Решение по делу № 2-564/2023 от 11.01.2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

02 марта 2023 года                             г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи:                 Архиповой Е.В.

при секретаре судебного заседания:             Убушиевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-564/2023 по иску Сергиенко А,В. к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о включении отдельных периодов в трудовой стаж, признании решения незаконным, компенсации морального вреда и судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Сергиенко А.В через своего представителя обратился в суд с исковым требованием к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ЯНАО о включении отдельных периодов в трудовой стаж, признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить информацию о размере пенсии, компенсации морального вреда и судебных расходов. В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем пенсии по старости, 31.10.2022 обратился к ответчику в заявлением об осуществлении корректировки сведений индивидуального персонифицированного учета в связи с неучтенным периодом обучения в Речицком СПТУ с <дата> по <дата>. посредством СМС-сообщения ему было сообщено об отказе в удовлетворении заявления, мотивированного отказа он не получал. Полагал отказ ответчика в корректировке сведений и не предоставление ему письменного мотивированного ответа на заявление нарушающими его права. Указал, что длительный период времени не может получить от ответчика достоверной информации о порядке начисления и исчисления размера назначенной ему пенсии, из сведений по ИЛСЗЛ такой информации он получить не может, данные каждый раз разнятся. Направленные ответчиком в его адрес ответы содержат противоречивую информацию, не позволяют достоверно установить порядок исчисления размера пенсии. Переписка с ответчиком длится с 2017 года и не дают положительных результатов. Полагал свои права на информацию нарушенными. По вине сотрудников ответчика 08.10.2017г. ему была назначена пенсия по старости, назначение которой впоследствии ответчиком признано неправомерным, при этом ответчиком в адрес истца было направлено предложение о погашении образовавшейся переплаты. Письмом ответчика от 17.06.2022 истцу сообщено об уменьшении размера назначенной ему пенсии в вязи с перерасчетом стажа работы. На протяжении длительного периода сотрудники ответчика не могут надлежащим образом определить и исчислить стаж работы истца и размер его пенсии. Неквалифицированными действиями ответчика истцу, который вынужден длительный период времени выяснять основания и порядок назначения и перерасчета выпаливаемой ему пенсии, причинен моральный вред, выразившейся в физических (ухудшение здоровья) и нравственных страданиях, утрате доверия к работе государственных органов, утрате чувства справедливости. Просил возложить на ответчика обязанность зачесть в общий трудовой стаж для определения размера пенсии в соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период обучения в Речицком СПТУ с 1 сентября 1981 года по 19 июля 1984 года, признать незаконным решение ответчика об отказе в корректировке сведений персонифицированного учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, возложить обязать предоставить информацию о размере назначенной страховой пенсии по старости по состоянию на 1 ноября 2022 года с учетом индексации ее размера, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 500 000 рублей, судебные расходы в обще сумме 47 700 рублей.

В судебном заседании истец, будучи извещенным надлежащим образом, участия не принимал, представитель истца Федотова Е.А., действующая на основании доверенности, на иске настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представила письменный отзыв на возражения ответчика, указав, что ответчик изначально располагал сведениями о стаже истца, однако своевременных действий по надлежащей реализации истцом пенсионных прав не предпринял, действиями ответчика нарушены не только имущественные, но и личные неимущественные права истца.

Представитель ответчика управляющий Отделения СФР по ЯНАО Колоколова Т.Ф. представила письменные возражения на иск, в которых возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что истец является получателем пенсии по старости с 08.08.2021г. По предоставленным документам, ответчиком произведен расчет стажа истца и учтен наиболее выгодный вариант заработной платы, размер пенсии истца изменялся с учетом проводимой индексации и перерасчетами по сведениям персонифицированного учета и добавлением периодов стажа (учебы). 31.10.2022 года истец обратился через МФЦ с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в связи с периодом учебы в Речицком СПТУ с 1 сентября 1981 года по 19 июля 1984 года. Данный период был зачтен в стаж истца, однако, это не повлияло на размер его пенсии, в связи с чем ответчиком принято решение об отказе в перерасчете размера страховой пенсии. Полагала действия ответчика законными, а требования истца о компенсации морального вреда и судебных расходов – необоснованными, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представители ответчика Федотова Л.М., Подгорная Я.Я., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, указав, что на все обращения истца ответчиком давались мотивированные и подробные ответы. Доказательства направления в адрес истца решения об отказе в удовлетворении заявления о перерасчете от 31.10.2022 предоставить не представляется возможным, поскольку такие документы отсутствуют в выплатном деле истца.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы пенсионного (выплатного) дела, материалы надзорного производства №56ж-2019, приходит к следующим выводам.

В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях").

С января 2015 года пенсионное обеспечение регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" дано определение страхового стажа - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Как следует из материалов дела, материалов выплатного (пенсионного) дела Сергиенко А.В., материалов надзорного производства прокуратуры г. Губкинского, 11.09.2017г. истец обратился в ГУ – УПФ РФ в г. Губкинском ЯНАО с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости, на основании которого ему с 08.10.2017г. решением ответчика от 03.10.2017г. была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых Пенсиях» и законом от 15.05.1991 №1244-1 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установлен размер пенсии 13910,15 рублей.

При проверке исчисления размера назначенной истцу страховой пенсии выявлено неверное применение сотрудниками пенсионного органа норм пенсионного законодательства в сфере пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших ранее трудовую деятельность на территории иного государства. По результатам проверки в связи неправомерным назначением истцу пенсии рассчитана переплата пенсии за период с 08.10.2017г. по 07.08.2021г. в сумме 580 845,84 рублей.

Письмом ГУ – ОПФ РФ по ЯНАО от 01.12.2021г. на обращение истца разъяснены основания признания назначения пенсии необоснованным, принесены извинения, истцу сообщено о последующем уведомлении его о результатах приведения пенсионного дела в соответствие с нормами закона.

С 08.08.2021г. истцу назначена досрочно страховая пенсия по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза" (Заключено в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019).

Обстоятельства, основания и дата назначения истцу досрочно страховой пенсии по старости, стороной истца не оспариваются.

Продолжительность страхового стажа на момент назначения пенсии истцу составила 19 лет 8 месяцев 9 дней, с учетом стажа работы на территории Республики Беларусь - 32 года 10 месяцев, размер пенсии составил 14 903 рубля, в ом числе, страховая пенсия - 7771,19 рублей; фиксированная выплата к страховой пенсии - 7132,49 рублей.

В силу положений п.10 ст.15 Федерального закона "О страховых пенсиях" Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по формуле:

где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери ИПКс каждого умершего родителя или ИПКс умершей одинокой матери определяется исходя из размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера указанной пенсии), исчисленного по формуле, предусмотренной пунктом 1 или 4 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении, если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан";

К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по инвалидности (по случаю потери кормильца) - отношению нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) (в месяцах) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности (по состоянию на день смерти кормильца), к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом (умершим кормильцем) возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;

СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равная 64 рублям 10 копейкам.

Таким образом, расчет пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал, предусмотренный статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пенсионный капитал исчисляется за периоды до 1 января 2002 года и после этой даты. До 1 января 2002 года формируется за счет таких составляющих как: количества лет общего трудового стажа. Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности только до 1 января 2002 года, исчисленная строго в календарном порядке (по их фактической продолжительности); заработка.

Заработная плата при назначении пенсии учитывается за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд трудовой деятельности на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями.

Оценка пенсионных прав может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке пункта 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, либо в порядке пункта 4 названой статьи закона. В случае, если в заявлении о назначении пенсии такой выбор не указан, обязанность по выбору наиболее выгодного варианта пенсионного обеспечения возложена на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для исчисления расчетного пенсионного капитала истца оценка его пенсионных прав была осуществлена ответчиком по наиболее выгодному варианту с применением пункта 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ. Стаж в календарном исчислении на 1 января 2002 года составил 07 лет 06 месяцев 13 дней. При этом отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.

На основании документов, имеющихся в выплатном деле, была учтена заработная плата за период работы с октября 1987 года по декабрь 1991 года в Речицком управлении технологического транспорта № 2 ПО «Белоруснефть», согласно справке от 06.02.2017 № 02-18/00498, выданной РУП ПО «Белоруснефть». В результате расчетов ответчиком был определен наиболее выгодный для истца вариант учета заработной платы, отношение заработков составило - 1,342, и при назначении пенсии учтено максимально возможное отношение заработных плат 1,2.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) истца по состоянию на 1 января 2002 года, выглядит следующим образом: РП = 0,55 х 1,2 х 1671,00 = 1102,86 рублей, где

0,55 — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц составляет 0,55 за 25 лет работы (для мужчин);

1,2 - отношение среднемесячного заработка, представленного для назначения пенсии, к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период;

1 671,00 рублей — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации.

В случае, если застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, при определении расчетного размера трудовой пенсии, величина пенсионного капитала исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.Таким образом, при наличии у истца по состоянию на 1 января 2002 года неполного общего трудового стажа, расчетный пенсионный капитал исчисляется следующим образом: (1102,86 - 450,00) х 252 = 164520,72 рублей, где 1102,86 рублей — расчетный размер трудовой пенсии на 1 января 2002 года (РП); 450,00 рублей - размер базовой части трудовой пенсии в месяц, который установлен законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года (п.1 ст.30 Закона № 173-ФЗ); 252 - количество месяцев ожидаемого периода выплаты при установлении досрочной трудовой пенсии по старости в 2014 году (п.2 ст. 32 Закона № 173-ФЗ).

ПК = 164520,72/300 х 90,4333333 = 49593,86 рублей, где 300 — количество месяцев при необходимом общем трудовом стаже для мужчин 25 лет; 90,4333333 -количество месяцев при имеющемся у истца общем трудовом стаже на 1 января 2002 года к требуемому стажу 25 лет работы для мужчин.

Расчетный пенсионный капитал (ПК) на 31 декабря 2014 года с учетом индексации составил: 49593,86 х 1,307 х 1,177 х 1,114 х 1,127 х 1,16х 1,204 х 1,269 х 1,1427 х 1,088 х 1,1065 х 1,101 х 1,083 = 278460,43 рублей. ПК составит 278460,43 рублей по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Сумма валоризации (СВ) в соответствии со статьей 30.1 Закона № 173-ФЗ (пункты 1 и 2) составляет 10 % величины проиндексированного пенсионного капитала, и, сверх того 1 % за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991. Стаж истца для валоризации составляет полных 6 лет. СВ = 278460,43 рублей х (10 % +6 %) = 44553,67 рублей.

Общая величина расчетного пенсионного капитала, с учетом которого исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (ст. 29.1 Закона № 173-ФЗ) составляет: ПК = 278460,43 + 44553,67 = 323014,10 рублей, где 278460,43 — часть расчетного пенсионного капитала, исчисленного на 31 декабря 2014 года (с учетом индексаций); 44553,67 — сумма валоризации.

Страховая часть трудовой пенсии по старости (СЧ) на 31 декабря 2014 года без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (ст.14 Закона № 173-ФЗ) составляет: СЧ = 323014,10 /252 = 1281,80 рублей, где 323014,10 рублей — сумма расчетного пенсионного капитала (ПК); 252 — количество месяцев ожидаемого периода выплаты при установлении трудовой пенсии по старости в 2014 году (п.2 ст. 32 Закона № 173ФЗ).

Размер страховой пенсии граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Соглашением ЕАЭС с применением п. 1 ст.23 Договора, определяется по формуле: СПст = ФВ + СЧ до 01.01.2002 + СЧ после 01.01.2002, где ФВ - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости (ст.16 Закона № 400-ФЗ).

Исходя из вышеприведенных положений, расчет страховой части трудовой пенсии, исходя из общего трудового стажа, выработанного на территории Белорусской ССР и территории Российской Федерации до 01 января 2002 года (09 лет 01 месяц 25 дней или 110 месяцев), начиная с 15.11.1984 по 09.02.1994 составит: СЧ до 01.01.2002 = 1281,80 руб. / 300 х 90 = 384,54 рублей, СЧ после 01.01.2002 = 388875,15 / 252 = 1543,16 рублей, СЧ = 384,54 + 1543,16 = 1927,70 рублей, где 300 — количество месяцев при необходимом общем трудовом стаже для мужчин 25 лет; 90 — пропорция общего трудового стажа, выработанного на территории Белорусской ССР (бывшего Союза Советских Социалистических Республик) и территории Российской Федерации до 1 января 2002 года; 388875,15 - сумма начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начиная 1 января 2002 года и до 31 декабря 2014 года, 252 - количество месяцев ожидаемого периода выплаты в 2021 году при установлении досрочной страховой пенсии по старости.

Расчет размера страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Закона № 400-ФЗ, при расчете индивидуального пенсионного коэффициента (ИПКс) за периоды до 1 января 2015 года в соответствии с частью 10 статьи 15 Закона № 400-ФЗ составит: ИПКс = 1927,70 / 64,10 = 30,073, где 64,10 рублей - стоимость пенсионного коэффициента на 1 января 2015 года (часть 10 статьи 15 Закона № 400-ФЗ).

Индивидуальный пенсионный коэффициент истца за периоды до 1 января 2015 года составил 30,073.

При подсчете индивидуального пенсионного коэффициента (ИПКн) истца за периоды работы с 1 января 2015 года в соответствии с ч.10 ст.15 Закона № 400-ФЗ. принимается во внимание, что с этого период истец работал на территории Российской Федерации. В соответствии со сведениями выписки из индивидуального лицевого счета на дату назначения (08.08.2021) досрочной страховой пенсии по старости ИПКн составляет - 45,629.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) в соответствии с частью 9 статьи 15 Закона № 400-ФЗ составил: ИПК = 30,073 + 45,629 = 75,702, где 30,073 - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 1 января 2015 года; 45,629 - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды с 1 января 2015 года.

Размер страховой пенсии по старости (СП) в соответствии с ч.1 ст.15 Закона № 400-ФЗ, составит: СП = 75,702 х 98,86 = 7483,90 рублей, где: 75,702 - индивидуальный пенсионный коэффициент; 98,86 — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.

Фиксированная выплата (ФВ) к страховой пенсии по старости, исходя из страхового стажа, выработанного на территории Белорусской ССР и территории Российской Федерации (18 лет 00 месяцев 27 дней или 217 месяцев) составила: ФВ = 9066,72 / 300 х 217 = 6558,26 рублей, где: 9066,72 рублей — фиксированная выплата с учетом повышения, установленная пенсионным законодательством Российской Федерации на дату назначения истцу страховой пенсии.

Расчет размера страховой пенсии по старости (СПст) истцу на дату назначения (08.08.2021) выглядит следующим образом: СПст = СП + ФВ = 7483,90 + 6558,26 = 14042,16 рублей, в том числе: страховая пенсия - 7483,90 рублей; фиксированная выплата к страховой пенсии - 6558,26 рублей.

При поступлении формуляра «О стаже работы», представленного Управлением по труду, занятости и социальной защите населения Речицкого районного исполнительного комитета Гомельской области Республики Беларусь от 20.04.2022 № 06-46/58, страховой стаж был пересчитан в соответствии с переходными положениями статьи 12 Соглашения ЕАЭС, в соответствии с разделом 2 формуляра «О стаже работы» были учтены следующие периоды: с 13.03.1992 по 31.12.2002; с 01.01.2003 по 31.12.2005; с 01.01.2006 по 29.03.2007; с 16.05.2007 по 02.06.2008; с 01.01.2010 по 31.05.2011. В период работы с 13.03.1992 по 09.02.1994 в Речицком управлении технологического транспорта уплата страховых взносов производилась в пенсионный орган Республики Беларусь. В связи с чем, период с 13.03.1992 по 09.02.1994 был исключен из подсчета продолжительности страхового стажа, учтенного ранее при исчислении размера страховой пенсии на территории Российской Федерации. Данное обстоятельство повлекло за собой уменьшение размера страховой пенсии истца. Размер страховой пенсии был пересмотрен 23 мая 2022 года с даты назначения (08.08.2021), и ее размер составил 13879,35 рублей, в том числе: страховая пенсия - 7441,98 рублей; фиксированная выплата к страховой пенсии – 6 437,37 рублей.

Страховой стаж был пересмотрен в связи с поступлением справки от 18.02.2022 № 03-27/709, выданной Речицким управлением технологического транспорта, по периоду работы истца с 26.07.1984 по 10.11.1984 в Речицком управлении технологического транспорта № 2 ПО «Белоруснефть», размер страховой пенсии был перечитан с 26 сентября 2022 года в беззаявительном порядке с даты назначения пенсии (08.08.2021), в подсчет продолжительности страхового стажа истца дополнительно включены периоды стажа работы на территории Республики Беларусь с 16.05.2007 по 02.06.2008 и с 01.01.2010 по 31.05.2011 согласно формуляру «О стаже работы», продолжительность страхового стажа составила 35 лет 7 месяцев 3 дня. Размер пенсии составил 4 042,16 рублей, в том числе: страховая пенсия – 7 483,90 рублей; фиксированная выплата к страховой пенсии – 6 558,26 рублей.

С 01.01.2015г. повышение размера страховой пенсии осуществляется посредством индексации стоимости пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к страховой пенсии, однако в силу положений ч.ч.1,2 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Как установлено в судебном заседании, истец с момента назначения ему пенсии по старости осуществляет трудовую деятельность, таким образом, перерасчет и выплата пенсии ему осуществляется без учета индексаций и корректировок до момента прекращения трудовой деятельности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перерасчет размера пенсии, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 названной статьи (изменение группы инвалидности или причины инвалидности), производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.

Такой же порядок перерасчета размера пенсии установлен пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Закона.

В соответствии с пунктом 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 2 настоящих Правил, с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. Лицо, обратившееся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для включения (зачета) в страховой стаж период.

Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17 ноября 2014 г. утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Указанные Правила предусматривают, что в случае несогласия заявителя с распоряжением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, данное распоряжение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее распоряжение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом.

Распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее распоряжение) могут быть обжалованы заявителем в суд (п. 62).

Из представленной копии документа об образовании – диплома серии В№467169 следует, что истец проходил обучение в Речицком СПТУ №6 в период с 01.09.1981 по 19.07.1984.

31.10.2022г. истец через МФЦ обратился с заявлением о проведении перерасчета пенсии, приложив к заявлению диплом об обучении в Речицком СПТУ №6 с 01.09.1981 по 19.07.1984. Как видно из содержания заявления (раздел 3), находящегося в выплатном деле истца, Сергиенко А.В. просил произвести корректировку сведений о персонифицированном учете пенсионных прав в связи с поданными им сведениями.

По информации ответчика, органом пенсионного обеспечения было принято решение о зачете в подсчет продолжительности страхового стажа спорного периода учебы с 01.09.1981 по 19.07.1984. Страховой стаж с учетом периода обучения составил 38 лет 5 месяцев 22 дня. При этом включение период учебы в трудовой стаж истца не повлияло на размер назначенной пенсии, поскольку назначение пенсии истцу было осуществлено в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и ст.12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза.

Таким образом, исходя из приведённых выше норм действующего законодательства, оснований для возложения на ответчика обязанности включить период обучения в Речицком СПТУ №6 с 01.09.1981 по 19.07.1984 в трудовой стаж истца и признании решения ответчика на обращение от 31.10.2022 незаконным – не установлено, пенсия назначена истцу правомерно, размер пенсии определен верно, порядок расчета пенсии неоднократно доводился до сведения истца в мотивированных ответах на его обращения, исковые требования в этой части не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, истец обратился к ответчику 31.10.2022г. с заявлением о перерасчете размера пенсии, указав в разделе 3 заявления просьбу о корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета. Сведений о вынесении ответчиком мотивированного решения по обращению истца и направления его в адрес Сергиенко А.В. – материалы дела не содержат, отсутствует такая информация и в выплатном деле истца. Представитель ответчика в судебном заседании завила, что доказательств направления мотивированного ответа на заявление истца от 31.10.2022г. не имеется.

В силу статьи 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Требования к порядку рассмотрения обращений граждан установлены Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу ст. 33 Конституции РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (статья 10 Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право, помимо прочего, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.).

Обращаясь к ответчику через МФЦ, истец использовал установленную форму обращения, заполнив заявление о перерасчете размера пенсии, приложив необходимые документы о стаже (учебе), и изложив в содержании заявления просьбу о корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета. Включив в трудовой стаж истца спорный период учебы, ответчик произвел подсчет стажа и определил, что его увеличение на размер пенсии не повлияло, при этом мотивированного ответа на заявление истцом получено не было, по вопросу проведения корректировки сведений индивидуального персонифицированного учета обращение истца рассмотрено не было, мотивированный ответ органом пенсионного обеспечения не был дан истцу, данные обстоятельства ответчиком не оспаривались. Таким образом, вышеприведенные требования Федерального закона N 59-ФЗ ответчиком выполнены не были, допущены нарушения порядка рассмотрения обращения истца, необходимая информация истцу представлена не была, следовательно ответчиком нарушено право истца на рассмотрение его обращения и на предоставление ему информации о пенсионном обеспечении. При этом, разъяснения, содержащиеся в п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в данном случае применимы быть не могут, так как в рассматриваемом случае ответчиком допущено нарушение личный неимущественных прав истца.

Согласно положений ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с положениями ст.1099-1101 ГК РФ, п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. Статьей 151 первой части ГК РФ, указанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.

Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Например, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Таким образом состав ответственности за причинение морального вреда включает в себя: претерпевание морального вреда, то есть наличие у потерпевшего физических и нравственных страданий; неправомерное действие или бездействие причинителя вреда, умаляющее принадлежащие потерпевшему нематериальные блага или создающие угрозу такого умаления; наличие причиной связи между неправомерными действием (бездействием) и моральным вредом, вина причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.

Нормами права ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В исковом заявлении и в своих пояснениях истец сообщает о причинении ему действиями (бездействием) ответчика морального вреда, выразившегося в отрицательных эмоциях, физических (ухудшение здоровья) и нравственных страданиях, утрате доверия к работе государственных органов, утрате чувства справедливости. Доказательств, свидетельствующих о наличии у истца в результате действий ответчика глубоких нравственных и физических страданий (нахождения в состоянии сильного психического стресса, ухудшения состояния здоровья и т.д.) - суду не представлено, приложенная к исковому заявлению медицинская документация о прохождении истцом диспансеризации и обследования, выписки из амбулаторной карты не свидетельствуют о наличии ухудшения здоровья истца, связанного с его обращением ответчику. Вместе с тем, как следует из материалов дела и установленных обстоятельств, Сергиенко А.В. длительный период вынужден был неоднократно обращаться к ответчику с одними и теми же требованиями о разъяснении ему порядка назначения и исчисления размера пенсии. В результате ошибок сотрудников органа пенсионного обеспечения ему изначально была необоснованно назначена и неверно исчислена пенсия по старости, что привело к образованию переплат и уменьшению размера пенсии. Данные обстоятельства, в силу положений ч.4 ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 10 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", сами по себе не являются самостоятельным основанием для привлечения органа пенсионного обсечения к гражданско-правовой ответственности, в том числе возмещении морального вреда, однако указанные обстоятельства при оценке степени нравственных страданий истца от незаконных действий ответчика, подлежат учету, как повышающие степень значимости обратной связи ответчика с истцом при его последующих обращениях. Непредоставление ответчиком информации по обращению, не могло не отразиться негативным образом на эмоциональном состоянии истца, а также на формировании его отношения к органам и учреждениям пенсионного обеспечения, явилось причиной обращения истца за судебной защитой. В исковом заявлении истец выразил недоверие к пенсионной системе.

Оценивая объем причиненных истцу моральных и нравственных страданий, степень влияния выявленного нарушения требований закона на психическое, эмоциональное состояние истца, образ его жизни и индивидуальные особенности, преклонный возраст, нахождение на пенсии по старости, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и с учетом фактических обстоятельств дела, принципов разумности и справедливости полагает компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей достаточной для восстановления нарушенных прав Сергиенко А.В.

При этом доводы стороны истца о ненадлежащих рассмотрениях ответчиком его предыдущих обращений не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Представителем истца не отрицалось, что на все обращения истца (кроме 31.10.2022) он получал мотивированные ответы, содержание ответов приведено в соответствующих информационных письмах ПФР, доводы иска в этой части по своей сути, выражают несогласие истца с существом ответов на его обращения, порядком подсчета стажа и определения размера выплачиваемой ему пенсии, однако не свидетельствуют о незаконности данных ответов, а также о нарушении прав.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с положениями абз.3 п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Как видно из материалов дела, представленная доверенность от 22.11.2022г., удостоверенная врио нотариуса города Губкинского ЯНАО Сахабутдиновой Г.Р., выданная на имя Федотовой Е.А., вышеприведенным критериям соответствует, поскольку в ней содержатся сведения о ее выдаче от имени истца для участия Федотовой Е.А. в конкретном деле по настоящему спору, стоимость расходов определена в доверенности в сумме 2 000 рублей, ввиду чего, имеются основания для взыскания расходов на оформление данной доверенности с ответчика пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в сумме 40 рублей (10000*2000/500000).

Порядок распределения расходов между ответчиками и произведенный истцом расчет сумм суд признает правильным, поскольку исходя из требований истца, на каждого из ответчиков возлагается обязанность возместить истцу расходы, понесенные в связи с направления корреспонденции данному ответчику.

Согласно ч.1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной затрат, получателем которых является лицо, оказывающее юридические услуги. Размер этой суммы определяется соглашением сторон. Факт оказания юридических услуг подтверждается платежным документом.

В соответствии с положениями ч.ч.1-3 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

    В соответствии с ч. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

    Как видно из дела, между истцом и представителем Федотовой Е.А. заключено соглашение (договор поручения) от 25.11.2022 года, по условиям данного соглашения доверитель поручил, а поверенный принял к исполнению поручение, включающее представление интересов истца в суде по данному спору. Стоимость услуг согласно договору составила 45 000 рублей. Факт заключения и исполнения соглашения сторонами у суда сомнений не вызывает.

Денежные средства в размере 45 000 рублей были оплачены заявителем представителю Федотовой Е.А. согласно приложенному акту приема- передачи денежных средств от 25.11.2022г. Факт оказания юридических услуг подтверждается приведёнными выше документами и материалами дела.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ, изложенными в Постановлении от 21.01.2016 N 1 суд, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет соответствующих доказательств, однако в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ).

При разрешении вопроса о судебных издержках расходы, связанные с оплатой услуг представителя, как и иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, требуют судебной оценки на предмет их связи с рассмотрением дела, а также их необходимости, оправданности и разумности; возмещение стороне расходов на оплату услуг представителя может производиться только в том случае, если сторона докажет, что в действительности имело место несение указанных расходов, объем и оплату которых, в свою очередь, определяют стороны гражданско-правовой сделки между представителем и представляемым лицом, позволяющей им включить в перечень расходов на оплату услуг представителя в том числе затраты, понесенные представителем в связи с явкой в суд (проезд, проживание, питание и т.д.).

Учитывая объем исковых требований, который бал удовлетворен судом (2%), категорию и сложность дела, объем оказанных представителем услуг, составление и подача искового заявления, подача отзыва на письменные возражения ответчика, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, количество и продолжительность судебных заседаний (2 судебных заседания суда первой инстанции), соотносимость произведенных расходов с объектом судебной защиты, суд считает размер судебных расходов пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в сумме 900 (10000*45000/500000) рублей подлежащим взысканию с ответчика и соответствующим критерию разумности.

Принимая во внимание, что в соответствии со ст.333.36 НК РФ истец был освобождён от уплаты государственной пошлины, оплаченная им по чеку –ордеру государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит возвращению истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, судебные расходы 940 рулей, в удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Вернуть из бюджета Сергиенко А,В. уплаченную им государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления, через Салехардский городской суд.

    В окончательной форме решение изготовлено 9 марта 2023 года.

Председательствующий                                                                          Е.В. Архипова

2-564/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сергиенко Андрей Валерьевич
Ответчики
ГУ-Отделение Пенсионного Фонда РФ по ЯНАО
Другие
Федотова Екатерина Анатольевна
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Архипова Елена Владимировна
Дело на странице суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
11.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2023Передача материалов судье
12.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Судебное заседание
10.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее