88-5966/2023
2-1779/2022
14RS0019-01-2022-002762-58
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И.,
судей Панфиловой Л.Ю., Власенко И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьева П.В. к акционерному обществу холдинговая компания «Якутуголь» о возложении обязанности по выдаче справки, уточняющей особый характер работы,
по кассационной жалобе АО ХК «Якутуголь» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., судебная коллегия
установила:
Афанасьев П.В. обратился в суд с иском к АО ХК «Якутуголь», указав, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 04.01.1998 в должности электрогазосварщика 3 разряда ручной сварки Автобазы технологического автотранспорта ГП «Якутуголь», с 08.07.2002 он переведен в ОАО ХК «Якутуголь», где осуществлял трудовую деятельность в должности медника, постоянно занятого на лужении и пайке припоями, содержащими свинец, на участке кузнечно-сварочных работ. С 01.03.2004 истец работал в филиале ОАО ХК «Якутуголь» Ремонтно-механический завод в должности медника ремонтной мастерской узлов и агрегатов. С 17.04.2010 истец переведен в ООО «Мечел-Ремсервис» на должность медника на участке работ специализированного цеха по ремонту большегрузных автомобилей и тракторно-бульдозерной техники. С 01.07.2022 по настоящее время истец трудится в должности медника на участке сварочных работ специализированного цеха по ремонту большегрузных автомобилей и тракторно-бульдозерной техники АО ХК «Якутуголь». Работа истца с 2004 года по настоящее время заключается в ремонте автомобильных радиаторов, пайке деталей, лужении, что относится к рабочим профессиям металлообработки. Рабочая смена составляет 12 часов и весь рабочий день он занят на пайке и лужении припоями, содержащими свинец. Истец считает, что стаж его работы в должности медника, постоянно занятого на пайке и лужении припоями, содержащими свинец, дает ему право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. В связи с отказом пенсионного органа в назначении льготной пенсии ввиду отсутствия специального стажа по Списку № 1 истец обратился к работодателю, который выдал ему справку № от 10.08.2022, где указано, что стаж его работы в должности медника дает право на льготное обеспечение в соответствии со Списком № 2, с чем истец не согласен, просил обязать ответчика выдать ему справку, уточняющую особый характер работы и подтверждающую стаж работы в должности медника, занятого на лужении и пайке припоями, содержащими свинец, включаемыми в специальный стаж, предусмотренный Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 и передать в пенсионный орган сведения о наличии у него трудовой пенсии по льготным основаниям.
Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований Афанасьеву П.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2023 года, решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2022 года отменено, принято новое решение об удовлетворении исковых требований Афанасьева П.В.
Постановлено обязать АО ХК «Якутуголь» выдать Афанасьеву П.В. справку, уточняющую особый характер работы и подтверждающую стаж работы в должности медника, постоянно занятого на лужении и пайке припоями, содержащими свинец, включаемый в специальный стаж, предусмотренный Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, дающий право на назначение льготной пенсии в соответствии со статьями 30, 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать АО ХК «Якутуголь» передать в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Республики Саха (Якутия) сведения о наличии у Афанасьева П.В. специального трудового стажа, дающего права на назначение трудовой пенсии по льготным основаниям.
В кассационной жалобе АО ХК «Якутуголь» просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции. Обращает внимание, что в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минтруда России от 04.08.2021 №538н, в подтверждение характера выполняемых работ, документ принимаются Пенсионным фондом, в связи с чем, действующим законодательством не предусмотрено возложение на работодателя обязанности по выдаче справки, уточняющей льготный характер работы.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела и судом установлено, что 04.01.1998 Афанасьев П.В. был принят на работу в автобазу технологического автотранспорта ГП «Якутуголь» электросварщиком 3 разряда ручной сварки.
В период с 08.07.2002 по 29.02.2004 истец осуществлял трудовую деятельность в ОАО ХК «Якутуголь» в должности медника, с постоянной занятостью на лужении и пайке припоями содержащими свинец на участке кузнечно-сварочных работ.
В период с 01.03.2004 по 31.10.2009 истец работал медником 4 разряда, занятым на лужении и пайке припоями, содержащими свинец в ремонтной мастерской узлов и агрегатов.
С 01.11.2009 по 16.04.2010 Афанасьев П.В. был переведен в филиал ОАО ХК «Якутуголь» Ремонтно – механический завод в должности медника ремонтной мастерской узлов и агрегатов.
С 17.04.2010 по 30.06.2022 истец продолжил трудовую деятельность в ООО «Мечел - Ремсервис» в должности медника на участке сварочных работ специализированного цеха по ремонту большегрузных автомобилей и тракторно-бульдозерной техники.
В период времени с 01.07.2022 по настоящее время Афанасьев П.В. трудится в АО ХК «Якутуголь» в должности медника на участке сварочных работ специализированного цеха по ремонту большегрузных автомобилей и тракторно-бульдозерной техники.
Решением Управления установлений пенсий ОПФ России по Республике Саха (Якутия) (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)) от 18.07.2022 в установлении страховой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости требуемого стажа по Списку № 1 не менее 10 лет, не достижением на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости необходимого возраста 50 лет.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Афанасьев П.В. указал на то, что его трудовая деятельность в должности медника 4.5 разрядов участка сварочных работ специализированного цеха по ремонту большегрузных машин и тракторно-бульдозерной техники с 2002 года и по настоящее время протекала в условиях труда, предусмотренных Списком № 1, в связи с чем, данный период подлежат включению в его специальный трудовой стаж, дающий право на назначение льготной пенсии в соответствии со статьями 30, 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку требования истца связаны с непредставлением работодателем соответствующих сведений о льготном характере работы последнего и дающих право на назначение пенсии ранее общего возраста ее достижения, при этом обязанность по предоставлению таких сведений работодателем законом не предусмотрена, то соответственно, основания для возложения на ответчика обязанности по выдаче справки, подтверждающие особый характер работы и дающего право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 отсутствуют.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные сторонами доказательства, указал, что по справке, выданной Афанасьеву П.В. АО ХК «Якутуголь» № от 11.10.2022, последний занят на участке сварочных работ, занят 80 % рабочего времени на ремонте радиаторов.
Формулировка «ремонт радиатора» (радиатор – это теплообменник, техническое устройство, в котором осуществляется теплообмен между средами, имеющими различные температуры). Ремонт (радиатора) – комплекс мероприятий по восстановлению работоспособного или исправного состояния какого-либо объекта и /или восстановление его ресурса. Профессия медника подразумевает 2 вида ремонта: средний (восстановительный) – обычно проводится с частичной заменой узлов и деталей радиатора, подвергшихся износу, либо с их модификацией (наплавка, расточка, лужение, пайка и т.д.), текущий (малый) – ремонт с целью восстановления исправности (работоспособности), а также поддержание эксплуатационных показателей (пайка, лужение и наплавка).
На предприятии используется два способа ремонта: первый –традиционный способ, используя процесс пайки, второй- механический способ, где радиатор собирается с применением уплотнительных соединений. 90 % радиаторов, используемых на предприятии, относятся к первому способу. По виду используемого материала при их изготовлении подразделяются на три вида: медные, медно-латунные, алюминиевые. Для ремонта медных и медно-латунных радиаторов используют припои оловянно-свинцовой марки ПОС-30, ПОС-40, ПОС-61, кислоту соляную марки А, Б 30 % и травленая. Для ремонта алюминиевых радиаторов используют припои фирмы Castolin 192 FBK.
Согласно тарифно-квалификационной карточке в характеристику работ медника 5 разряда от 2008 года включается: выполнение сложных медницких работ с применением всевозможного оборудования, приспособлений и инструмента, гибка труб диаметром свыше 100 мм, изготовление сложных деталей, узлов и изделий кислородных, водородных и гелиевых установок различной производительности с большим числом сопряженных узлов и с установкой арматуры. Пайка швов, работающих под давлением свыше 2,5 МПа и под вакуумом, тугоплавкими припоями. Изготовление и монтаж сложных теплообменников, конденсаторов, ректификационных колонн водородно – гелиевых сжижителей. Монтаж разделительных кислородных аппаратов. Разметка и раскрой сложных разверток криволинейных фигур. Изготовление сферических, фигурных изделий больших габаритов вручную по шаблонам с глубокой выколоткой сферы, с пересечением выпуклых и вогнутых поверхностей в холодном и горячем состоянии. Изготовление шаблонов для производства сложных деталей. Гидравлическое и пневматическое испытание сосудов и арматуры.
Также согласно рабочей инструкции на медника 5 разряда, утвержденной работодателем 12.09.2022, медник обязан выполнять пайку швов, работающих под давлением свыше 2,5 МПа (25 ктс/кВ см) и под вакуумом, тугоплавкими припоями.
Как следует из представленных сведений о полученных истцом наряд -заданиях за спорный период времени, последним выполнялись работы, связанные с пайкой, ремонтом радиаторов автосамосвалов БелАЗ.
Согласно типовому технологическому процессу капитального ремонта радиатора автосамосвалов БелАЗ, ремонт осуществляется только с применением оловянно-свинцовых припоев ПОС -40 (содержание олова 40 %, свинца – 60 %), ПОС – 6 (олово-61 %, свинец – 39 %), ПОС – 30 (олово – 30 %, свинец – 70 %).
В разделе 2а Требований безопасности ГОСТ 21931-76 указано, что процессы производства и пайки (лужения) оловянно-свинцовыми и оловянно- свинцовыми -кадмиевыми припоями могут сопровождаться выделениями токсичных веществ свинца и окиси кадмия, которые в соответствии с ГОСТ 12.1.007 относятся к веществам 1 класса опасности.
Таким образом, работа медника в виду выполнения работником трудовой функции, установленной требованиями ЕКТС для медника 3,4,5 разрядов, уже предполагает выполнение работ по пайке и лужению изделий припоями, содержащими свинец.
Из Сборника норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей, автобусов РД №, утвержденного Министерством транспорта Российской Федерации, ремонт данной техники включает обязательные медницкие работы, в том числе пайку радиаторов. Под пайкой понимается процесс соединения нагретых частей металлоостающихся в твердом состоянии, путем введения в зазор между ними распаленного припоя, металла или сплава, имеющего меньшую температуру плавления, чем основной металл.
Для медницких работ применяются припои, которые делятся на мягкие, или легкоплавкие, плавящиеся при температуре ниже 500 С? и твердые или тугоплавкие, плавящиеся при температуре выше 500 С?. К мягким припоям относят припои марок ПОС-60, ПОС-40, в состав которых входит олово и свинец.
Свинец в автотранспортных предприятиях используется при пайке радиаторов. Так, основными частями автомобильного радиатора системы охлаждения двигателя являются трубки, охлаждающие и опорные пластины, верхний и нижний баки, которые соединяют оловянно – свинцовыми при припоями в единую систему. К наиболее токсичным видам припоя относятся свинец и кадмий.
Для ремонта медных и медно – латунных радиаторов используются припои оловянно – свинцовой марки ПОС-30, ПОС-40, ПОС-61, кислота соляная марки А,Б 30% и травленая.
Как установлено судебной коллегией, работодатель – ответчик АО ХК «Якутуголь», документально определяя вредность условий работы истца по Списку № 2, как медника, признает то обстоятельство, что последний осуществляет трудовую деятельность во вредных условиях труда, использует в своей работе припои, содержащие свинец, о чем свидетельствуют направления на предварительный (периодический) медицинский осмотр (обследование) на имя Афанасьева П.В., где указано о таком производственном факторе в работе медника, как свинец (1.2.30).
При таких данных, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при осуществлении истцом трудовой деятельности в АО ХК «Якутуголь» в должности медника в спорный период времени, последний был постоянно занят на лужении и пайке припоями, содержащими свинец, включаемый в специальный стаж, предусмотренным Списком №1.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции сделан преждевременный вывод.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01.01.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Афанасьева П.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости – 14.07.2022).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ об относимости и допустимости доказательств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.08.2022 работодателем истцу была выдана Справка № ЯХК-1057-СП, из которой следует, что Афанасьев П.В. был принят на работу с 04.01.1998 по 30.10.1998 на должность электросварщика ручной сварки на участке кузнечно-сварочных работ; 01.10.1998 по 07.07.1998 в должности электросварщика на участке кузнечно-сварочных работ; 08.07.2002 по 29.02.2004 в должности медника, постоянно занятого на лужении и пайке припоями содержащими свинец на участку кузнечно-сварочных работ; 01.03.2004 по 31.10.2009 в должности медника в ремонтной мастерской узлов и агрегатов. Работал в филиале ОАО ХК «Якутуголь» ремонтно – механический завод с 01.11.2009 по 16.04.2010 в должности медника ремонтной мастерской узлов и агрегатов. Работал в ООО «Мечел - Ремсервис» с 17.04.2010 по 30.06.2022 в должности медника на участке сварочных работ специализированного цеха по ремонту большегрузных автомобилей и тракторно-бульдозерной техники. ООО «Мечел - Ремсервис» с 01.07.2022 реорганизовано путем присоединения к АО ХК «Якутуголь». Работает в АО ХК «Якутуголь» филиал «Мечел-Ремсервис» с 01.07.2022 по настоящее время в должности медника на участке сварочных работ специализированного цеха по ремонту большегрузных автомобилей и тракторно-бульдозерной техники.
Согласно сведениям из данной справке Афанасьев П.В. работал на должности медника, постоянно занятого на лужении и пайке припоями содержащими свинец на участку кузнечно-сварочных работ, предусмотренной Списку №1, с 08.07.2022 по 29.02.2004, остальное время осуществлял работу на должностях, относящихся к Списку №2.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Афанасьевым П.В. требований о возложении на ответчика обязанности выдать справку, уточняющую особый характер работы и подтверждающую стаж работы в должности, предусмотренной Списком №1, суд апелляционной инстанции руководствовался в том числе ответом работодателя от 11.10.2022 о том, что Афанасьев работает медником на участке сварочных работ, занят 80% рабочего времени на ремонте радиаторов, а также расшифровке формулировки «ремонт радиатора» и фактически дал самостоятельную оценку условиям труда истца, занимающего указанные в период его работы должности, и не учел, что должность электросварщика ручной сварки, электросварщика, медника предусмотрена по Списку № 2, код позиции № 23200000-199906, должность медника, постоянно занятого на лужении и пайке припоями, содержащими свинец, предусмотрена по Списку № 1, код позиции №
Указывая на то, что ФИО2 фактически работал в особо вредных условиях труда по профессии медника, постоянно занятого на лужении и пайке припоями, содержащих свинец, предусмотренной Списком № 1, позиция 1110400-14420, суд апелляционной инстанции не применили к спорным отношениям положения нормативных актов, регулирующих охрану труда и порядок проведения специальной оценки условий труда.
Статьей 209 Трудового кодекса РФ определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса РФ).
Согласно статье 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса РФ).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014 (далее также - Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведения специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 Закона).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).
Таким образом, законом установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Между тем судом апелляционной инстанции положения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусматривающих проведение специальной оценки условий труда, осуществляемой специализированной организацией, а также устанавливающих порядок оспаривания результатов специальной оценки условий труда рабочего места, к спорным отношениям применены не были.
Как следует из материалов дела, данных о том, что Афанасьевым П.В. результаты проведенной в 2016, 2018, 2019 годах специальной оценки условий труда на его рабочем месте, в соответствии с которыми его условия труда отнесены к тяжелым условиям труда по Списку № 2, что дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с работой в тяжелых условиях труда) оспаривались, не имеется.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательства и отражение ее результатов в судебном решении является проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В нарушение приведенных требований процессуального закона суд апелляционной инстанции, перечислив доводы сторон и доказательства, в том числе касающиеся характера работы истца и занятости 80% рабочего времени на ремонте радиаторов, сделал самостоятельный вывод об условиях труда Афанасьева П.В. по Списку № 1.
Суд в силу части 2 статьи 12 и части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ осуществляет общее руководство процессом, в том числе определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, что является необходимым условием для правильного разрешения гражданских дел.
Исходя из предмета спора и основания заявленного Афанасьевым П.В. иска обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора, являлась оценка производственных факторов, идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса по занимаемой Афанасьевым П.В. должности за спорный период.
Указанное обстоятельство, в том числе с учетом нормативно-правового регулирования проведения специальной оценки условий труда, относится к области специальных познаний.
Согласно части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Однако в нарушение приведенных норм процессуального права суд апелляционной инстанции не поставил на обсуждение сторон вопрос о назначении соответствующей судебной экспертизы, посчитав возможным самостоятельно, без привлечения специалистов в области оценки производственных факторов, идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценки уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда установить названные факторы в отношении условий труда истца.
С учетом изложенного, обжалуемое судебное постановления нельзя признать законным, так как оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи