Судья: Богус Ю.А. дело № 33-828/2021
№ дела в суде первой инстанции 2-69/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 апреля 2021 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Боджокова Н.К.,
судей: Шишева Б.А., Козырь Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи Устовой Д.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> на решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
исковое заявление ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о включении в трудовой стаж периодов работы для назначения страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Адыгея включить в специальный стаж ФИО1 периоды пребывания на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Адыгея назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> в доход Муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 И.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о включении в трудовой стаж периодов работы для назначения страховой пенсии по старости.
В судебном заседании ФИО2 поддержала заявленные требования и просила включить периоды нахождения на курсах квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии, а также обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Адыгея ФИО6
В части удовлетворения исковых требований ФИО2 И.Е. о включении в трудовой стаж периодов работы для назначения страховой пенсии по старости решение суда первой инстанции ответчиком не обжаловалось.
Доводы жалобы основаны на несогласии ответчика со взысканной с ответчика в доход муниципального образования «<адрес>» государственной пошлиной.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Информация о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы УПФР в <адрес> заблаговременно размещена на официальном сайте Верховного суда Республики Адыгея vs.adg.sudrf.ru.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы ответчика заслуживают внимания, и решение суда подлежит отмене в части взыскания с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в доход Муниципального образования «<адрес>» государственной пошлины в сумме 6000 рублей в виду следующего.
Взыскивая с ответчика государственную пошлину, суд первой инстанции исходил из того, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Адыгея в соответствии с положениями статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации не освобождено от уплаты государственной пошлины.
Между тем, указанные выводы суда первой инстанции об отсутствии у пенсионного органа льгот, предусмотренных подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся, в том числе осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, осуществляющие управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования и обеспечивающие назначение и выплату государственных пенсий, выступающие по делам о назначении пенсии в качестве ответчиков, по существу, наделяются публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, в связи с чем в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб по названным делам.
Ранее в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» было предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Между тем пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» указанный выше пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 признан утратившим силу.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Адыгея не имеется.
Учитывая изложенное, решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания государственной пошлины подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Адыгея ФИО6 удовлетворить.
Решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части взыскания с Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Адыгея в доход Муниципального образования «<адрес>» государственной пошлины в сумме 6000 рублей.
В остальной части решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Н.К. Боджоков
судьи: Б.А. Шишев
Е.Н. Козырь