№ 2а-747/2019
64RS0047-01-2019-000074-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2019 года город Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Замотринской П.А.,
при секретаре Иванове М.С.,
при участии представителя административного истца Гомберга В.Г. – Алексеева В.Ю., действующего на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гомберга В.Г. к Финансовому управлению администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, заинтересованное лицо Администрация Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в не приостановлении осуществления операции по расходованию средств по счетам по счетам, возложении обязанности приостановить осуществление операции по счетам,
установил:
Гомберг В.Г. обратился в суд с исковыми требованиями, в обоснование которого указал, что <дата> административным ответчиком был получен исполнительный лист серии ФС № от <дата>, выданный Базарно-Карабулакским районным судом Саратовской области по делу № по взысканию 301 122 рублей с Администрация Базарно- Карабулакского муниципального района Саратовской области в лице Финансового управления Администрации Базарно-Карабулакского района Саратовской области в пользу Гомберг В.Г. До настоящего времени данный исполнительный документ административным ответчиком не исполнен. Считает, что должником-организацией и его финансовым органом не предпринято никаких мер, направленных на исполнение указанного исполнительного документа, в том числе, не внесены соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись, не приостановлено осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений за исключением операций по исполнению исполнительного листа ФС № от <дата>, выданного Базарно-Карабулакским районным судом Саратовской области по делу №. Данным бездействием административный ответчик лишил заявителя судебной защиты, конечным этапом которой является исполнение решения суда, а также право собственности, т.к. не получив причитающихся денег, Гомберг В.Г. не может распорядиться ими по своему усмотрению. Таким образом, в рассматриваемом случае вступившее в законную силу решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области и выданный на его основе исполнительный лист обязательны для исполнения Финансовым управлением Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области. Главным распорядителем средств местного бюджета Администрации Базарно- Карабулакского муниципального района Саратовской области по отношению к должнику является глава Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области. Таким образом, исходя из положений п. 4 ст. 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и(или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа. На основании изложенного, со ссылками на положения ст. ст. 239, 242.2, 217, 69, 171, 242.5, 6, 217, 239, 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации истец просит суд признать незаконным бездействие Финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по исполнению решения Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области по взысканию средств муниципального бюджета в пользу Гомберг В.Г., выразившееся в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств по счетам Администрации Базарно-Карабулакского муниципального образования Базарно- Карабулакского района Саратовской области по исполнению исполнительного листа ФС № от <дата>, выданного Базарно-Карабулакским районным судом Саратовской области по делу №; обязать Финансовое управление администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области приостановить осуществление операций по расходованию средств по всем счетам Администрации Базарно-Карабулакского муниципального образования Базарно-Карабулакского района Саратовской области, за исключением операций по исполнению исполнительного листа ФС № от <дата>, выданного Базарно-Карабулакским районным судом Саратовской области по делу №.
Административный истец Гомберг В.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.
Представитель административного истца Алексеев В.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Пояснил суду, что нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие деятельность казенных учреждений, применяются к данным правоотношениям, поскольку Администрация муниципального образования финансируется из казны, и является казенным учреждением.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также отзыв на административное исковое заявление, согласно которому в Финансовом управлении администрации Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области на исполнении находится исполнительный лист серия ФС № от <дата> на сумму 301 122 рублей в пользу Гомберг В.Г., однако данный исполнительный лист не может быть исполнен, поскольку в исполнительном документе должник указан неверно, а именно: «Администрация Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области в лице финансового управления администрации Базарно - Карабулакского района Саратовской области, юридический адрес: Саратовская область, р.п. Базарный Карабулак, ул. Ленина, д. 126 «В». ИНН 6404002036, принадлежит администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области. Согласно «Положения о финансовом управлении» - Финансовое управление является финансовым отраслевым (функциональном) органом администрации Базарно - Карабулакского муниципального района, самостоятельный юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением герба Российской Федерации, текущей и иные счета в банках, штампы и бланки со своим наименованием, т.е. самостоятельно отвечает только по своим обязательствам. Согласно п. 3.1. «Положения о 1 финансовом управлении администрации Базарно- Карабчлакского муниципального района Саратовской области» организует составление и непосредственно составляет проект местного бюджета разрабатывает прогноз основных характеристик консолидированного бюджета района, а также с п. 3.15 указанного положения открывает и ведёт лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, муниципальных бюджетных и автономных учреждений. В соответствии с п.4.2. «Положения о финансовом управлении » требует от главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета Базарно-Карабулакского муниципального района представления, информации об использовании средств местного бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием указанных средств. Бюджетным законодательством регламентируются отношения по исполнению судебных решений о взыскании за счет средств казны Российской Федерации. Исходя из преамбулы Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетным кодексом Российской Федерации регулируются не только отношения участников бюджетного процесса, и о также порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Также в соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 № 63-Ф3. в рамках комплексной реформы бюджетного процесса, в БК РФ были внесены изменения и понятие главного распорядителя бюджетных средств из п. 5 ст. 158 БК РФ было исключено и дано в ст. 6 БК РФ «Понятие и термины, применяемые в настоящем Кодексе» в соответствии с которой: «главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (пли) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным Кодексом». С 01 января 2006 года Федеральным законом от 27 декабря 2005 года № 197-ФЗ (ред. от 26 апреля 2007) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» введен в действие в новой редакции пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Таким образом, ответственность но соответствующим исковым требованиям возлагается на главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, которым является администрация Базарно-Карабулакского муниципального района. Финансовое управление администрации Базарно-Карабулакского муниципального района не является главным распорядителем бюджетных средств, а лишь является органом исполняющим постановленные судебные акты на основании исполнительных документов. Ответчиком в судебном заседании неоднократно были даны пояснения, о том, что данная формулировка является не верной, однако суд не принял их во внимание. Допущенные судебными инстанциями нарушения являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможно произвести оплату задолженности по вышеуказанному исполнительному листу. Финансовое управление администрации Базарио-Карабулакского муниципального района Саратовской области, считает необходимым уточнить наименование должника для дальнейшего взыскания денежных средств, т.