Дело № 2а-4353/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2017 года г.Ижевск, УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Касимовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Волкова СА об оспаривании решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Волков С.А. обратился в суд с административным иском к ГУАиГ об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Требования мотивированы следующим.
Заявитель является собственником вышеуказанного земельного участка. С целью получения разрешения на строительство жилого дома Волков С.А. обратился в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с соответствующим заявлением. В выдаче разрешения на строительство ему было отказано в связи с тем, что участок расположен в границах красных линий, что препятствует выдаче разрешения на строительство.
В судебном заседании Волков С.А. доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска Окулова А.В., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи уведомленной о времени и месте его проведения надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без их участия и письменный отзыв на иск, где против удовлетворения административного иска возражала, указала, что в выдаче разрешения на строительство заявителю было отказано в связи с тем, что участок расположен в границах красных линий, что препятствует выдаче разрешения на строительство.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
Волков С.А. является собственниками земельного участка по адресу: <адрес>.
29 марта 2017 года ГУАиГ Администрации г. Ижевска отказало Волкову С.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в связи с тем, что участок расположен в границах красных линий, что препятствует выдаче разрешения на строительство.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).
Заявителем оспаривается решение ГУАиГ об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 29 марта 2017 года. С заявлением об оспаривании указанного решения Волков С.А. обратился в суд 16 мая 2017 г., то есть он обратился с административным иском в суд в пределах установленного срока.
Рассматривая требования заявителя по существу, суд исходит из нижеследующего.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
3. В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:
1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления.
Аналогичное положение содержит статья 44 Устава МО «г. Ижевск», в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска.
Пункт 2.7 "Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска", утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 N 121 (ред. от 26.10.2006) определяет, что выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска.
Таким образом, ГУАиГ Администрации г. Ижевска обладает полномочием по принятию решений об отказе в выдаче разрешений на строительство.
Рассматривая вопрос о соответствии отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство жилого дома, суд приходит к нижеследующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.
В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику.
В рассматриваемом случае в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, какие-либо ограничения его прав не существуют, что усматривается, в том числе из кадастрового паспорта и свидетельства о гос. регистрации права на земельный участок, в которых разрешенное использование обозначено как: зона застройки индивидуальными жилыми домами (малоэтажные жилые дома для проживания одной семьи); зона малоэтажных жилых домов блокированной застройки; зона многофункциональной общественно-деловой застройки; зона городских лесов и лесопарков, пляжей; зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Градостроительный план земельного участка, утвержденный приказом Администрации г. Ижевска "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <номер> в Октябрьском районе" от 13 марта 2017 года № 94/17п, определяет правовой режим земельного участка.
Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы г. Ижевска 27.11.2007 г. №344, определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.
Согласно подпунктам 2 и 6 пункта 7 вышеназванных Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом суд отмечает, что в положениях статьей 2, 18 и 51 ГрК РФ также не содержится запрета на осуществление и возведение жилого дома, но предусмотрено, что строительство жилого дома должно осуществляться на основе градостроительных норм, а разрешение на строительство должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с кадастровым планом земельного участка по адресу: <адрес>, разрешенным видом использования является: зона застройки индивидуальными жилыми домами (малоэтажные жилые дома для проживания одной семьи); зона малоэтажных жилых домов блокированной застройки; зона многофункциональной общественно-деловой застройки; зона городских лесов и лесопарков, пляжей; зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения, ограничений и обременений при этом не зарегистрировано.
В связи с этим намерение административного истца осуществить строительство на данном участке нового жилого дома взамен старого не противоречит разрешенному использованию земельного участка.
В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об ограничении прав заявителя на принадлежащий ему земельный участок, доказательств тому суду не представлено.
Не содержит указания на наличие каких-либо ограничений прав собственника и Градостроительный план земельного участка, утвержденный Приказом Администрации города Ижевска "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <номер> в Октябрьском районе" от 13 марта 2017 года № 94/17п.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно – делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года).
Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы города Ижевска 27 ноября 2007 года № 344 (далее по тексту - Правила), определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников в части возведения объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.
В соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 7 Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Аналогичные положения закреплены в пункте 4 статьи 85 ЗК РФ.
Таким образом, разрешенный вид использования земельного участка «зона застройки индивидуальными жилыми домами (малоэтажные жилые дома для проживания одной семьи); зона малоэтажных жилых домов блокированной застройки; зона многофункциональной общественно-деловой застройки; зона городских лесов и лесопарков, пляжей; зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения» не противоречит градостроительному плану земельного участка и основания для отказа в предоставлении разрешения на строительство, предусмотренные пунктом 13 статьи 51 ГрК РФ, отсутствуют.
Следует признать, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определения от 06 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).
Градостроительный кодекс РФ выделает территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К таким территориям относятся, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ, для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических и юридических лиц в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок установления красных линий с учётом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генерального плана города Ижевска и проектов детальной планировки соответствующих территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Представитель ГУАиГ в письменном отзыве на иск указала, что на сегодняшний день в городе Ижевске отсутствует утверждённый в установленном порядке проект детальной планировки территории, включающей принадлежащий административному истцу земельный участок.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что красные линии, планируемые под развитие улично-дорожной сети, вблизи которых находится земельный участок Волкова С.А., не могут препятствовать последней в осуществлении его прав собственника земельного участка, а именно по использованию его по целевому назначению.
Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований.. д приходит к выводу об отсутствии оснований для запрета в осуществлении истцом строительства нового индив
руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:Административный иск Волкова СА об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 29.03.2017 г. в выдаче Волкову СА разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность по выдаче Волкову СА разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу с сообщением об исполнении решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу.
Взыскать с Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в пользу Волкова СА судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Решение в окончательной форме вынесено 14.06.2017.
Председательствующий судья Н.В. Кузнецова