№ 16-2542/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 06 сентября 2021 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу Сочнева Романа Сергеевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 24 Выборгского района Ленинградской области от 01 декабря 2020 года и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Сочнева Романа Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 24 Выборгского района Ленинградской области от 01 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2020 года, Сочнев Р.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Сочнев Р.С. просит постановление и решение отменить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения и допущенные существенные процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Петрашова И.И. к административной ответственности) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
Согласно материалам дела, дата составления протокола об административном правонарушении и дата совершения административного правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, имеют явные признаки исправления цифры 29 на цифру 28 (л.д.3). Аналогичные признаки исправления даты имеют место в объяснениях Сочнева Р.С. и актах измерения габаритных параметров (л.д.5,6,7).
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В указанной ситуации в силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи необходимо было установить, имело ли место внесение должностным лицом изменений в протокол об административном правонарушении, было ли совершено внесение изменений в протокол в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Для установления данных обстоятельств, помимо прочего, необходимо было истребовать у лица, привлеченного к административной ответственности, полученную им копию протокола об административном правонарушении.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Сочнев Р.С. указывает на то, что с внесенными исправлениями в протокол об административном правонарушении он ознакомлен не был, в подтверждение чего приложил к жалобе полученную им копию протокола об административном правонарушении, где дата его составления и дата совершения административного правонарушения указана 29 сентября 2020 года.
При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения жалобы в Выборгском городском суде Ленинградской области не выполнены требования пункта 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса является основанием для отмены решения судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2020 года и возвращения жалобы Сочнева Р.С. в Выборгский городской суд Ленинградской области на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2020 года, вынесенное в отношении Сочнева Романа Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Жалобу Сочнева Романа Сергеевича на постановление мирового судьи судебного участка № 24 Выборгского района Ленинградской области от 01 декабря 2020 года возвратить в Выборгский городской суд Ленинградской области на новое рассмотрение.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции