Решение по делу № 2-613/2023 (2-3236/2022;) от 06.12.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2023 года                             г.Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Безденежного Д.В.,

при секретаре Дзанаевой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации м.<адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района <адрес> в лице представителя обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просит признать право собственности муниципального образования муниципального района <адрес> на бесхозяйное недвижимое имущество - сооружение (участок обводной дороги от автодороги М-5 до <адрес>) протяженностью 1890 м, кадастровый .

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что на основании заявления муниципального образования - муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> был принят на учет объект недвижимого имущества сооружение - (участок обводной дороги от автодороги М-5 до <адрес>), протяженностью 1890 м, кадастровый как бесхозяйный объект недвижимого имущества, что подтверждает уведомление Управления Росреестра по <адрес> № КУВД-001/2022-41330012/1.

При этом администрацией были приняты меры к установлению собственника объектов, однако собственника имущества не выявлено.

В течение трех месяцев с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного имущества никто своих прав на данный объект не заявил, спор о праве отсутствует.

Согласно выписки из реестра имущества <адрес> № мио 03/10986 от ДД.ММ.ГГГГ, сооружение - (участок обводной дороги от автодороги М-5 до <адрес>), протяженностью 1890 м, кадастровый в реестре имущества <адрес> не числится.

Согласно выписки из реестра федерального сооружение - (участок обводной дороги от автодороги М-5 до <адрес>), протяженностью 1890 м, кадастровый в реестре федерального имущества не числится.

Поскольку со дня постановки вышеуказанного объекта на учет в качестве бесхозяйного никто о своих правах на него не заявил, истец полагает, что у муниципального образования - муниципального района <адрес> возникло право на обращение в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - сооружение участок обводной дороги от автодороги М-5 до <адрес>), протяженностью 1890 м, кадастровый .

Определением Ставропольского районного суда <адрес> от 23.03.2023г., занесенное в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ППК Роскадастр по <адрес>.

Определением Ставропольского районного суда <адрес> от 25.04.2023г., занесенное в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФГБУ «НП «Самарская Лука», Министерство природы и природопользования РФ, в связи с нахождение объекта на территории ПН «Самарская Лука».

Определением Ставропольского районного суда <адрес> от 26.06.2023г., занесенное в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФКУ «ПОВОЛУПРАВЛЕНИЕ».

Определением Ставропольского районного суда <адрес> от 26.09.2023г., занесенное в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФКУ ПОВОЛЖУПРАВТОДОР, Администрация с.<адрес> м.<адрес>.

Представитель заявителя Администрации м.<адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без своего участия.

Представитель заинтересованного лица ТУ Федеральное агентство по управлению Государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности неявки суду не сообщил. Возражений относительно заявленных требований суду не предоставил.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении без участия представителя. Согласно представленного отзыва, указано на то, что объект недвижимого имущества – сооружение (участок обводной дороги от автодороги М-5 до <адрес>), протяженностью 1890 м, кадастровый в реестре имущества <адрес> по состоянию на 27.12.2022г. не числится.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и картографии <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Возражений относительно требований Администрации м.<адрес> суду не представил.

Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении без участия представителя. Согласно представленного отзыва, перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес> утвержден <адрес> от 09.08.2006г. . Участок обводной дороги от автодороги М-5 до <адрес>, протяженностью 1890 м, кадастровый не включена в указанный перечень, и не является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения или межмуниципального значения в <адрес>.

Представитель заинтересованного лица Федеральное Дорожное Агентство Росавтодор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении без участия представителя. Согласно письменных пояснений указано на то, что по состоянию на апрель 2023 года информация об испрашиваемой автомобильной дороге для внесения в реестр Федерального дорожного агентства не поступала. При этом, правилами не предусмотрено внесение в реестр сведений о кадастровых номерах земельных участков и расположенных на них участок автомобильных дорог. Сооружение дорожного транспорта – участок от автомобильной дороги М-5 до <адрес> не относится к имуществу дорожного хозяйства федерального значения.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ НП «Самарская Лука» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без участия представителя. Согласно представленного отзыва указано на то, что объект капитального строительства участок обводной автомобильной дороги М-5 до <адрес>, кадастровый расположен в границах <адрес> и не входит в границы лесного фонда национального парка, не располагается в заповедной или особо охраняемой зоне, не пересекает границ участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ НП «Самарская Лука».

Представитель заинтересованного лица Министерство Природных ресурсов и экологии РФ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили. Возражений относительно заявленных требований суду не предоставили.

Представитель заинтересованного лица ФКУ «Поволжуправтодор» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении без участия представителя. Согласно представленного отзыва. Согласно представленного отзыва, сооружение дорожного транспорта – участок от автомобильной дороги М-5 до <адрес> с кадастровым номером 63:32:0000000:11214 расположен в границах района <адрес> и находится за пределами полосы отвода автомобильной дороги М-5 «Урал».

Представитель заинтересованного лица Администрации с.<адрес> м.<адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили. Возражений относительно заявленных требований суду не предоставили.

Суд полагает рассмотреть гражданское дело без участия представителя Администрации м.<адрес>, заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы гражданского дела, отзывы заинтересованных лиц, суд, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд рассматривает в порядке особого производства.

В силу ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с пунктом 1 ст.225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозной.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрации права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся. Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием, о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Материалами дела установлено, что на основании заявления муниципального образования - муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> был принят на учет объект недвижимого имущества сооружение - (участок обводной дороги от автодороги М-5 до <адрес>), протяженностью 1890 м, кадастровый как бесхозяйный объект недвижимого имущества, что подтверждает уведомление Управления Росреестра по <адрес> № КУВД-001/2022-41330012/1.

В соответствии с ч.1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 части 1 статьи 50 вышеназванного закона в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Учитывая, что в силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» автомобильные дороги могут находиться в собственности муниципального образования.

Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В течение трех месяцев с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного имущества никто своих прав на данный объект не заявил, спор о праве отсутствует.

Согласно выписки из реестра имущества <адрес> № мио 03/10986 от ДД.ММ.ГГГГ, сооружение - (участок обводной дороги от автодороги М-5 до <адрес>), протяженностью 1890 м, кадастровый в реестре имущества <адрес> не числится.

Согласно выписки из реестра федерального сооружение - (участок обводной дороги от автодороги М-5 до <адрес>), протяженностью 1890 м, кадастровый в реестре федерального имущества не числится. Аналогичный ответ представлен ТУ Росимущества в <адрес>.

Согласно техническому плану сооружения, подготовленного кадастровым инженером ФИО5, назначение сооружения: «Иное сооружение (участок обводной дороги от автодороги М-5 до <адрес>», протяженностью 1980 метров, год завершения строительства сооружения 1986.

Согласно письма ФКУ «Поволжуправтодор» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации м.<адрес> за исх. -ИХС, следует, что заместитель начальника ФИО6 предлагает в целях осуществления реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 «Урал» от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, Строительство путепровода через железную дорогу на <адрес> на автомобильной дороге М-5 «Урал» просит в максимально короткие сроки осуществить мероприятия по снятию с государственного учета части объекта капитального строительства (далее ОКС) с кадастровым номером 63:32:0000000:11214, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 63:32:0000000611625,, 63:00:0000000:692, исключив наложение ОКСа на данные земельные участки или инициировать процедуру их передачи в федеральную собственность.

Из ответа ФНБУ «НП «Самарская Лука» следует, что ОКС с КН 63:32:0000000:11214 расположен в границах <адрес> не входит в состав лесного фонда национального парка, не располагается в заповедной или особо охраняемой зоне, не пересекает границ участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ «Национальный парк «самарская Лука», возражений по исковым требования администрации м.<адрес> не имеют.

Согласно письменных возражений третьего лица Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес>, перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес>, утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Участок обводной дороги от автодороги М-5 до Ново-Самарской <адрес>, протяженностью 1890 метров, с КН 63:32:0000000:11214 не включена в указанный Перечень, и не является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения или межмуниципального значения в <адрес>.

Согласно отзыва ФКУ «Поволжуправтодор» следует, что указанный участок автомобильной дороги расположен на земельном участке с КН 63:32:0000000:8587, разрешенное использование: под существующую федеральную автомобильную дорогу М-5 «Урал». Сооружение с КН 63:32:00000000:11214, расположен в гранцах района Ставропольский, и находится за пределами полосы отвода автомобильной дороги М-5 «Урал», в связи с чем просят заявление удовлетворить.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона N 257-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.

С учетом вышеизложенного, учитывая установленную судом совокупность юридически значимых обстоятельств, подтвержденных документально, в том числе тот факт, об отсутствии собственника у испрашиваемого линейного объекта, а также отсутствие возражения о признании права собственности на него за администрацией м.<адрес>, с целью исполнения возложенных обязанностей, как на орган местного управления, с целью обеспечения безопасности, включая ремонт и их содержание, суд приходит к выводу, что требования муниципального образования - муниципального района <адрес> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Администрации м.<адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – удовлетворить.

Признать право собственности муниципального образования муниципального района <адрес> на бесхозяйное недвижимое имущество - сооружение (участок обводной дороги от автодороги М-5 до <адрес>) протяженностью 1890 м, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ставропольский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                подпись

Копия верна:

Судья

УИД: 63RS0-58

2-613/2023 (2-3236/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация м.р. Старвопольский Самарской области
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Федеральное дорожное агенство Росавтодор
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
ТУ Росимщества в Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
ФКУ «Поволжуправтодор»
Администрация с.п. Александровка
Министерство природных ресурсов и экологии
ФБГУ "Национальный парк "Самарская Лука"
Филиал "ППК Роскадастр" по Самарской области
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Безденежный Д.В.
Дело на странице суда
stavropolsky.sam.sudrf.ru
06.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2022Передача материалов судье
08.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2023Судебное заседание
09.02.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
25.04.2023Судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
28.08.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.09.2023Судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
03.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее