ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-10119/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 15 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Жидковой О.В., Широковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Бека А.А. и Ляшко А.Д. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июля 2019 года (№ 2а-2933/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2019 года (№ 33а-23464/2019) по административному исковому заявлению Бека А.А. и Ляшко А.Д. к Государственной Жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., объяснения Бека А.А. и Ляшко А.Д., поддержавших доводы кассационной жалобы, заинтересованного лица Сериковой О.А., полагавшей кассационную жалобу обоснованной, возражения представителя Государственной Жилищной инспекции Санкт-Петербурга Муштаева Д.В., представителей ООО «Профессионал» Осокина К.В. и Гудимова В.И., полагавших судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бек А.А. и Ляшко А.Д. обратились в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным решение Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 25 сентября 2018 года № о включении сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в раздел реестра лицензий, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которым осуществляет ООО «Профессионал»; обязать Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга исключить сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> А, из раздела реестра лицензий, содержащего перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Профессионал».
В обоснование заявленных требований Бек А.А. и Ляшко А.Д. указали, что являются собственниками квартир № и № в доме, расположенном по адресу: <адрес>.
28 февраля 2019 года ими получены судебные приказы о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги в пользу ООО «Профессионал», хотя никаких договорных отношений с данной организаций они не имели. Впоследствии им стало известно, что решением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 25 сентября 2018 года №рл внесены изменения в реестр лицензий по адресу: <адрес> - включены сведения о многоквартирном доме в раздел реестра лицензий, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Профессионал». По их мнению, указанное решение является незаконным, поскольку многоквартирный дом введен в эксплуатацию 26 сентября 2016 года; 16 ноября 2016 года администрацией Фрунзенского района Санкт-Петербурга проведен открытый конкурс на право заключения договора управления указанным выше домом, победителем конкурса признано ООО «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района»; 26 октября 2016 года решением общего собрания собственников многоквартирного дома управляющей компанией выбрано ООО «Профессионал», апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 22 мая 2018 года указанное решение признано недействительным.
Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга неоднократно отказывала ООО «Профессионал» во внесении изменений в раздел реестра лицензий, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Профессионал», по причине несоответствия представленных документов требованиям действующего законодательства, отсутствия договора управления; в письме от 18 мая 2017 года административный ответчик подтвердил, что фактически собственниками многоквартирного дома заключен договор управления с ООО «ЖКС № 2 Фрунзенского района» согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с конкурсной документацией срок действия договора составляет 3 года; ООО «ЖКС № 2 Фрунзенского района» не успело приступить к управлению домом по независящим от него причинам, однако договор управления с ООО «ЖКС № 2» не расторгнут; многоквартирный дом по адресу: <адрес> внесен в реестр лицензий ООО «Профессионал» на основании решения общего собрания собственников помещений от 21 декабря 2016 года (протокол №), которое подтвердило решения, принятые на недействительном собрании от 26 октября 2016 года; кроме того, решение Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 25 сентября 2018 года №рл принято без проверки представленных документов.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2019 года, Бек А.А. и Ляшко А.Д. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2019 года, поступившей в суд первой инстанции 8 апреля 2020 года, Бек А.А. и Ляшко А.Д. ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и не соответствующими фактическим обстоятельствам.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Бек А.А. и Ляшко А.Д. являются собственниками квартир, расположенных в жилом доме № № по <адрес>; Беку А.А. принадлежит квартира № №, Ляшко А.Д. - квартира № №.
В соответствии с пунктом 3.1 протокола собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования № от 21 декабря 2016 года, выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей компанией ООО «Профессионал».
Указанное решение подтверждено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования, оформленного протоколом № от 18 февраля 2017 года.
1 августа 2018 года ООО «Профессионал» обратилось в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга с заявлением о включении в реестр домов, которым управляет ООО «Профессионал», многоквартирного дома, находящегося по адресу: <адрес>
Решением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 25 сентября 2018 года внесены изменения в реестр лицензий по адресу: Санкт-Петербург, ул. Стрельбищенская, д<адрес> А - включены сведения о многоквартирном доме в раздел реестра лицензий, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Профессионал».
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно пункту 51 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в соответствии с частью 4 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации вносятся в реестр лицензий субъекта Российской Федерации путем размещения на официальном сайте соответствующего органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра установлены статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены Порядком, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № № «Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копию договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
Пункт 3 Порядка содержит исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению о внесении изменений в реестр. К заявлению, в том числе должны быть приложены:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт- Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Согласно пункту 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Материалами дела установлено, что обращаясь 1 августа 2018 года в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, ООО «Профессионал» представило к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга: протокол №-С 13 от 26 мая 2018 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проводимого в очно-заочной форме голосования; реестр собственников жилых и не жилых помещений; реестр договоров на управление многоквартирным домом; копии заключенных договоров; протокол № от 18 февраля 2017 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проводимого в очно-заочной форме голосования; приложение № 7 к протоколу № от 18 февраля 2017 года - форма договора между ООО «Профессионал» и собственниками помещений, утвержденная на общем собрании (протокол № от 21 декабря 2016 года); протокол № от 21 декабря 2016 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проводимого в очно-заочной форме голосования; приложение № к протоколу № от 21 декабря 2016 года - форма договора между ООО «Профессионал»; опись документов.
У Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга отсутствовали основания для отказа во внесении сведений в реестр лицензий Санкт-Петербурга по адресу: <адрес>, поскольку ее заключением от 24 сентября 2018 года по результатам проверки заявления установлено соответствие заявления и документов, представленных лицензиатом ООО «Профессионал», требованиям пункта 5 Порядка и 25 сентября 2018 года, в связи с чем принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга по адресу: Санкт- Петербург, <адрес>
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Доводы административных истцов о несогласии с решением об избрании управляющей организацией ООО «Профессионал», принятым на общем собрании собственников многоквартирного дома, оформленным протоколами общего собрания собственников от 21 декабря 2016 года и 18 февраля 2017 года, и не оспоренным ими в установленном законом порядке, правильно оценены судами, как не свидетельствующие о незаконности оспариваемого решения административного ответчика.
Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2019 года без изменения, кассационную жалобу Бека А.А. и Ляшко А.Д. - без удовлетворения.
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2019 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 20 июля 2020 года.