е. указать наименование должника «Администрация Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области». На основании изложенного, Финансовое управление администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, просит в удовлетворении заявления, Гомберг В.Г.,, о признании незаконными бездействия Финансового управления администрации Баразно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по взысканию 301 122 рублей с Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в пользу Гомберг В.Г. отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы искового заявления, возражений на исковое заявление, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что решением Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от <дата> удовлетворены исковые требования Гомберга В.Г. к администрации Базарно-Карабулакскоого муниципального района Саратовской области, финансовому управлению администрации Базарно-Карабулакскоого района Саратовской области о взыскании материального ущерба, постановлено:
Взыскать с администрации Базарно-Карабулакскоого муниципального района Саратовской области в лице финансового управления администрации Базарно-Карабулакского района Саратовской области в пользу Гомберга В.Г. материальный ущерб в размере 301 122 рублей 00 копеек.
В остальной части исковых требований Гомбергу В.Г. – отказать.
Взыскать с Администрации Базарно-Карабулакскоого муниципального района Саратовской области в лице финансового управления администрации Базарно-Карабулакского района Саратовской области за счет средств казны муниципального образования Базарно-Карабулакского района Саратовской области в пользу ООО «<данные изъяты>» расходы за проведение судебной строительно-оценочной экспертизы № от <дата> в размере 26 200 рублей 00 копеек.
Решение обжаловано, вступило в законную силу, о чем имеются сведения на официальном сайте Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области, и что не оспаривалось в судебном заседании.
Исполнительный лист, выданный <дата> Базарно-Карабулакским районным судом Саратовской области на основании указанного решения, направлен истцом <дата> для исполнения в Финансовое Управление Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области (л.д. 6 – заявление, л.д. 7 – сведения об отправке).
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Исполнение судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования регулируется положениями ч. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой:
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования в соответствии с пунктом 3 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме в порядке, установленном финансовым органом муниципального образования, направить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде, а также представить информацию о наличии оснований для обжалования судебного акта.
При наличии оснований для обжалования судебного акта, а также в случае обжалования судебного акта иными участниками судебного процесса главный распорядитель средств бюджета муниципального образования в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта апелляционной, кассационной или надзорной инстанции в окончательной форме обязан в порядке, установленном финансовым органом муниципального образования, представить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах обжалования судебного акта.
В целях реализации муниципальным образованием права регресса, установленного пунктом 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования уведомляет соответствующего главного распорядителя средств бюджета муниципального образования об исполнении за счет казны муниципального образования судебного акта о возмещении вреда.
Муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть установлен порядок представления главным распорядителем средств бюджета муниципального образования в финансовый орган муниципального образования информации о совершаемых действиях, направленных на реализацию муниципальным образованием права регресса, либо об отсутствии оснований для предъявления иска о взыскании денежных средств в порядке регресса.
В силу требований п.п. 5 и 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Истцом не оспариваются бездействия ответчика – Финансового управления Администрации Базарно-Кабабулакского муниципального района Саратовской области по неисполнению судебного акта в установленный законом срок, требования сформулированы иным образом – истец просит признать незаконными бездействие Финансового управления Администрации Базарно-Кабабулакского муниципального района Саратовской области выразившееся в не приостановлении осуществления операции по расходованию средств по счетам по счетам, возложении обязанности приостановить осуществление операции по счетам.
Требования основаны на положениях ст. ст. 242.3 – 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов разных уровней (федерального, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
Указанные статьи действительно предполагают при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возможность приостановления осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.
Однако, решением Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от <дата> денежные средства взысканы ни с казенного учреждения, а с Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, являющейся органом местного самоуправления.
Казанное учреждение в соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и входит в структуру органов местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Доводы представителя истца о том, что Администрация Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области финансируется за счет казны, в связи с чем является казенным учреждением, основаны на кардинально неверном понимании представителем основ гражданского законодательства и муниципального права Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, выразившегося в не приостановлении осуществления операция по расходованию средств по счетам, возложении обязанности приостановить осуществление операций по счетам, суд не усматривает, поскольку обязанности произвести указанные действия при поступлении в финансовый орган администрации муниципального образования исполнительного листа о взыскании денежных средств с Администрации органа местного самоуправления действующее законодательство не предусматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Гомберга В.Г. к Финансовому управлению администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, заинтересованное лицо – Администрация Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в не приостановлении осуществления операция по расходованию средств по счетам, возложении обязанности приостановить осуществление операций по счетам отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись П.А. Замотринская