения лесных пожаров на территории области используется 52 единицы техники, амортизационный износ которой доходит до 100 процентов, то есть требуется её замена, а также приобретение более современной, усовершенствованной техники.

Наличие дополнительного финансирования не является безусловным основанием для предоставления такой исключительной меры, как отсрочка исполнения решения суда.

Более того, департаментом не представлено доказательств, свидетельствующих о реальной возможности исполнения решения суда по истечении времени, на которое заявитель просит предоставить отсрочку.

Таким образом, неисполнение решения суда длительное время нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Возражений относительно доводов представления не поступило.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) представление рассмотрено без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив доводы представления, суд апелляционной инстанции пришёл к следующему.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению.

В силу статьи 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения (статья 203 ГПК РФ).

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статьи 434 ГПК РФ, основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учётом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжёлое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов дела следует, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.03.2022 удовлетворены исковые требования Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании совершить определённые действия. На департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области возложена обязанность в срок до 31.12.2022 создать лесопожарные станции I, II, III типа, а также упразднить все ранее созданные на территории области пожарно-химические станции I, II, III типа, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарём, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», а также в срок до 31.12.2023 организовать укомплектование штатного личного состава, а также лесопожарной техникой и инвентарём, в соответствии с требованиями распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарём, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Решение суда сторонами не оспаривалось, вступило в законную силу 06.05.2022, но до настоящего времени не исполнено в полном объеме, что заявитель не оспаривает.

Частично удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришёл к выводу, что заявителем принимаются меры для исполнения решения суда, бездействий с его стороны не имеется, имеются обстоятельства, носящие исключительный характер, которые в соответствии со ст. 203 ГПК РФ, могут служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении указанных заявлений с учётом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьёзных препятствиях к совершению исполнительных действий. При этом лицо, ходатайствующее об отсрочке исполнения судебного акта, должно доказать не только затруднительность исполнения судебного акта в настоящее время, но и реальную возможность его исполнения в течение срока, на который указанное лицо просит отсрочить исполнение судебного акта.

Как следует из представленных материалов, в настоящее время заявителем не приобретено:

- для лесопожарной станции 1 типа: вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжёлого класса в комплекте с транспортным прицепом - 1 единица, модуль прицепной - 1 единица, ранцевый лесной огнетушитель - 15 единиц, мобильные пожарные резервуары открытого типа - 1 единица, портативный тепловизор - 1 единица, метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 1 единица, комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи - 2 единицы, радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи - 5 единиц, радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи - 15 единиц;

- для лесопожарной станции 2 типа: вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжёлого класса в комплекте с транспортным прицепом - 1 единица, модуль прицепной - 1 единица, ранцевый лесной огнетушитель - 4 единицы, мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в комплекте - 2 единицы, мобильный пожарный резервуар (ёмкость) открытого типа - 2 единицы, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) - 3 единицы, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, п-1.00 или аналоги) - 1 единица, ствол пожарный - 2 единицы, комплект технологической оснастки - 2 единицы, портативный тепловизор - 2 единицы, метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 1 единица, комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи - 5 единиц, радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи - 1 единица, радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи - 6 единиц, комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации - 2 единицы, средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - 4 единицы, индивидуальный полевой (тактический) рюкзак - 6 единиц, контейнер съёмный для перевозки пожарного инвентаря - 1 единица, комплект сигнальных лент или флажков (знаков) - 1 единица, ручные комбинированные лесопожарные орудия - 3 единицы;

- для лесопожарной станции 3 типа: вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжёлого класса в комплекте с транспортным прицепом - 1 единица, модуль прицепной - 1 единица, автомобиль для перевозки людей с индивидуальным снаряжением - 1 единица, ранцевый лесной огнетушитель - 12 единиц, зажигательный аппарат - 8 единиц, бензомоторная пила в комплекте - 3 единицы, установка высокого давления (переносная в комплекте) - 1 единица, мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в комплекте - 1 единица, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) - 12 единиц, комплект технологической оснастки - 4 единицы, портативный тепловизор - 4 единицы, метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 2 единицы, комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом - 2 единицы, набор спутниковой навигации (навигатор) - 2 единицы, звуковещательное устройство - 1 единица, средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - 11 единиц, индивидуальный полевой (тактический) рюкзак -16 единиц, палатка - 1 единица, контейнер съёмный для перевозки пожарного инвентаря - 7 единиц, комплект ёмкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях суммарным объёмом не менее 20 литров - 1 единица, комплект сигнальных лент или флажков (знаков) - 4 единицы, топор - 10 единиц;

- для авиаотделения: вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжёлого класса в комплекте с транспортным прицепом - 1 единица, автомобиль для перевозки людей с индивидуальным снаряжением - 1 единица, зажигательный аппарат - 5 единиц, мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в комплекте - 3 единиц, мобильный пожарный резервуар открытого типа - 2 единицы, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) - 15 единиц, пожарная ёмкость закрытого типа объёмом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, п-1.00 или аналоги) - 6 единиц, напорные пожарные рукава - 600 метров, комплект технологической оснастки - 2 единицы, водосливное устройство для вертолёта - 1 единица, портативный тепловизор - 4 единицы, метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 1 единица, звуковещательное устройство - 1 единица, средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте - 3 единицы, индивидуальный полевой (тактический) рюкзак - 3 единицы, палатка - 30 единиц, комплект для оказания первой помощи - 5 единиц, контейнер съёмный для перевозки пожарного инвентаря - 5 единиц, лодка надувная грузоподъёмностью не менее 350 кг. - 2 единицы, комплект сигнальных лент или флажков (знаков) - 1 единица, пристрелочные лены - 50 единиц, ветроуказатель - 1 единица, укладочное полотнище - 2 единицы, комплект для укладки парашютных систем - 1 единица, весы напольные грузовые с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг. - 1 единица, транспортный грузовой контейнер (десантный) в комплекте - 10 единиц, сеть грузовая для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолёта - 2 единицы, топор - 5 единиц.

Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению решение суда в полном объёме, и влекущих предоставление отсрочки.

Вопреки доводам заявителя, отсутствие финансирования нельзя признать исключительным обстоятельством, препятствующим исполнению решения суда. Отсутствие финансирования или его недостаточный объём не освобождает должника от исполнения установленной решением суда обязанности.

Кроме того, сама по себе недостаточность финансирования не может являться основанием для неисполнения обязанностей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возложенных на него решением суда.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу
статьи 42 Конституции Российской Федерации. Длительное неисполнение решения суда по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по укомплектованию требуемым количеством лесопожарной техникой и инвентарём может повлечь в пожароопасные периоды снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, то есть нарушения статей 1, 51 Лесного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует что нарушения законодательства в сфере охраны лесов, устранение которых возложено решением суда на заявителя, выявлены в мае 2021 года. Таким образом, у заявителя было достаточно времени для принятия мер с целью устранения выявленных нарушений в срок до 31.12.2023. Однако доказательств невозможности исполнения решения в установленный срок, суду не представлено.

Направление заявителем обращений в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также в адрес руководителя Федерального агентства лесного хозяйства об увеличении объёмов финансирования, не свидетельствует о принятии заявителем всех возможных мер, направленных на исполнение судебного решения.

Более того, заявителем не представлены достоверные доказательства, свидетельствующее, что в случае предоставления отсрочки на указанный в заявлении срок, решение суда будет исполнено в полном объеме.

В данном случае предоставление заявителю отсрочки не соответствует принципу исполнения судебного решения в разумный срок, а непринятие своевременных мер к устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере охраны лесов от пожаров влечёт причинение ущерба лесному фонду и нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При указанных обстоятельствах определение суда подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в определении, обстоятельствам дела.

Принимая во внимание отсутствие оснований исключительного характера, приведенных в статье 203 ГПК РФ, при наличии которых возможно предоставление отсрочки исполнения решения суда, суд апелляционной инстанции считает необходимым отказать в удовлетворения заявления департамента управления лесами правительства ЕАО в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

О П Р Е Д Е Л И Л:

Определение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области 31.01.2024 отменить, вынести новое определение, которым:

«Заявление департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области об отсрочке исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.03.2022 по гражданскому делу № 2-258/2022 по иску Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения».

Представление исполняющего обязанности Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора считать удовлетворённым.

Председательствующий                              И.А. Белоусова

33-243/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент управления лесами Правительства ЕАО
Другие
Биробиджанская межрайонная природоохранная прокуратура
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Белоусова Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
13.03.2024Передача дела судье
29.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2024Передано в экспедицию
29.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее